2. 3 Оценка реализации целей таможенного тарифа и предоставления тарифных льгот
Таможенный тариф имеет ряд характеристик, которые необходимо обозначить:
- средняя ставка таможенной пошлины;
- соответствие адвалорных, специфических и комбинированных ставок в тарифе;
- дифференциация ставок в тарифе;
- реализация принципов построения тарифа (эскалация – повышение ставок пошлин по мере роста степени технологической обработки товара; эффективный тариф – установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производства с высокой долей вновь созданной стоимости);
- тарифный шаг (например, 5 – на адвалорные ставки 0, 5, 10, 15, 20, 25%).
Таможенный тариф выполняет, прежде всего, бюджетообразующую функцию, поэтому методы формирования таможенно-тарифной политики ориентированы на фискальные меры. При такой оценке таможенного тарифа он имеет ряд слабых сторон: абсолютный размер ставок пошлин не учитывает платежеспособность населения; при завышенных ставках пошлин не учитывались уклонение от причитающихся платежей через неверное декларирование товаров, по коду ТН ВЭД, где ставки ниже.
Высокие ставки пошлин эффективны лишь в случае, когда необходимо ограничить ввоз тех или иных товаров. Если такая цель не ставиться, высокие ставки не способствуют ведению честного бизнеса и в конечном итоге приводят к сокращению сумм таможенных платежей. Вместе с тем относительное снижение уровня ставок пошлин благоприятно сказывается на внешнеторговой деятельности и позволяет увеличить поступления в бюджет.
Использование таможенного тарифа в целях регулирования внешней торговли используется на основе применения целого комплекса средств. Основным из них являются ставки пошлин, которые приводят к удорожанию товара и тем самым делают его менее конкурентоспособным. Соответственно это влечет за собой уменьшение их ввоза или вывоза Применяемые ставки экспортных и импортных таможенных пошлин утверждаются постановлениями Правительства РФ с учетом конкретных сложившихся внутренних и местных условий.
Необходимо еще раз обозначить цели таможенного тарифа: рационализация товарной структуры ввоза товаров; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в ТС; защита экономики ТС от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции ТС в мировую экономику.
Фискальная функция таможенного тарифа является наиболее актуальной для РФ, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США – не более 1,5%), то в российском бюджете – до 50–60% его доходной части. В соответствии с требованиями развития мирового хозяйства и ВТО (особенно в условиях вступления РФ в ВТО в ближайшее время) назрела необходимость снижения средней ставки таможенного тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.
Т.к. соотношение ввоза и вывоза товаров в ТС уравновешено (сальдо торгового баланса положительно), то значит, что вторая цель таможенного тарифа выполняется полностью.
Что касается третьей цели (создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в ТС), то тариф непосредственно влияет на стоимость ввозимых товаров, т.е. высший орган ТС вправе устанавливать (уменьшать или увеличивать) ставки таможенных пошлин на товары, которые находятся в группе риска (например, машины и оборудование).
Экономика ТС защищается от неблагоприятной конкуренции извне с помощью специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, или устанавливая повышенные ставки на неблагоприятные для экономики товары. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественного производства и конкурирующие иностранные товары, проводить определенные экономические, научно-технические, экологические, валютно-финансовые политики в области внешнеэкономической деятельности, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов. Предельные ставки ввозных таможенных пошлин зависят от торгово-политических отношений России к странам или группам стран и от национальной системы преференций.
Что касается тарифных льгот, то принципиально новыми для РФ были следующие тарифные льготы: в отношении авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для ремонта и технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов иностранного производства; в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему; сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государств – членов ТС в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности, в соответствии с законодательством этого государства. С 1 июля 2010 г. таможенными органами РФ было предоставлено тарифных преференций на сумму 464 млн. долл.
Несмотря на большую работу, проведенную в части унификации применения тарифных льгот и тарифных преференций в рамках ТС, существует ряд проблемных вопросов, требующих решения. К ним можно отнести:
1. В соответствии с пунктом 8 Решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 г. № 18 в ТС в срок до 01.07.2010 года необходимо было провести работу по внесению соответствующих изменений в законодательные акты. Однако, до настоящего времени корректировка положений Закона РФ «О таможенном тарифе» с учетом действия международных соглашений не произведена.
2. Согласно пункту 3 статьи 6 Соглашения от 25 января 2008 г. порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин должен устанавливаться Комиссией ТС. Несмотря на это, порядок предоставления тарифных льгот по-прежнему определен национальным законодательством государств-членов ТС.
3. Применение тарифных льгот в отношении отдельных категорий товаров, ввозимых в РФ, не представляется возможным в связи с нерешенностью ряда принципиальных вопросов. В частности, это касается случая освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины технологического оборудования, комплектующих, запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государства- участника ТС в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства-участника ТС в соответствии с законодательством этого государства-участника ТС. Реализация данной льготы невозможна в связи с отсутствием порядка отнесения инвестиционных проектов к приоритетным. Данная норма прописана в Федеральном законе от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", является не действующей, но может быть применена для реализации данной тарифной льготы.
Решение рассмотренных выше проблемных вопросов позволит повысить эффективность применения системы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, увеличить товарооборот между нашими странами, а также обеспечить поступления в федеральный бюджет.
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта
- Введение
- 1. Роль тарифных льгот в регулировании внешнеторговой деятельности
- 1.1 Сущность и место таможенного тарифа во внешнеторговой политике
- 1. 2 Экономическая сущность преференций, особенности единой системы преференции Таможенного союза
- 1. 3 Нормативно-правовая база Таможенного союза, касающаяся тарифных преференций
- 2. Влияние тарифных льгот на развитие производства в Российской Федерации
- 2. 1 Динамика внешнеторгового оборота в России
- 2. 2 Анализ ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза по таможенным процедурам
- 2. 3 Оценка реализации целей таможенного тарифа и предоставления тарифных льгот
- Глава 3. Повышение эффективности использования тарифных льгот
- 3. 1 Совершенствование единой системы преференций
- Заключение
- Список использованных источников