1. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: методы регулирования импорта, регулирующие органы
Импорт является частью внешнеторговой деятельности, которая в свою очередь является составной частью международной экономической деятельности. Международные экономические отношения строятся государствами с учетом как их собственных интересов, так и интересов других стран и третьих лиц. Поэтому регулирование международных отношений в любых сферах, в том числе и в сфере экономики, и в частности в области международной торговли, является важной функцией государства.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ осуществляется в целях обеспечения благоприятных условий для этого вида деятельности, а также для защиты экономических и политических интересов России.
Основным нормативным документом, определяющим основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности - и, в частности, импортных операций - является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ).1Этот закон определяет основные цели внешнеторговой политики РФ, ее принципы, а также инструменты государственного регулирования этой сферы, подразделяя последние на инструменты таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. К первым относятся ввозные и вывозные таможенные пошлины, ко вторым– квоты, лицензии, исключительное право на экспорт (импорт), наблюдение за экспортом(импортом) отдельных видов товаров, а также специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. В качестве целей внешнеторговой политики РФ в законе выделено «создание
благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг». Принципы государственного регулирования заключаются в следующем:
1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
3) единство таможенной территории РФ;
4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);
5) обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам РФ и осуществление возникающих из этих договоров прав РФ;
6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике РФ;
10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий(бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории РФ.1
Согласно действующему законодательству РФ, внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.1
Основными целями внешнеторговой политики любого государства являются:
- сохранение экономической и политической независимости страны, - сохранение военного превосходства, - обеспечение экономического роста, - оптимальное включение страны в международное разделение труда, - защита российских производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, - поддержание равновесия платежного баланса страны посредством
регулирования импорта товаров,
- обеспечение потребностей внутреннего рынка в случае
критического недостатка сельскохозяйственных или иных товаров
посредством регулирования экспорта таких товаров.2
Вопросами регулирования внешнеторговых отношений РФ занимаются Президент РФ, Правительство РФ и Министерство экономического развития, Минпромторг. Кроме того, непосредственное отношение к регулированию внешней торговли России имеют Федеральная таможенная служба (подотчетная Минэкономразвития), Федеральная налоговая служба и Федеральная служба по финансовому мониторингу (входят в структуру министерства Финансов), Центральный банк РФ.
В структуре Минпромторга функционирует Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основными задачами которого являются: 1) подготовка предложений по выработке государственной политики в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением РФ к Всемирной торговой организации; 2) подготовка проектов нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы государственного регулирования внешнеторговой деятельности за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением РФ к Всемирной торговой организации.1
Изучив законодательство в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, можно выделить следующие группы методов государственного регулирования:
1. Протекционистские и либеральные (в зависимости от направленности действия). Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Меры либерализации имеют целью снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. Применение этих мер производится в соответствии с выбранным курсом внешнеторговой политики государства. Обычно применяется так называемый смешанный вариант внешнеторговой политики.
2. Экономически и административные (в зависимости от характера воздействия).
Административные меры – меры прямого ограничения экспорта или импорта. Административный метод регулирования ВЭД представляет собой систему организационно-правовых и специальных мер по ограничению, запрету, контролю над импортом или экспортом. Административные методы регулирования ВЭД включают в себя квотирование, лицензирование, эмбарго, валютный контроль,
административные барьеры.
Экономические меры воздействуют через экономические интересы. Они связаны с использованием стоимостных категорий – кредиты, налоги, таможенные пошлины. При использовании экономического метода окончательное право выбора импортного или национального товара сохраняется за потребителем. К экономическим методам регулирования внешнеторговой сферы относятся страхование экспортных кредитов, налоговые поощрения участников ВЭД, снижение косвенного налогообложения, предоставление государственных гарантий по экспортным / импортным кредитам.
3. Тарифные и нетарифные (в зависимости от видов применяемых приемов и инструментов регулирования). Тарифные методы предполагают использование таможенных тарифов в качестве инструмента регулирования ВЭД. Нетарифные методы регулирования включают кроме указанных административных барьеров также импортные депозиты и налоги на экспортно-импортные операции.
Границы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и углубления вовлеченности страны в международное разделение труда, с другой – необходимостью защиты национальной экономики и внутреннего рынка от неблагоприятного внешнего воздействия, предотвращением угрозы национальной безопасности, защитой национальных экономических интересов.1
Более детальную классификацию методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности дает В.В. Покровская, выделяя тарифные и паратарифные (нетарифные) методы госрегулирования ВЭД, при этом административные и экономические меры объединены в нетарифные.2 (Приложение А)
Остановимся поподробнее на некоторых мерах регулирования:
- Тарифные методы. Импортные тариф регулирует экономический климат в стране (цены, прибыль, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты). Импортный тариф базируется на Законе “О таможенном тарифе”.
- Нетарифные (паратарифные методы). К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров; различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Эти меры официально не ставят целью регулирование внешней торговли, но порой оказывают на нее существенное влияние.
- Финансовые меры. Для регулирования внешней торговли могут вводиться правила совершения валютных операций.
- Меры контроля за ценами. Данные меры имеют целью защиту национальных интересов производителей. Для защиты некоторых уязвимых секторов экономики могут применяться антидемпинговые меры, компенсационные меры и др.
- Количественный контроль. На ввоз и вывоз товаров устанавливаются количественные ограничения (квоты).
- Лицензирование. Для ввоза определенных товаров требуется получить установленный документ. Таким образом осуществляется наблюдение за торговлей этими товарами.
- Монополизация. Государство устанавливает свою монополию на торговлю определенными товарами вообще или на внешнюю торговлю ими.
- Технические барьеры. Включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам безопасности. 1