logo
Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств

1.2 Излишне уплаченные таможенные пошлины, налоги и их возврат

Излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, которые установлены законодательством государства-члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Таможенное право. Халипов С.В. Учебник, 2006 3-е изд. - стр. 227

Суммы таможенных платежей, процентов и экономических санкций, излишне поступившие в доход республиканского бюджета в результате неправильного их исчисления либо нарушения установленного порядка взимания, по требованию плательщика подлежат возврату либо зачету в счет предстоящих платежей. гл. 7 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь При этом порядок возврата (зачета) таможенными органами излишне поступивших сумм таможенных платежей, взимаемых таможенными органами процентов и экономических санкций практически аналогичен и регламентирован. гл. 8 Инструкции о порядке исчисления, уплаты и контроля за уплатой таможенных сборов за таможенное оформление, таможенной пошлины, акцизов и налога на добавленную стоимость от 16 августа 2001 г. № 45

Суммы уплаченных или взысканных таможенных платежей и процентов могут рассматриваться как излишне уплаченные или взысканные в следующих случаях:

1. суммы таможенных платежей пересчитаны при корректировке таможенной стоимости;

2. уплата или взыскание произошли в результате неправильного применения ставок таможенных платежей, официального курса иностранных валют, устанавливаемых Национальным банком;

3. уплата или взыскание произошли в период действия льгот по уплате таможенных платежей;

4. в отношении товара восстановлен режим наибольшего благоприятствования или преференциальный режим;

5. уплата произошла вследствие арифметической или технической ошибки;

6. нарушен установленный порядок уплаты или взыскания;

7. плательщиком в добровольном порядке перечислены суммы таможенных платежей в счет будущих платежей либо сверх начисленных;

8. в иных предусмотренных законодательством случаях.

Основанием для возврата (зачета) излишне уплаченных сумм таможенных платежей является также аннулирование либо отзыв таможней выданного таможенного разрешения на использование товаров в таможенных режимах, условием установления которых является их уплата.

Для возврата (зачета) излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей их плательщику (под которым понимается декларант либо иное лицо, на котором лежала обязанность уплатить таможенные платежи, но не обязательно то лицо, которое их фактически уплатило) в таможню необходимо представить следующие документы:

- письменное заявление (в произвольной форме), в котором указываются обоснование возврата (зачета), подлежащая возврату (зачету) излишне уплаченная (взысканная) сумма, вид платежа, реквизиты соответствующего платежного документа, а также банковские реквизиты плательщика. Если за плательщика уплату производило иное лицо, то в заявлении можно указать банковские реквизиты этого лица, которому подлежит возвратить излишне уплаченные либо взысканные суммы;

- копии документов, на основании которых исчислялись и уплачивались суммы таможенных платежей ;

- экземпляры платежных документов, подтверждающих уплату сумм таможенных платежей с заверенной должностным лицом таможни информацией о выявленных фактах излишней уплаты и их копии (впоследствии по требованию плательщика оригиналы платежных документов могут быть возвращены). В случае, если вся сумма таможенных платежей, уплаченная в соответствии с платежным документом, является излишне уплаченной, то представляется экземпляр такого платежного документа и его копия;

- иные документы по требованию таможенного органа. Таможенное право. Халипов С.В. Учебник, 2006 3-е изд. - стр. 228-229

Глава 2. Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных

средств

2.1 Правила возврата таможенных пошлин, налогов и иных денежных

средств

Правила, в соответствии с которыми производится исчисление и уплата таможенных платежей, четко определены и закреплены законодательством. Это дает возможность лицам, перемещающим товары через таможенную границу, заранее ознакомиться с требованиями таможенных органов по взиманию таможенных платежей и самостоятельно просчитать возможные суммы таможенного налогообложения товаров. http://www.tamcenter.ru/articles/tamozhennaja_stoimost/45/

Однако, несмотря на установленный порядок исчисления таможенных платежей, могут иметь место случаи их уплаты в размере большем, чем установлено законодательством.

Денежные средства могут уплачиваться в большем размере с намерением их использования в будущем, при последующих поставках товаров. При этом не учитывается, когда будут проводиться эти поставки (если вообще будут). Перечисленные суммы не являются конкретными таможенными платежами в отношении определенных товаров до того, как таможенному органу не будет заявлено об этом в таможенной декларации. Такого рода платежи называются авансовыми.

Иногда деньги перечисляются сверх сумм, исчисленных по конкретной таможенной декларации. Такие авансовые поступления являются своего рода «страховкой» от возможных изменений курсов валют или норм законодательства. Там же

Встречаются переплаты и иного рода. Это излишне уплаченные суммы по конкретной таможенной декларации в отношении конкретного товара. Они либо связаны с изменением законодательства, влияющим на исчисленные ранее суммы (в сторону уменьшения платежей), либо образовались в результате ошибки, допущенной при исчислении таможенных платежей. Как правило, излишняя уплата таких платежей выявляется в результате контроля правильности исчисления таможенных платежей уже растаможенных товаров.

Самыми распространенными ситуациями, влекущими высвобождение таможенных платежей, являются последующее использование налоговой льготы, восстановление режима наиболее благоприятствуемой нации или режима предоставления тарифных преференций. Возможен пересчет таможенной стоимости в результате ее корректировки. Приведенные случаи объединены своей «восстанавливающей» характеристикой (восстанавливается льгота, тарифная преференция, более льготный режим либо налоговая база). http://www.tamcenter.ru/articles/tamozhennaja_stoimost/45/

Об излишней уплате можно говорить и в отношении таможенных платежей, перечисленных в таможню за товары, которыми, в конечном счете, заинтересованное лицо не пользуется (не вправе пользоваться, утратило право на их использование). Приведем исчерпывающий перечень таких ситуаций: Там же

- помещение лицом товаров под таможенный режим отказа в пользу государства;

- принудительное безвозмездное обращение товаров в собственность государства;

- утрата товаров вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения;

- аннулирование свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим, требующий уплаты таможенных пошлин и налогов, либо отказ в выдаче такого свидетельства таможенным органом.

И наконец, излишне уплаченными считаются денежные средства, признанные таковыми по решению суда. Так как известно, что решение суда, вступившее в законную силу, является обязательным для всех юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, индивидуальных предпринимателей и граждан и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Таможенного союза. http://www.tamcenter.ru/articles/tamozhennaja_stoimost/45/

По желанию плательщика излишне уплаченные суммы можно вернуть. При обращении за возвратом необходимо учитывать, что таможня возвращает платежи только тем лицам, на которых законодательством была возложена обязанность уплаты этих платежей (плательщикам таможенных платежей). Данное правило действует и в случае, если при декларировании товаров денежными средствами организации распоряжался таможенный агент (указанный субъект не является плательщиком, и ему таможенные платежи не могут быть возвращены). Там же

В качестве плательщика могут выступать юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели.

Рассмотрим действия, которые необходимо предпринять для возврата излишне уплаченных таможенных платежей.

Если в процессе таможенного оформления товаров плательщики оперативно учитывали величину остатков денежных средств по конкретному платежному документу, то определить размер излишне уплаченной суммы не трудно. В противном случае необходимо «поднять» платежные документы, подтверждающие факт перечисления сумм платежей в таможню, и таможенные документы, где указана определенная законодательством сумма подлежащих к уплате платежей за конкретный товар.

Платежными документами являются:

- платежные поручения (если уплата была произведена в безналичном порядке);

- квитанции к приходному кассовому ордеру (если уплата была произведена наличными денежными средствами в кассу таможни);

- квитанции формы ПД-4;

- иные документы, подтверждающие произведенный платеж.

Таможенными документами являются (те из них, которые имеются):

- таможенные декларации;

- формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей КТС-1 или КТС-2;

- свидетельство о возмещении льгот по уплате таможенных платежей;

- свидетельство по отсрочке или рассрочке уплаты таможенных платежей;

- бланк уплаты таможенных платежей и процентов в отношении иностранных сырья, материалов, комплектующих;

- бланк платежей таможенного режима временного ввоза;

- иные документы, в соответствии с которыми производится исчисление и уплата таможенных платежей.

Излишне уплаченная сумма, как правило, устанавливается как разница между суммой, уплаченной по платежному документу, и суммой, истребованной таможней и указанной в соответствующей графе таможенного документа.

Таким образом, следует внимательно проверять каждый платежный документ, фиксируя при этом его реквизиты, вид платежа (таможенная пошлина, НДС, акцизы, таможенные сборы и т.д.) и, конечно, сумму остатка.

Для дополнительного контроля можно обратиться в таможенный орган за отчетом о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Такой отчет таможня обязана представить в письменной форме не позднее тридцати календарных дней со дня получения требования. В случае несовпадения остатков денежных средств с представленными таможней в отчете проводится их совместная выверка.

Сведения о сумме платежей, подлежащих возврату, их видах, реквизитах платежных документов, согласно которым такие платежи были уплачены, в дальнейшем будут нужны при написании заявления на возврат денежных средств.

До оформления обращения на таможню плательщику необходимо убедиться в том, что он не имеет неисполненного налогового обязательства по уплате таможенных платежей, а также задолженности по уплате процентов или пеней, т.е. не имеет долгов перед таможней.

Следует иметь в виду, что таможенный орган вправе самостоятельно зачесть излишне уплаченные суммы в счет имеющейся задолженности перед государством и возвратить только ту сумму, которая останется после такого зачета.

2.2 Определение сумм излишне уплаченных таможенных пошлин,

налогов и иных денежных средств

Если в процессе таможенного оформления товаров плательщики оперативно учитывали величину остатков денежных средств по конкретному платежному документу, то определить размер излишне уплаченной суммы не трудно. В противном случае необходимо «поднять» платежные документы, подтверждающие факт перечисления сумм платежей в таможню, и таможенные документы, где указана определенная законодательством сумма подлежащих к уплате платежей за конкретный товар. http://tamagent.biz/forum_mbb/showthread.php?tid=158

Платежными документами являются:

- платежные поручения (если уплата была произведена в безналичном порядке);

- квитанции к приходному кассовому ордеру (если уплата была произведена наличными денежными средствами в кассу таможни);

- квитанции формы ПД-4;

- иные документы, подтверждающие произведенный платеж.

Таможенными документами являются (те из них, которые имеются):

- таможенные декларации;

- формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей КТС-1 или КТС-2;

- свидетельство о возмещении льгот по уплате таможенных платежей;

- свидетельство по отсрочке или рассрочке уплаты таможенных платежей;

- бланк уплаты таможенных платежей и процентов в отношении иностранных сырья, материалов, комплектующих;

- бланк платежей таможенного режима временного ввоза;

- иные документы, в соответствии с которыми производится исчисление и уплата таможенных платежей.

Излишне уплаченная сумма, как правило, устанавливается как разница между суммой, уплаченной по платежному документу, и суммой, истребованной таможней и указанной в соответствующей графе таможенного документа. Там же

Таким образом следует внимательно проверять каждый платежный документ, фиксируя при этом его реквизиты, вид платежа (таможенная пошлина, НДС, акцизы, таможенные сборы и т.д.) и, конечно, сумму остатка.

Для дополнительного контроля можно обратиться в таможенный орган за отчетом о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Такой отчет таможня обязана представить в письменной форме не позднее тридцати календарных дней со дня получения требования. В случае несовпадения остатков денежных средств с представленными таможней в отчете проводится их совместная выверка.

Сведения о сумме платежей, подлежащих возврату, их видах, реквизитах платежных документов, согласно которым такие платежи были уплачены, в дальнейшем будут нужны при написании заявления на возврат денежных средств.

До оформления обращения на таможню плательщику необходимо убедиться в том, что он не имеет неисполненного налогового обязательства по уплате таможенных платежей, а также задолженности по уплате процентов или пеней, т.е. не имеет долгов перед таможней. http://tamagent.biz/forum_mbb/showthread.php?tid=158

Следует иметь в виду, что таможенный орган вправе самостоятельно зачесть излишне уплаченные суммы в счет имеющейся задолженности перед государством и возвратить только ту сумму, которая останется после такого зачета. Там же

2.3 Правила заполнения обращения в государственный орган,

уполномоченный в области таможенного дела

Возврат платежей может осуществить только та таможня, в которую они были перечислены. Если таможенное оформление товаров производилось в разных таможнях и соответственно авансовые платежи были перечислены на различные счета республиканского бюджета, то возвращать эти суммы каждая из таможен будет отдельно в пределах сумм, излишне перечисленных на открытый для нее счет. Следовательно, необходимо обращаться за возвратом в каждую из этих таможен.

Обращение в таможню должно быть составлено в письменной форме в виде заявления, с обязательным указанием:

- обстоятельств, в соответствии с которыми у плательщика имеются излишне уплаченные денежные средства;

- суммы платежей, подлежащей возврату;

- видов таких платежей;

- реквизитов платежных документов, согласно которым суммы платежей были уплачены.

В заявлении также должны быть указаны банковские реквизиты плательщика (наименование банка, МФО банка, расчетный счет), а если плательщик желает возвратить денежные средства на расчетный счет иного лица (третьего лица) - банковские реквизиты такого лица. Следует отметить, что перечисление денег на иной счет, чем счет плательщика возможно только в случае, если возвращаемые суммы платежей были уплачены за плательщика таким третьим лицом. http://prozakon.su/a63?id=36700

Кроме того, если денежные средства были уплачены наличными в кассу таможенного органа, то в заявлении необходимо отразить пожелание о возврате их в виде наличных денежных средств.

В заявлении также можно выразить свое согласие либо несогласие с возможностью возврата денежных средств, перечисленных в таможню в иностранной валюте, в рублях или в иной иностранной валюте, официальный курс рубля к которой установлен. Такой вопрос может возникнуть в случае, если у таможенных органов отсутствуют денежные средства в той иностранной валюте, в которой был произведен платеж. При этом для целей пересчета иностранной валюты применяется официальный курс рубля к иностранной валюте, установленный на день возврата излишне уплаченных сумм платежей.

Заявление должно быть подписано руководителем юридического лица (иным уполномоченным лицом) и заверено печатью юридического лица, содержать фамилию, имя, отчество лица либо руководителя юридического лица (иного уполномоченного лица), а также полное наименование юридического лица, место жительства или место нахождения лица либо юридический адрес юридического лица. http://prozakon.su/a63?id=36700

Сведения, указанные в заявлении, подтверждаются документально. Следует отметить, что требуется представить только те сведения, которые имеют существенное значение для решения вопроса о возврате платежей и не представлялись таможне ранее.

Чтобы ускорить процедуру рассмотрения заявления, документы, влияющие на принятие решения о возврате, должны быть представлены в таможню одновременно с заявлением.

Данное заявление может быть подано плательщиком не позднее трех лет со дня уплаты рассматриваемой суммы. По истечении указанного срока излишне уплаченные суммы не возвращаются.

День излишней уплаты таможенных или авансовых платежей необходимо определять следующим образом:

1) если уплата была произведена наличными денежными средствами либо в кассу таможенного органа либо в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию, поселковый, сельский исполнительный и распорядительный орган или организацию связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь - день внесения плательщиком в указанную организацию таких сумм платежей;

2) если уплата была произведена в безналичном порядке, причем на счете плательщика было достаточно средств для исполнения этого платежного поручения в полном объеме - день сдачи плательщиком платежного поручения банку на перечисление причитающихся сумм таможенных или авансовых платежей;

3) если уплата была произведена в безналичном порядке, однако на счете плательщика отсутствовали средства в количестве, достаточном для исполнения этого платежного поручения в полном объеме, - день исполнения банком платежного поручения плательщика на перечисление причитающихся платежей;

4) при обращении сумм обеспечения в причитающиеся таможенные платежи - день подачи в таможенный орган заявления плательщика в письменной форме о таком обращении;

5) при взаимозачете причитающихся таможенных платежей и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед плательщиком.

Итак, при желании возвратить излишне уплаченные платежи - таможенные или авансовые - необходимо соблюсти указанные выше требования по оформлению заявления в таможню и его представлению.

Следует отметить, что плательщик не всегда уплачивает денежные средства добровольно. При выявлении таможенными органами фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин и налогов таможенные органы выставляют требование об их уплате. При этом исчисление подлежащих уплате таможенных платежей производится таможенным органом. Неисполнение указанного требования является основанием для применения таможенными органами мер по принудительному взысканию таможенных платежей. Если в результате таких мер фактически взысканная в качестве таможенных пошлин и налогов сумма денежных средств превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством, такие денежные средства признаются излишне взысканными таможенными платежами. Для их возврата приведенные выше требования должны быть исполнены в полной мере. http://tamagent.biz/forum_mbb/showthread.php?tid=158 При этом днем излишнего взыскания таможенных платежей является:

1) если денежные средства были бесспорно взысканы таможенным органом за счет наличных денежных средств плательщика - юридического лица - день внесения в банк наличных денежных средств для их зачисления на счета таможенного органа;

2) если денежные средства были бесспорно взысканы таможенным органом за счет безналичных денежных средств плательщика - юридического лица - день исполнения банком платежного требования таможенного органа на бесспорное взыскание таможенных платежей;

3) если денежные средства были взысканы с плательщика в судебном порядке за счет его имущества (за исключением денежных средств плательщика - юридического лица, которые взыскиваются в бесспорном порядке) - день принятия банком платежного документа на перечисление таможенному органу денежных средств;

4) при обращении сумм обеспечения в причитающиеся таможенные платежи в ситуации, когда плательщик нарушил установленные ограничения, требования или условия, исполнение которых было обеспечено внесением таких сумм, - день принятия таможенным органом решения об обращении сумм обеспечения в причитающиеся таможенные платежи.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных платежей по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других платежей. Излишне уплаченные или взысканные суммы могут быть зачтены в счет уплаты конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретного товара или товарной партии, оформленных по конкретной таможенной декларации, либо в счет предстоящих таможенных платежей. Кроме того, излишне перечисленные суммы могут быть зачтены как в уплату таможенных платежей (таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов), так и в уплату пеней, процентов и других возможных платежей, взимаемых таможней.

Ранее зачетом признавался факт перечисления суммы авансовых платежей, излишне уплаченных на счет, открытый для одной таможни, в счет подлежащих уплате таможенных платежей на счет, открытый для другой таможни. Такое перечисление действительно возможно, и оно применяется исключительно для упрощения процедуры уплаты таможенных платежей. Однако такую процедуру в настоящее время нельзя рассматривать как зачет. Это не что иное, как уплата таможенных платежей иным лицом за счет плательщика. Существующие правила зачета платежей здесь не уместны.

При зачете излишне уплаченных или взысканных пеней, процентов и иных сумм, перечисленных в республиканский бюджет на счета, открытые для таможни, либо при их возврате приведенные выше требования подлежат исполнению.

Существует категория таможенных платежей, которые не являются излишне уплаченными, но также могут быть возвращены. Это те суммы таможенных пошлин и налогов, которые были уплачены в отношении товаров, помещенных под таможенный режим реимпорта или реэкспорта.

2.4 Порядок рассмотрения обращения в таможенный орган

Должностное лицо таможни, которому поручено рассмотреть заявление на возврат денежных средств, в обязательном порядке проверяет:

1) порядок оформления заявления (правильно ли оформлено заявление, указаны ли в нем необходимые для возврата сведения, полнота таких сведений, указано ли лицо, подающее заявление);

2) наличие либо отсутствие у плательщика неисполненного налогового обязательства по уплате таможенных платежей, пеней, процентов;

3) своевременность подачи заявления. Трехлетний срок исчисляется со дня, следующего за днем уплаты таможенных платежей (по каждому платежному документу), по день регистрации поданного плательщиком заявления в таможне;

4) фактическое поступление уплаченных сумм платежей на счет республиканского бюджета, открытый в соответствии с законодательством для таможни, а также сведения, указанные в заявлении, в частности, сумму платежей, подлежащих возврату, виды таких платежей, реквизиты платежных документов, согласно которым суммы таможенных платежей были уплачены. Проверка осуществляется путем сверки с данными о платежных документах, суммах и видах платежей, имеющимися в таможне;

5) указанные плательщиком в жалобе обстоятельства, в соответствии с которыми у него имеются излишне уплаченные денежные средства. Также просматриваются документы, подтверждающие такие обстоятельства, либо иные документы, представленные плательщиком. http://tamagent.biz/forum_mbb/showthread.php?tid=158

В результате проведенной проверки таможней либо выносится окончательное решение по заявлению, либо в связи с недостатком информации плательщику направляется запрос. Рассмотрим некоторые возможные ситуации.

1. Установлено, что поданное заявление составлено с нарушением требований, т.е. не в полной мере указана информация о лице, его подавшем.

Данный факт говорит об анонимности поданного заявления. Как и любое иное обращение, такое заявление не может быть рассмотрено. В описанном случае таможня отказывает в рассмотрении заявления, вынося соответствующее решение.

2. Если у плательщика имеется налоговое обязательство по уплате таможенных платежей, пеней или процентов перед таможней, которое в установленный срок не было исполнено, сумма, востребованная к возврату, не возвращается. Таможенный орган самостоятельно зачитывает такие суммы в счет неисполненного обязательства.

По факту зачета в течение пяти календарных дней со дня его проведения выносится соответствующее решение, которое направляется плательщику. Если сумма к возврату превышает имеющуюся задолженность, то оставшиеся после зачета платежи таможня может вернуть.

3. В результате исчисления срока, прошедшего со дня уплаты возвращаемых платежей до дня подачи заявления на такой возврат, установлено, что он превышает три года. В этом случае таможня выносит решение об отказе в возврате излишне уплаченных сумм таможенных или авансовых платежей.

4. В результате проверки сведений, указанных в заявлении, установлено, что:

- реквизиты платежных документов, указанные в заявлении плательщика, не соответствуют реквизитам платежных документов, по которым фактически были перечислены денежные средства. Решение таможни здесь очевидно - это решение об отказе в возврате излишне уплаченных сумм платежей. http://tamagent.biz/forum_mbb/showthread.php?tid=158

Однако может возникнуть иная ситуация, когда указанными в заявлении платежными документами денежные средства были перечислены на иную таможню, чем ту, куда подали заявление. В этом случае отказа не будет. Таможня, получившая заявление, самостоятельно, в пятидневный срок, вместе с необходимыми материалами обязана направить его в другую таможню по компетенции. Лицо, подавшее заявление, будет уведомлено о факте пересылки документов;

- размер излишне уплаченной суммы, указанный плательщиком в заявлении, превышает сумму, имеющуюся по данным таможни. В этом случае таможня возвратит лишь ту сумму, которая является излишне уплаченной по ее данным. При этом таможней также выносится решение об отказе в возврате излишне уплаченных сумм платежей (в размере разницы между суммой, поименованной в заявлении плательщика, и суммой, возвращенной таможней).

5. Представленных документов недостаточно для принятия решения. Данный факт не является причиной отказа в возврате денежных средств. Таможенный орган обязан письменно запросить недостающие документы у плательщика, указав их перечень и срок представления. Срок подачи дополнительных документов определяется таможней самостоятельно, но он должен быть достаточен для того, чтобы данное требование могло быть исполнено плательщиком.

В случае непредставления необходимых документов плательщиком таможенным органом выносится письменное решение об отказе в возврате излишне уплаченных сумм таможенных или авансовых платежей. При этом плательщик может повторно обратиться в таможенный орган с заявлением и представить необходимые документы.

Таможенный орган, признав факт излишней уплаты или взыскания платежей, принимает решение об их возврате.

Возврат платежей осуществляются либо в рублях, либо в иностранной валюте. Все зависит от того, в каких денежных единицах были уплачены возвращаемые суммы платежей. Однако при рассмотрении заявления на возврат платежей, уплаченных в иностранной валюте, таможня может столкнуться с проблемой отсутствия этой валюты на ее счетах. В этом случае возврат может быть произведен в имеющейся валюте либо рублях (при пересчете используется курс, действующий на день возврата). Замена валюты может быть произведена только с согласия плательщика.

Денежные средства, уплаченные в безналичном порядке, возвращаются также в безналичном порядке. В случае уплаты платежей наличными в кассу таможенного органа их возврат может быть осуществлен как наличными денежными средствами из кассы таможенного органа, так и в безналичном порядке. Это также решает плательщик, указав способ возврата в своем заявлении.

Общий срок, включающий рассмотрение заявления о возврате, принятие решения о возврате и непосредственно возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных или авансовых платежей, не может превышать 30 календарных дней, исчисленных с момента подачи заявления. Однако существует единственный случай, когда фактически времени уйдет больше, чем один месяц, - при непредставлении заявителем полного пакета документов одновременно с подачей заявления на возврат. Это не является продлением срока. При запросе документов срок, установленный таможней для их представления, не включается в срок рассмотрения заявления.

Итогом рассмотрения заявления, по которому принято решение о возвращении денежных средств, является предъявление в банк поручения на перечисление сумм излишне уплаченных платежей на расчетный счет плательщика либо иного лица, указанного в заявлении, либо их выдача наличными.

Если при рассмотрении заявления плательщика о возврате таможенным органом не выявлены факты излишней уплаты или излишнего взыскания либо установлено нарушение иных условий, необходимых для возврата, принимается решение о невозвращении денежных средств. Таможенный орган в указанный выше срок обязан вынести письменное решение об отказе в возврате таких платежей и направить его плательщику.

Любое из указанных решений принимается руководителем либо уполномоченным заместителем таможенного органа.

Следует отметить, что при возврате уплаченных сумм таможенных платежей такие суммы не индексируются, проценты или пени по ним не начисляются. Исключение составляет лишь возврат излишне взысканных денежных средств. Они будут возвращаться с процентами при условии, что были взысканы на основании незаконных решений таможенных органов либо неправомерных действий или бездействия их должностных лиц. Проценты исчисляются за каждый день взыскания. Процентная ставка принимается равной 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на день направления платежного поручения банку на возврат плательщику этих сумм.

Все изложенное в полной мере относится и к зачету излишне уплаченных сумм таможенных и авансовых платежей, а также к возврату и зачету излишне взысканных сумм таможенных платежей. Различны лишь сроки зачета. Решение о зачете принимается в течение пяти рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления о зачете излишне уплаченной суммы, а сообщить плательщику о зачете в счет предстоящих платежей необходимо не позднее десяти дней со дня проведения такого зачета.

Глава 3. Проблемы, возникающие при возврате таможенных пошлин,

налогов и иных денежных средств

Как известно, при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации взимаются таможенные платежи, которые включают в себя: ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов. При этом применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом. Одновременно с этим предусмотрены случаи применения льгот и таможенных преференций по уплате таможенных платежей. В самом простом виде это заключается в том, что декларант (претендент) на получение таких льгот обязан представить на таможню документы, подтверждающие соответствующие заявленные (льготные) условия. Ст. 124 ТК РФ То есть, иными словами, вместе с представлением таможенной декларации, в которой, помимо всего прочего, указаны сведения, необходимые для исчисления и взимания таможенных платежей, должна содержаться информация о наличии у лица, перемещающего товары, льгот по уплате таможенных платежей.