logo
Анализ таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

1.1 Роль таможенного регулирования ВЭД в современных условиях

Таможенная деятельность неразделимо связана с возникновением, развитием и регулированием торговли.

Начиная с конца 80-х годов стало ощущаться, как сначала СССР, а затем Россия со странами СНГ втягиваются в стремительное спиральное движение по обновлению всего механизма внешнеэкономической и таможенной деятельности.

В период с 1991 по 1997 гг. создается Государственный Таможенный Комитет РФ, утверждаются Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе» (1993 г.), в 1995 г. принимается Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в РФ» и наконец в 1997 г. - Федеральный закон «О таможенной службе России». В этот же период Россия становится страной наблюдателем во Всемирной торговой организации (ВТО/ГАТТ) и членом Всемирной таможенной организации (ВТО/СТС), а также членом Европейского парламента ЕС.

Начиная с 2001 года Россия адаптирует ряд действующих или принимает новые законодательные акты, с целью скорейшего присоединения к ВТО как полноправный субъект международно-правовых отношений по торговле товарами и услугами. Законодательные инициативы по изменению российской нормативной базы нашли отражение в распоряжении Правительства РФ от 8 августа 2001 г. №1054-р, которое утвердило «План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО».

Это не простое перечисление фактов внутренней работы или участия России в международном регулировании товарообменных процессов, за всем этим просматривается огромная работа по созданию новых механизмов управления во внешнеторговой деятельности и в таможенном деле; гармоничному вхождению страны в мировое экономическое сообщество; подготовке таможенных кадров, отвечающих современным требованиям.

Мировое сообщество особо остро ощущает наступление новой эпохи - информационной, которое требует уже сегодня применения нового типа управления - информационного. Сегодня ни одна страна в мире не сможет в одиночку справиться с лавиной информационного потока или огромной массой подделок и фальшивок, обрушивающихся на мировое сообщество.

Каждые 15 лет (а вскоре 5-10 лет) происходит удвоение количества видов производимых товаров, растет скорость распространения новых технологий в единицу времени, резко увеличивается сфера услуг, растет проблема защиты интеллектуальной собственности. Сегодня стало ясно, что благосостояние страны не определяется ни богатыми природными ресурсами, ни мощью денежного капитала. Теперь решающее значение имеют уровень образования, объем накопленных знаний и владение информацией /11/.

Российская Федерация стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела, которое развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми нормами и практикой.

Организационно-правовые основы управления в таможенном деле России постепенно обретают черты цивилизованности и интегрированности в общие международные процессы. Российское таможенное законодательство начинает делать первые шаги по восприятию и применению мирового таможенного законодательного опыта. Реализация этого опыта осуществляется в трех направлениях /6/.

Первое направления связано с таможенно-правовым сотрудничеством России со странами СНГ и ближнего зарубежья. Примером такого подхода является подписание большинством стран СНГ Соглашения о принципах таможенной политики и о постепенном формировании таможенного союза этих государств. Подписание государствами-участниками СНГ Соглашения о создании зоны свободной торговли и создание Таможенного союза четырех стран (России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана) говорит о конкретных практических результатах данного направления.

Второе направление - это участие России в международных торгово-таможенных организациях, таких как Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная таможенная организация (ВТО/СТС) и др. С января 1992 г. Россия является и наблюдателем во Всемирной торговой организации, членом ВТО/СТС, принимая участие в разработке проектов международных таможенных конвенций и рекомендательных документов по таможенно-правовым вопросам.

И, наконец, третье направление связано со сближением таможенного дела Российской Федерации с общепринятыми нормами и практикой. Если раньше режим и процедура пропуска товаров определялись исходя из того, кто являлся субъектом внешнеторговой сделки, то сейчас главный критерий объект такой сделки, то есть конкретный товар. Поэтому не случайно с каждым днем повышается важность и роль Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) /7/.

История становления таможенных органов России показала, что за достаточно короткий срок в стране произошло становление дееспособной таможенной службы. Создана и совершенствуется законодательная база таможенного дела. Сформированы механизмы наполнения доходной части государственного бюджета, регулирования внешнеэкономической деятельности, борьбы с контрабандой и правонарушениями в сфере таможенного дела. Формируется разветвленная таможенная инфраструктура.

Сформирована многоуровневая система управления таможенными органами. Сформирован кадровый состав таможенной службы. Внедряются элементы компьютеризации и информационного обеспечения в практическую деятельность таможенных органов. В то же время, в условиях проводимых экономических реформ, характеризующихся новой инвестиционной политикой, структурной перестройкой хозяйственной и внешнеэкономической деятельности, дальнейшим развитием рыночных отношений, интеграцией в международные торговые и таможенные организации, возникает необходимость создания современной таможенной службы, отвечающей вышеперечисленным условиям /11/.

Таким образом, организационно-управленческие основы администрирования в таможенном деле представляет собой сложный, динамично развивающийся механизм. Дальнейшее развитие таможенного дела связано с развитием и укреплением международной экономической интеграции России в мировой экономике.

Это обстоятельство предъявляет противоречивые требование к таможенной системе: необходимо повысить качество администрирования ВЭД таким образом, чтобы с одной стороны обеспечить высокую скорость внешнеторгового оборота с иностранными партнерами, а с другой -обеспечить полноту собираемости таможенных платежей, а также соблюдение таможенного законодательства /34/.

В условиях, когда деятельность таможенных органов становится все сложнее и многограннее, а объем ресурсов, выделяемых государством на развитие таможенной службы, снижается, особую актуальность приобретает задача повышения эффективности работы таможенных органов, модернизации таможенной службы. Международное сообщество накопило богатый опыт по модернизации и внедрению эффективного государственного администрирования внешнеторговыми операциями.

В новых противоречивых условиях развития внешнеэкономической деятельности появилась острая необходимость создания современных систем управления и технологий ее регулирования. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства. Первое, в условиях глобализации мировой торговли проблему совершенствования управления внешнеэкономической и таможенной деятельностью необходимо рассматривать и исследовать как единую, системную проблему. И второе - в таких условиях эффективность управления внешней торговлей будет зависеть не только от эффективности системы мер тарифного и нетарифного регулирования, но в значительной мере от уровня информатизации сферы внешнеэкономической деятельности.

Сфера ВЭД, как объект информатизации, - это большая, неоднородная, распределенная, многоуровневая, открытая, информативно неопределенная макросистема. Ее отличают сложная структура товарных и финансовых потоков, комбинированный механизм регулирования и самоорганизации, большие объемы и большая размерность контролируемых и регулируемых параметров /9/.

Для таможенной службы наступил период освоения новых моделей таможенной политики и управления, регулирования международного обмена, умения быстро адаптироваться и адекватно реагировать на постоянно меняющуюся внешнеэкономическую среду.

Современные тенденции мирового развития внешнеэкономической деятельности заложили идею глобальной гармонизации и унификации таможенного дела, сокращения времени на таможенные процедуры, интеграции и стандартизации таможенных технологий входящих в состав таможенных систем и ее инфраструктуры /18/.

По оценкам Всемирной таможенной организации (WCO) реализация этой идеи обещает снижение потерь времени и себестоимости международных грузоперевозок на 20-25 % по сравнению с нынешним уровнем. О приоритетности этого направления свидетельствуют и практические шаги в области таможенного регулирования: гармонизация системы описания и кодирования товаров (международную Конвенцию о Гармонизированной Системе (ГС) на сегодня подписало около 100 стран); унификация правил и документов в таможенном деле; создание таможенных союзов и единых информационно-правовых пространств; организация международных режимов по экспортному контролю; международных транспортно-логистических (TEDIM, CARNET ATA,TIR), таможенных (CustCom, TVINING) и информационных программ и технологий (EDI-технология, концепция автоматизации-NAG, CDM-технология) и др. /14/.

Вместе с тем следует отметить, что ни внедрения новых таможенных структур и технологий, ни совершенствование таможенных процедур и сферы предлагаемых таможенных услуг в целом не компенсируют отсутствие методической ясности в вопросах сокращения времени и упрощения таможенных операций в современной таможенной системе.

Активное включение России в мировую внешнеэкономическую систему и в процесс создания единой системы безопасности, рост объемов регулирования внешнеторговых операций, широкое внедрение новых информационных технологий привели к тому, что в последние годы таможенная система подверглась значительным изменениям, стала более крупной, сложной и многомерной в своей деятельности /34/.

В России, основные функции, связанные с контролем и регулированием ВЭД, осуществляет федеральная таможенная служба, с помощью механизма таможенного регулирования ВЭД.

Таможенное регулирование представляет собой деятельность по установлению порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, что предполагает создание благоприятных условий (таможенных правил) для перемещения товаров, основанных на учете интересов государства /5/.

Другими словами, таможенное регулирование - это не сами таможенные правила, а деятельность, связанная с их установлением, изменением, внесением необходимых дополнений либо отменой отдельных из них.

Основной целью таможенного регулирования в России является обеспечение его экономических интересов, а именно:

- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

- содействие проведению структурной перестройки;

- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;

- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;

- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;

- стимулирование развития национальной экономики;

- содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России /10/.

Структура современного таможенного регулирования в общем виде представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Система таможенного регулирования РФ

Значимость таможенной службы проявляется, прежде всего, через защиту экономических интересов государства. В последние годы усилилась роль фискальной функции. Важную роль играют также функции организации и контроля, посредством которых таможенные органы обеспечивают регулируемость границ.

В последние 50 лет уровень мировой торговли возрос в 17 раз, а уровень промышленного производства - только в 6 раз. Эти данные указывают на то, что торговля развивается ускоренными темпами, поскольку и торговля и производство становятся последовательными звеньями в одной производственно-технологической цепи, одного воспроизводственного цикла. Таможня также, как и торговля, все больше становится отдельным, самостоятельным звеном в общем воспроизводственном процессе /8/.

Традиционно принято считать, что таможня связана с торговлей, но необходимо отметить, что изменяется и сама торговля, ее объекты становятся все более комплексными и сложными, происходит своеобразное «сращивание» торговли с производством в едином воспроизводственном процессе. А значит, и таможня оказывается вовлеченной уже не просто в торговый оборот, а в сложную систему производственно-технологических и торговых связей.

Таможня участвует в любой международной сделке. В вопросах содействия торговле деятельность таможни определяется до 60-70% успеха в решении этой проблемы.

Наибольший интерес проявляют к проблеме совершенствования таможенного регулирования крупнейшие транснациональные корпорации. Именно крупные корпорации организуют и контролируют работу международных воспроизводственных циклов, в рамках которых таможня стала одним из тормозящих общий воспроизводственный процесс звеньев.

Во всем мире национальные воспроизводственные циклы уже давно вышли за государственные границы, и экономика функционирует в рамках не политических, а экономических границ. Сформировались подвижные трансграничные воспроизводственные системы. В рамках этих систем формируется мировой доход /14/.

Борьба за доступ к формированию и перераспределению этого дохода становится главенствующим стратегическим ориентиром при функционировании национальной экономики на мировой хозяйственной арене, основой национальной внешней политики любого государства.

В условиях глобализации мировой экономики, решения задачи присоединения России к Всемирной торговой организации, признания России как страны с рыночной экономикой возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности /11/.

В этих условиях таможня становится активным участником международных воспроизводственных процессов, в связи с чем важнейшей задачей становится унификация и гармонизация таможенного регулирования как на двусторонней основе, так и в рамках региональных интеграционных объединений.

1.2 Методы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности

Государственное регулирование ВЭД в России предусматривает широкий комплекс защитных мер, которые в зависимости от классификационных признаков (критериев), подразделяются на экономические и административные, тарифные и нетарифные.

Экономические методы регулирования ВЭД базируются на использовании экономических инструментов торговой политики - таможенных пошлин, налогов (НДС, акциза и др.) и таможенных сборов. Используя эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы субъектов ВЭД и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность /13/.

Они в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и потому им отводят главную роль в регулировании ВЭД в современных условиях. Тарифные же методы являются основой экономического регулирования ВЭД.

На таможенные органы возложена функция сборов таможенных пошлин, НДС и акцизов в полном размере, тем самым осуществляя экономические методы регулирования ВЭД.

Эта задача в современных условиях является достаточно сложной, так как уровень обложения импортными налогами конкретных товарных партий регулируется не только таможенным тарифом, но и множественными сопутствующими нормативными актами, предусматривающие льготные режимы и процедуры, дополнительные пошлины в зависимости от страны происхождения или сферы применения ввозимого товара, различные формы и способы обеспечения уплаты таможенных платежей, процедуру возврата таможенных или других платежей /25/.

Таким образом, перед таможенной системой, при определении уровня налогового обложения ввозимых товаров, стоит комплексная задача выявления всех важных свойств товаров, влияющих на уровень налогового обложения а также на процедуру взимания таможенных платежей.

В целях получения более полного представления об уровне импортного налогообложения, необходимо провести анализ действующих процедур в области тарифного регулирования ВЭД, а также начисления импортных налогов, влияющие на уровень налогообложения.

При принятии решения о начислении таможенных платежей, перед таможенным инспектором, осуществляющим контроль полноты уплаты таможенных платежей, ставиться пять задач:

1. Определение ставки таможенной пошлины.

2. Определение ставки акциза.

3. Определение ставки НДС.

4. Определение таможенной стоимости ввозимых товаров.

5. Определение способа и формы уплаты начисленных таможенных платежей.

Определение ставки таможенной пошлины осуществляется на основе действующего таможенного тарифа. Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД).

Содержанием таможенного тарифа является перечень товаров, облагаемых (и не облагаемых) таможенной пошлиной и совокупность ставок таможенных пошлин, соответствующих каждому виду товара /39/.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Процедура расчета таможенной пошлины зависит от вида ставки, а именно:

а) адвалорная ставка таможенной пошлины;

б) специфическая ставка таможенной пошлины;

в) комбинированная ставка таможенной пошлины.

Адвалорная (стоимостная) ставка таможенной пошлины устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара. Поэтому необходимая сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости и соответствующей ставки пошлины в процентах. Здесь ключевую роль играет стоимостная оценка товаров.

Специфическая ставка таможенной пошлины устанавливается в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров. В качестве денежного эквивалента выступает евро. Так как основой начисления являются количественные характеристики, то ключевую роль здесь играет физический объем товаров.

Комбинированная ставка таможенной пошлины, включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом, в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения либо путем сложения полученных величин.

Виды и размеры ставок, равно как и категории товаров облагаемых пошлиной, в настоящее время определены в Таможенном тарифе Российской Федерации. Наименование и обозначение товаров в таможенном тарифе РФ осуществляется в соответствии с кодами ТНВЭД России.

Таким образом, таможенно-тарифное регулирование России основывается на Законе РФ «О таможенном тарифе», в котором определены правила и порядок обложения таможенными пошлинами, классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России и Таможенном тарифе Российской Федерации, в котором указывается уровень импортной пошлины для каждого кода ТНВЭД.

Наряду с действующим таможенным тарифом законом «О таможенном тарифе» предусмотрены так называемые тарифные льготы. Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товара.

Исследование нормативно-правовой основы предоставления льгот позволяет выделить важные свойства товаров, которые влияют на уровень обложения таможенной пошлиной, а именно страна происхождения товаров, цели ввоза, наличие или отсутствие лицензии на товар, подтверждающей право пользования тарифной квотой.

1. Страна происхождения товаров. Преференции, предоставляемые в зависимости от страны происхождения товара, выражаются в применении к товарам сниженных ставок таможенных пошлин, освобождении товаров от уплаты таможенной пошлины при ввозе товаров, в зависимости от страны происхождения. В качестве документального подтверждения страны происхождения товаров, в соответствии со ст. 34, 35, 36 ТК РФ могут рассматриваться:

- декларация о происхождении товара;

- сертификат о происхождении товара.

Декларация о происхождении товара составляется в произвольной форме. В качестве такой декларации могут использоваться коммерческие или иные документы, имеющие отношение к перемещаемым через таможенную границу товарам и содержащие заявление изготовителя товаров о стране их происхождения.

Сертификат о происхождении товара предоставляется только в случаях, определяемых Правительством РФ, на определенные виды товаров. Предусмотрено две формы сертификатов. Сертификат происхождения товаров формы «А», предоставляется в отношении товаров, ввозимых из стран-пользователей системой преференций РФ (стран дальнего зарубежья), и сертификат формы «СТ-1», в отношении товаров, происходящих из стран СНГ.

2. Специфические цели ввоза. Льготы применяются в отношении ввозимых товаров в зависимости от их целевого назначения. Отличительной особенностью данной группы льгот является то, что они могут быть применены к широкому перечню товаров, вне зависимости от сферы их применения и которые ввозятся:

- с целью оказания гуманитарной помощи;

- с целью оказания технической помощи;

- с целью вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями;

- для целей средств массовой информации - с целью свободного обмена идеями и знаниями посредством книг, публикаций и материалов просветительного, научного или культурного характера, для целей производства детского питания.

3. Тарифные квоты. Тарифные квоты представляют собой ограничения на количество товаров, в отношении которых применяется обычная таможенная пошлина. В отношении товаров, перемещаемых вне квоты, как правило, действует запретительная пошлина. Таможенное оформление квотируемых товаров осуществляется только при предъявлении лицензии, выданной уполномоченным ведомством /34/.

Объем тарифных квот устанавливается Правительством РФ ежегодно. В настоящее время тарифные квоты действуют в отношении импортируемого мяса говядины, свинины, домашней птицы.

Налоги, взимаемые при импортных операциях. В соответствии со ст. 318 ТК, к таможенным платежам, наряду с таможенной пошлиной относятся, налог на добавленную стоимость (НДС), взимаемый при ввозе на таможенную территорию РФ; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Ставки НДС по своим свойствам отличны от ставок таможенных пошлин. Во-первых, о разновидностях ставок НДС можно говорить только с количественной стороны, которые составляют 18%, 10%, 0%. Во-вторых, эти ставки применяются к широкому перечню товаров (в отличие от ставок таможенных пошлин, где каждой категории товаров соответствует своя ставка).

Ставка НДС в размере 10% установлена для отдельных категорий продовольственных товаров, а также для детских товаров, в соответствии с п.2 ст.164 НК РФ. В отношении иных товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ применяется ставка НДС в размере 18%.

Налоговая база НДС определяется как сумма таможенной стоимости товара, таможенной пошлины и акциза. Льготы по уплате НДС предоставляются в виде освобождения от НДС либо возврата ранее уплаченных сумм. Предоставления льгот по уплате НДС определяются целями ввоза а также потребительским назначением.

Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» заложил правовые основы для применения в практике российского таможенного контроля основных принципов и норм определения таможенной стоимости ввозимых товаров, закрепленных в Соглашении по применению ст.VII «Оценка товаров для таможенных целей» ГАТТ - так называемого кодекса таможенной стоимости.

Таможенная стоимость ввозимых товаров служит налоговой базой для расчета:

1. Таможенной пошлины по адвалорной ставке;

2. НДС и акциза, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

3. Таможенная стоимость применяется для определения суммы таможенного сбора за таможенное оформление товаров /39/.

Элементы, входящие в структуру таможенной стоимости могут быть различны, в зависимости от того, стоимость это, ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров представляет собой совокупность затрат, связанных с приобретением товаров и их доставкой до места ввоза на таможенную территорию РФ. В основе такой формулировки лежит основной метод определения таможенной стоимости ввозимых товаров - метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Если права на товар переходят в результате дарения или взаимозачетов (клиринг), то за основу берется, как правило, рыночная стоимость товара, с учетом степени его износа /38/.

Таким образом, таможенная стоимость ввозимых товаров может быть представлена по ее составляющим, а именно:

1) Затраты по приобретению, которые включают комиссионные и брокерские услуги; стоимость контейнеров, тары и упаковки; стоимость товаров и услуг, предоставленных покупателю продавцом бесплатно либо по сниженным ценам; лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности; величину части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи и использования ввозимых (оцениваемых) товаров на территории РФ.

При наличии факторов, влияющих на установление реальной цены товара, например, взаимозависимость продавца и покупателя, таможенный орган вправе не принять такую стоимость и обратиться к контрактным (рыночным) ценам на идентичные (одинаковые во всех отношениях) или однородные (имеющие некоторые различия, например по химическому составу, но коммерчески взаимозаменяемые и обладающие одинаковой репутацией на рынке) товары.

2) Вторую группу затрат составляют расходы по доставке приобретенных товаров до места ввоза на территорию РФ (транспортные расходы), которые включают в себя:

- стоимость транспортировки, непосредственно связанная с перемещением товаров от места отправления (места погрузки) до места назначения;

- расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров. Данные расходы могут не включаться в таможенную стоимость ввозимых товаров, если такая перегрузка, перевалка осуществлялась после ввоза на таможенную территорию РФ;

- страховые суммы - суммы, уплаченные страховой компании в соответствии с договором страхования товара от рисков потери или повреждения в процессе доставки груза на весь маршрут перевозки от пункта отправления до пункта назначения /25/.

Перечисленные затраты также как и затраты по приобретению должны учитываться с целью доначисления только в том случае, если ранее не вошли в контрактную стоимость. Типовой перечень расходов по доставке товаров (от продавца к покупателю) с учетом обязанностей партнеров, а также видов транспортных средств разработан Международной торговой палатой, который известен как «Инкотермс-2000» (Публикация Международной торговой палаты №560).

Наряду с методом по цене сделки с ввозимыми товарами, ст.18 закона РФ «О таможенном тарифе» предусматривает определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, путем последовательного применения следующих методов:

- по цене сделки с ввозимыми товарами;

- по цене сделки с идентичными товарами;

- по цене сделки с однородными товарами;

- вычитания стоимости;

- сложения стоимости;

- резервного метода.

Таможенная стоимость вывозимых товаров выглядит несколько иначе и, согласно п.2 ст.12 Закона РФ «О таможенном тарифе» порядок определения устанавливается Правительством РФ. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 №500 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации» таможенная стоимость определяется как цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате при продаже товаров на экспорт, либо себестоимость идентичных или однородных товаров, включая затраты, связанные с их реализацией и размер получаемой прибыли.

В случае, если во внешнеторговом договоре отсутствуют фиксированные цены и отражены лишь условия определения окончательной цены товара (например, с учетом биржевых котировок на соответствующую дату, по формуле расчета цены и т.п.) либо если в соответствии с условиями внешнеторгового договора окончательная цена товара определяется по результатам его приемки покупателем по количеству и качеству (т.е. на дату таможенного оформления цена сделки не известна), определение и заявление таможенной стоимости осуществляется исходя из представленных декларантом документов, подтверждающих и/или уточняющих заявленную им таможенную стоимость вывозимых товаров.

Таким образом, рассмотренные экономические методы регулирования ВЭД, представляют собой сложный механизм взимания таможенных платежей, предусматривающий классификацию товаров в соответствии с кодами ТНВЭД, различные льготные режимы налогообложения зависящие от свойств ввозимых/вывозимых товаров а также субъектов ВЭД (например, наличие лицензии у импортера товаров, дающее право пользования тарифными квотами).

Рассмотренные действующие меры экономического характера, применяемые при таможенном регулировании ВЭД, а также систематизация льготных режимов позволяют определить значимые свойства товаров, влияющие на сумму взимаемых таможенных платежей, а именно:

- классификационный код товара в соответствии с ТНВЭД России;

- количество товара в физических единицах измерения (в случае специфической ставки таможенной пошлины и/или акциза) и стоимость товара (используется при начислениях НДС; сборов за таможенное оформление; а также, в случае адвалорной ставки, таможенной пошлины или акциза);

- страна происхождения товара;

- традиционная область применения товара;

- цели, в соответствии с которыми ввозятся/вывозятся товары;

- временной период совершения внешнеэкономический операции (в случае действия сезонных, антидемпинговых, компенсационных, специальных и дополнительной импортной пошлин) /28/.

Кроме этого необходимо отметить, что ряд мер экономического характера имеют свойства административных мер. К таким мерам можно отнести тарифные квоты (воспользоваться можно только при наличии лицензии Минэкономразвития), предоставления преференций по стране происхождения (требуется документальное подтверждение страны происхождения путем предоставления сертификата происхождения), требование оформления акцизных марок на некоторые виды подакцизных товаров (в целях установления контроля за их оборотом).

По классификации нетарифных мер, принятой Организацией Объединенных Наций, инструменты нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности делятся на три категории.

К первой категории относятся внешнеторговые меры, применение которых направлено на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование импорта; контингентирование импорта; антидемпинговые пошлины; компенсационные пошлины; компенсационные сборы; «добровольные» ограничения экспорта; система минимальных импортных цен.

Вторая категория включает меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным формальностям, действие которых тем не менее ограничивает торговлю: таможенные формальности; технические стандарты и нормы; санитарные и ветеринарные нормы; требования к упаковке, маркировке и розливу.

К третьей категории относятся меры, применение которых не направлено непосредственно на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие которых идет именно к этому результату: импортные депозиты; экспортные премии; страхование политических рисков; государственное кредитование экспорта; режим наибольшего благоприятствования; экспортная субсидия /34/.

В России, несмотря на попытки изменить и наполнить новым содержащем меры административного регулирования ВЭД, по-прежнему основными остаются лицензирование, сертификация, квотирование, экспортные субсидии, карантинный, фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический контроль и ветеринарный надзор.

Лицензирование представляет собой процесс регулирования компетентными государственными органами ввоза или вывоза товаров путем выдачи специальных разрешений (лицензий). Лицензирование является формой государственного контроля за внешнеторговой деятельностью.

Согласно ст.24 Федерального Закона Российской Федерации «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности», лицензирование в сфере внешней торговли устанавливается в следующих случаях:

1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь и здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных или растений;

3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров определенным участникам ВЭД;

4) выполнение Российской Федерацией условий международных обязательств.

Сертификация качества товаров, как мера нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, применяется с целью обеспечения ввоза в Российскую Федерацию товаров, соответствующих стандартам и иным национальным документам, их экологической чистоты, охраны территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений.

Сертификация продукции - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям РФ. Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями, испытательными лабораториями, органами по сертификации и за сертифицированной продукцией осуществляется Госстандартом России и другими специально уполномоченными государственными органами управления Российской Федерации в пределах их компетенции. Список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации устанавливается законодательными актами Российской Федерации.

Наиболее яркой формой жесткого нетарифного воздействия на внешнюю торговлю является квота, или контингент.

Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период времени. Вводится межгосударственными или национальными государственными органами с целью регулирования внешней торговли /28/.

Квоты можно разделить на две категории:

1. Тарифные - ограничения на количество товаров, в отношении которых применяется обычная таможенная пошлина;

2. Нетарифные - ограничения на количество товаров, при превышении которых выпуск товаров не допускается.

Нетарифные квоты могут быть установлены в отношении импорта и экспорта. Виды квотируемых товаров и размер квот устанавливаются Правительством РФ. Таможенное оформление квотируемых товаров осуществляется только при предъявлении лицензии, выданной Министерством экономики и развития РФ.

Объем квот устанавливается Правительством РФ ежегодно. Также, существует практика автоматического лицензирования, когда для ввоза или вывоза определенных товаров требуется получить лицензию, что позволяет государству осуществлять наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости оперативно вводить ограничительные меры. Сегодня импортные квоты установлены в отношении ввозимых мясопродуктов.

Квоты, с точки зрения государственного регулирования экономики, являются наиболее эффективной мерой ограничения импорта по следующим причинам:

- во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не даст;

- во-вторых, квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями;

- в-третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку определенным предприятиям /6/.

Вместе с тем, использование квот на импорт может приводить к дополнительным очевидным негативным эффектам, а именно:

1. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики.

2. С другой стороны, само распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции импортеров, и поэтому, в лучшем случае, приводит к произвольным и потому недостаточно эффективным административным решениям, а в худшем - к развитию коррупции.

В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить количественные ограничения импорта только в случае резкого неравновесия платежного баланса. В связи с этим возникла особая форма количественного ограничения импорта - добровольные экспортные ограничения - с начала 80-х годов получила широкое распространение в мировой торговой практике.

Суть добровольных экспортных ограничений состоит в том, что страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну.

В настоящее время заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС /27/.

На практике такие экспортные ограничения не являются добровольными и вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование). В принципе, добровольные ограничения экспорта представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером.

Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-экспортера носят еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты. Государства-импортеры часто настаивают чтобы их торговые партнеры вводили добровольные ограничения экспорта. Основная причина состоит в том, что будучи достаточно действенным инструментом количественного ограничения импорта и защиты внутреннего рынка, добровольные ограничения экспорта формально не регламентируются положениями ГАТТ. В настоящее время в рамках ГАТТ/ВТО поставлена задача отмены добровольных ограничений экспорта.

Защита интересов национальных производителей может выражаться не только в ограничении импорта, но и в поощрении экспорта. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии.

Экспортные субсидии представляют собой льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения и стимулирования вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем /6/.

Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) или косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования).

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО применение экспортных субсидий запрещено. Если они все-таки используются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путем взимании компенсационных импортных пошлин.

Компенсационная пошлина применяется после того, как иностранному государству, предоставляющему специфическую субсидию, было предложено провести консультации. В случае, если указанное иностранное государство (союз иностранных государств) отказалось от предложенных консультаций или в ходе таких консультаций взаимоприемлемое решение не было достигнуто применяется компенсационная пошлина. Решение о введении компенсационной пошлины может быть принято в течение срока действия специфической субсидии иностранного государства /26/.

Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер специфической субсидии иностранного государства, рассчитанный на единицу субсидируемого и экспортируемого товара. В случае, если субсидии предоставляются в соответствии с различными программами, учитывается их совокупный размер. Ставка компенсационной пошлины может быть меньше, чем размер специфической субсидии иностранного государства, если такая ставка является достаточной для устранения ущерба отрасли российской экономики.

Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия к повышению внутренней цены экспортных товаров.

Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира.