logo search
Untitled0

Глава 1. Понятие и сущность таможенного права

1.1. Таможенное регулирование и таможенное дело в таможенном союзе Евразийского экономического сообщества

Интерес к вопросам таможенного законодательства обусловлен ростом и динамичным развитием внешнеторговых связей стран таможенного союза, международных связей в области науки, культуры, искусства, образования, спорта и туризма и иными факторами, которые вызывают необходимость перемещения товаров через таможенную границу, помеще­ние их под определенные законодательством таможенные процедуры.

В процессе перемещения товаров юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица взаимодействуют с таможенными ор­ганами, решая вопросы помещения товаров под определенные законода­тельством таможенные процедуры, уплаты таможенных платежей и др.

Формированию системного комплекса знаний о правовом механизме таможенных процедур должно предшествовать ознакомление с основами таможенного регулирования) и с содержанием таможенного дела в таможенном союзе Евразийского экономического сообщества (далее-таможенный союз).

Происхождение термина «таможенный» связано со словом «тамга», которым обозначался знак собственности (клеймо) в родовом монгольском обществе. На Руси 13-15 вв.- «тамга» - специальный денежный сбор -пошлина, которая взималась с иностранных товаров, выставляемых на ярмарках. При этом на товаре проставлялось клеймо или делалась отметка в документах на товары. Проверку товаров и взимание пошлины -«тамжение» осуществляли уполномоченные лица - «таможенники». По отношению к товарам термин «таможенный», сохранив первоначальный смысл, означает, что товар подлежит проверке и обложению таможенными пошлинами.

Таможенное регулирование в таможенном союзе определено ч. 1 ст.1 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС), как правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и исполь­зованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Единую таможенную территорию таможенного союза, составляют территории Республики Белоруссия* Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континен­тальные шельфы государств - участников таможенного союза, искусствен­

6

ные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - участники таможенного союза обладают исключи­тельной юрисдикцией.

Пределы таможенной территории таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств - участников таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства - участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей таможенного союза (ст.2 ТК ТС).

Таким образом, таможенное регулирование - деятельность по установ­лению, изменению и дополнению правил в таможенной сфере ( далее-та­моженные правила).

Соблюдение этих правил является условием реализации лицами прав на перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза.

Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законно-дательством государств - участников таможенного союза (ч.2.ст.1 ТК ТС).

Статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - ФЗ «О таможенном регулировании в РФ), содержит следующее определение таможенного регулирования в Российской Федерации:

«Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответ­ствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законо­дательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации.

Таможенное законодательство таможенного союза помимо Таможенного кодекса включает в себя регулирующие таможенные правоотношения международные договоры государств участников союза и решения Комиссии таможенного союза.

В Российской Федерации, в соответствии пунктом "ж" ст. 71 Конститу­ции Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации, а это означает, что соответствующей компетенцией в данной области наделены только федеральные органы государственной власти (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Прав?гтельство Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела).

К предмету регулирования таможенного законодательства относятся таможенные правила, компетенция по их принятию и закреплению в конкретных документах, порядок обжалования решений, действий

8

(бездействия) таможенных органов, должностных лиц таможенных органов, осуществляющих непосредственный. контроль соблюдения тнможенных правил. Таможенное законодательство находится в тесной шнимосвязи с другими отраслями законодательства, допускает отсылки к другим смежным отраслям. Обеспечение соблюдения таможенных правил возложено законодательством на таможенные органы государств -участников таможенного союза, наделенные соответствующими полномочиями.

Таможенное дело в широком понимании - это теория и практика регулирования перемещения товаров через таможенные границы государств.

Теоретические основы таможенного дела находятся на стадии Iтучной разработки. .,. ,

Практика таможенного дела включает в себя деятельность институтов государственной власти по формированию и реализации таможенной политики.

ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" содержит следующее определение таможенного дела:

«Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации»

Таможенным делом также принято называть инструментарий таможенного регулирования - совокупность методов и средств, С помощью которых таможенные органы государств - участников таможенного союза обеспечивают соблюдение таможенных правил.

Традиционно к такому инструментарию относятся: таможенная политика, принципы перемещения товаров через таможенную границу, таможенные операции и процедуры, таможенно-тарифное регулирование, таможенные платежи, таможенный контроль, таможенная статистика и Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

Кроме того, ТК ТС обозначены такие инструменты таможенного регулирования как правоохранительная деятельность таможенных органов (ст.7 ТК ТС), информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые таможенными органами (гл.4 ТК ТС), информирование и консультирование таможенными органами (гл.2 ТКТС).

Таможенное регулирование, как и таможенное дело - определенные виды деятельности. Деятельность по установлению таможенных правил -это таможенное регулирование, деятельность по обеспечению соблюдения данных правил - таможенное дело.

Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации, в соответствии со ст.З ФЗ « О таможенном регулировании в РФ», осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела ( в настоящее время Федеральная таможенная служба Российской Федерации - далее - ФТС РФ).

ФТС РФ, в соответствии с таможенным законодательством Таможен­ного союза и (или) законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Министерство финансов РФ (Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов), в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.