logo search
Untitled0

2.1. Таможенные органы

Таможенные органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение следующих основных задач:

1) содействие реализации единой торговой политики таможенного

союза;

20

2) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможен­ного союза и иного законодательства государств - участников таможен­ного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;

4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств - участников таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;

8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза;

9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;

10) ведение таможенной статистики.

Законодательством государств - участников таможенного союза могут быть установлены и иные задачи, решаемые таможенными органами (ст.бТКТС).

Система таможенных органов Российской Федерации, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются главой 2 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»

Таможенные органы РФ составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций. Должностными лицами таможен­ных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских

29

служащих таможенных органов Российской Федерации (ст.9 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»). Система таможенных органов (ст. 10 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ) Таможенными органами являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела ( в настоящее время Федеральная таможенная

служба (ФТС) РФ;

2) региональные таможенные управления (РТУ);

3) таможни;

4) таможенные посты.

Создание, реорганизация и ликвидация РТУ, таможен и таможенных постов осуществляются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Компетенция конкретных таможенных органов, регион их деятельности определяются ФТС РФ.

ФТС РФ вправе создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых ФТС РФ. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица. ФТС РФ имеет свои представительства в иностранных государствах.

В систему таможенных органов входят и иные, не являющиеся правоохранительными органами учреждения с их специфическими функциями: научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального и дополнительного образования, учреждения здравоохранения, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие учреждения, а также государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

Федеральная таможенная служба РФ наделена функцией нормо­творчества, принимает нормативные правовые акты подзаконного характера по различным направлениям таможенного дела.

Руководитель ФТС России назначается на должность и освещается от нее Правительством Российской Федерации. Он несет персональную ответственность за осуществление возложенных на службу функций.

Нижестоящими по отношению к ФТС России органами являются региональные таможенные управления.

Региональные таможенные управления (РТУ) разделены на

22

территориальные (общие) региональные таможенные управления и

специализированные региональные таможенные управления. Территориальные региональные таможенные управления созданы в соответствии с границами 7 федеральных округов:

— Дальневосточное региональное таможенное управление;

— Приволжское региональное таможенное управление;

— Северо-западное региональное таможенное управление;

— Сибирское региональное таможенное управление;

— Уральское региональное таможенное управление;

— Центральное региональное таможенное управление;

— Южное региональное таможенное управление.

В образованном в 2010 г. Северо-Кавказском федеральном округе, региональное таможенное управление не создано.

Специализированные региональные таможенные управления призва­ны способствовать нормальной работе всей системы таможенных органов по отдельным направлениям выполняемых функций. К специализиро­ванным РТУ относятся:

региональное оперативно-поисковое управление,

региональное таможенное управление радиоэлектронной безопас­ности объектов таможенной инфраструктуры,

региональное таможенное управление организации силового обеспече­ния,

центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление.

Таможня - третий по значимости таможенный орган.

Таможня входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС и непосредственным руководством РТУ.

Решением ФТС отдельные таможни могут быть подчинены непосредственно ФТС.

Регион деятельности таможни определяет ФТС. Она же осуществляет создание, реорганизацию и ликвидацию таможен.

Таможня решает возложенные на нее задачи непосредственно и через таможенные посты, во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. Таможня является правоохрани­тельным органом РФ. Она обеспечивает в пределах своей компетенции исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве и законо­дательства об административных правонарушениях. Таможня является органом дознания и осуществляет свою деятельность в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим

32

наименованием, иные печати и штампы, счета в органах федерального казначейства, в банках и иных кредитных организациях, предусмотренных

законодательством РФ.

Таможни обеспечивают реализацию таможенного дела на территории

субъекта Федерации.

Специализированные таможни - Шереметьевская, Внуковская, Домодедовская, оперативные таможни, Центральная акцизная таможня

Центральная таможня (Кинологический центр ФТС России) -выполняют специальные функции.

Четвертый вид таможенных органов — таможенный пост.

В отличие от других таможенных органов таможенный пост не является юридическим лицом. Однако таможенный пост может быть образован и как юридическое лицо решением ФТС РФ.

В зависимости от удаленности от таможенной границы, а также специализации по таможенному контролю отдельных видов товаров, решаемых задач, таможни и таможенные посты разделяются на пограничные и внутренние таможни и таможенные посты; акцизные, энергетические, автотранспортные, морские, воздушные, железнодорож­ные, таможни и таможенные посты, почтовые таможенные посты, центральные (базовая и кинологический центр ФТС России) и

оперативные таможни.

При этом учитывается объем международных грузовых и пассажирских перевозок, близость к границе, особенности контроля и оформления отдельных категорий товаров (например, Центральная энерге­тическая таможня, Центральная акцизная таможня).

Места нахождения таможенных органов

Таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее также - пункт пропуска). Другие места нахождения таможенных органов определяются ФТС РФ, исходя из объема пассажире- и товаропотоков, степени интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов РФ, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструк­туры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций.

Таможенные органы находятся в помещениях, находящихся в федеральной собственности. По инициативе лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, участников внешнеэконо­мической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импорт­ные поставки товаров, транспортных и экспедиторских организаций и организаций федеральной почтовой связи таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих указанным лицам.

24

Время работы таможенных органов

Время работы таможенного органа определяется начальником таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации. По мотивированному запросу заинтересованного лица и при наличии у таможенных органов возможности таможенные операции могут совершаться вне времени работы таможенного органа. Принципы деятельности таможенных органов Деятельность таможенных органов основана на принципах:

1) законности;

2) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;

3) единства системы таможенных органов и централизованного руководства;

4) профессионализма и компетентности должностных лиц таможен­ных органов;

5) ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономи­ческой деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле;

6) единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;

7) недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;

8) совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах -торговых партнерах Российской Федерации.

Функции (обязанности) таможенных органов

Таможенные органы выполняют следующие основные функции (обязанности):

1) проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;

34

2) содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота;

3) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную

таможенную статистику;

4) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

5) обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;

6) обеспечивают, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;

7) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;

8) выявляют, предупреждают, пресекают преступления и администра­тивные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противо­действие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государствен­ную границу Российской Федерации;

9) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

10) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в

26

Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств - членов

Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования ;

11) содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;

12) обеспечивают в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

13) разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;

14) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

15) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела;

16) проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.

Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают следующими правами:

1) принимают меры, предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а также иного законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в целях обеспечения лицами соблюдения этих актов;

2) требуют документы, сведения, представление которых предусмот­рено положениями таможенного законодательства Таможенного союза,

37

законодательства Российской Федерации о таможенном деле и иного законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы;

3) проверяют у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

4) требуют от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела;

5) осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности;

6) осуществляют неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

7) привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях;

8) используют в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям;

9) задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил);

10) производят документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций;

11) получают от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с настоящим Федеральным законом;

12) предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления:

а) о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;

б) об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

28

в) о признании имущества бесхозяйным; 13) разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты.

Ответственность таможенных органов и их должностных лиц За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправо­мерных решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный лицам правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит.

Должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие и использовать служебных собак в порядке, предусмотренном ст.ст. 27-30 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

Любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

2.2.Физические и юридические лица - субъекты таможенных правоотношений

К субъектам таможенных правоотношений относятся физические и юридические лица, наделенные таможенной правосубъектностью, т.е. способностью быть участником правоотношений, складывающихся в области таможенного дела, в том числе осуществлять права, исполнять обязанности, нести юридическую ответственность.

Физические лица - граждане государств - членов таможенного союза, иностранные граждане и лица без гражданства, перемещающие через таможенную границу товары - индивидуальные субъекты таможенных правоотношений, для которых установлены особенности перемещения че­рез границу товаров для личного пользования (гл.49 ТК ТС).

Данный порядок включает полное освобождение от уплаты тамо­женных пошлин, налогов (в соответствии с действующим международным договором между странами ТС, товар весом до 50 кг и стоимостью не свыше 1500 евро), применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного

40

платежа (т.е. без разграничения на виды), а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления.

При этом получение льгот физическими лицами возможно лишь при перемещении товаров для личного пользования.

Решение по определению цели перемещения товаров принимает должностное лицо таможенного органа, исходя из заявления лица, харак­тера и количества товаров, частоты их перемещения.

Таможенное законодательство предусматривает ввоз без уплаты таможенных пошлин, налогов товаров (кроме транспортных средств), бывших в употреблении и приобретенные до въезда на территорию России лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынуж­денными переселенцами.

Индивидуальные предприниматели, по своему статусу, в том числе кругу полномочий в области таможенного дела, приравниваются к юридическим лицам — субъектам внешнеэкономической деятельности.

Юридические лица (коллективные субъекты таможенных правоотно­шений) подразделяются на две группы: участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и лица, осуществляющие деятельность в сфере

таможенного дела.

Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Участниками ВЭД, как правило, являются получатели либо от­правители товаров, указанные в товаросопроводительных документах.

Это может быть лицо государства - участника таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки;

иностранное лицо, пользующееся таможенными льготами в соответ­ствии с гл. 45 ТК ТС (дипломатические представительства, консульские

учреждения и т.п.);

иностранная организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - участника таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - участника таможенного союза;

42

лица государства - участника таможенного союза и иностранные лица, заявляющие таможенную процедуру таможенного транзита:

перевозчик, в том числе таможенный перевозчик; экспедитор, если он является лицом государства - участника таможенного союза.