logo search
Untitled0

5.2. Таможенная стоимость товаров

При исчислении таможенной пошлины общей налоговой базой является таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, которая определяется в соответствии с ТК ТС.

Вопросы определения таможенной стоимости регулируются Соглаше­нием об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 г. (далее - Соглашение).

Согласно Соглашению в таможенную стоимость подлежат включению расходы по транспортировке, разгрузке, перегрузке до места прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза.

Таможенная стоимость товаров ввозимых на территорию таможенного союза определяется следующими методами:

1) по цене сделки с ввозимыми товарами;

2) по цене сделки с идентичными товарами;

3) по цене сделки с однородными товарами;

4) вычитания;

5) сложения;

6) резервным.

Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную террито­рию ТС, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в ТС и дополненная на ряд расходов по их доставке до ввоза на таможенную территорию ТС.

49

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осущест­влению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт.

Вопросы декларирования и контроля таможенной стоимости товаров

регулируются главой 8 ТК ТС.

Данной главой устанавливаются:

1) возможность в случаях, устанавливаемых Комиссией Таможенного союза отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров;

2) решения в отношении таможенной стоимости товаров: решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров и решение о корректировке таможенной стоимости товаров;

3) основания для корректировки таможенной стоимости товаров: заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильный выбор метода определения таможенной стоимости товаров и (или) определение таможенной стоимости;

4) основание для проведения дополнительной проверки - выявление признаков недостоверного декларирования таможенной стоимости.

ТК ТС наделяет Комиссию Таможенного союза полномочиями по установлению:

порядка декларирования таможенной стоимости, в том числе формы декларации таможенной стоимости;

порядка контроля таможенной стоимости товаров, в том числе проведения дополнительной проверки;

порядка осуществления корректировки таможенной стоимости, в том числе формы корректировки таможенной стоимости.

ТК ТС определяет порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин (гл. 10,11,12,13,14).

Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Определение объекта налогообложения в ТК ТС обусловлено особенностями взимания таможен­ных пошлин, налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу (ст. 38 НК РФ, касающиеся объекта налогообложения, не применяются).

Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров, а при применении специфических ставок (в установленном размере за единицу облагаемых товаров), или

70

комбинированных ставок (в процентах к таможенной стоимости товаров и в установленном размере за единицу товаров) при определении налоговой базы учитывается количество товаров.

Плательщиками таможенных платежей являются декларанты и иные лица, на которых ТК ТС возложена обязанность по уплате таможенных платежей

(таможенный представитель, таможенный перевозчик, владельцы складов временного хранения, таможенных складов).

Таможенные пошлины могут быть уплачены в любой форме в соответствии с законодательством таможенного союза.

Таможенные пошлины могут быть уплачены в кассу наличной форме) или переведены на счет таможенного органа, открытый для этих целей, (в безналичной форме). В безналичном порядке таможенные платежи могут быть уплачены в форме расчетов платежными поручениями через банковскую систему, электронным способом, с использованием кредитных карт или в виде авансовых платежей в соответствии с законодательством РФ.

Таможенные пошлины уплачиваются в валюте государства- участника таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги (ст.83 ТК ТС).

Структура Единого таможенного тарифа ТС основана на Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Единый тариф ТС (как и тарифы большинства стран) построен по принципу тарифной эскалации, то есть повышения ставок пошлин в зависимости от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологи­ческой цепочки.

По экономическому значению увеличение ставок пошлин в зависимости от степени обработки товаров можно сравнить с налогом на стоимость, добавленную в процессе промышленной переработки сырья. Принята трехуровневая структура тарифной эскалации.

Кроме того, наиболее часто высокими пошлинами принято облагать продукцию традиционных трудоемких отраслей промышленности: текстильной, кожевенно-обувной, а также отдельные категории машин и оборудования.

Ставки таможенных пошлин зависят от страны происхождения товаров.

Номинальные ставки таможенного тарифа - ставки, установленные в таможенном тарифе, применяемые в ходе таможенного обложения товаров, страна происхождения которых пользуется режимом наибольшего благоприятствования.

Если такой режим в отношении иностранного государства не действует, ставка удваивается и становится максимальной.

51

Отдельные страны, перечень которых устанавливает Комиссия таможенного союза, пользуются системой преференций, льгот в тамо­женном обложении.

Традиционно «скидки с таможенного тарифа» предоставляются развивающимся странам: 75% от номинального уровня таможенного обложения.