Тема 17.Правовые основы валютных отношений 5
Тема 18. Правовое регулирование валютного контроля 20
Тема 19. Финансово-правовое регулирование страхования 38
ТЕМА 17. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Правовые основы валютного регулирования
Валютное регулирование — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.
Цель валютного регулирования — проведение в условиях рыночной экономики эффективной денежно-кредитной политики, выступающей инструментом достижения макроэкономических целей государства.
Регулирование валютных отношений осуществляется с учетом экономических задач государства. Российская Федерация после провозглашения своего суверенитета (1991 г.) стала осуществлять политику либерализации в регулировании валютных отношений: отменена государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей, а также на операции с ними; разрешен под контролем государства вывоз из страны валюты и ряда валютных ценностей; в определенных случаях и пределах допускается обращение на территории страны иностранной валюты в качестве платежного средства.
Прежде чем система валютного регулирования оформилась в том виде, который она имеет сейчас, валютное регулирование в своем развитии прошел ряд этапов.
Первый этап, самый непродолжительный по времени, относится еще к периоду существования СССР. В 1991 г. государством была предпринята первая попытка отхода, от десятилетиями существовавшей в СССР валютной монополии.
В основу проведения такой трансформации был положен принятый в марте 1991 г. Закон СССР «О валютном регулировании» , которым впервые в финансовую практику были введены такие понятия, как «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции», а в целях обеспечения соблюдения установленных законом валютных ограничений в качестве основного инструмента был введен валютный контроль.
С конца 1991 г. начался второй этап в развитии системы валютного регулирования и валютного контроля, характеризующийся преобладанием еще более либеральных подходов к определению как сущности валютного законодательства, так и механизмов осуществления регулирования за валютными операциями.
В 1992 г вступает в силу Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ», который устанавливает принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов, а также ответственность за нарушение актов валютного законодательства РФ.
Третий этап развития системы валютного регулирования ознаменовался принятием 10 декабря 2003 г. Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», заложившего новые, отвечающие динамичному развитию российской экономики принципы и механизм валютного регулирования.
Законом предусмотрены основания введения ограничений на осуществление валютных операций: предотвращение сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, поддержание устойчивости платежного баланса РФ, а также их отмена по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Статьей 3 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003года № 173-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.09.2011 г. № 162-ФЗ) определены следующие основные принципы валютного регулирования:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.
Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой.
Индивидуально-правовое регулирование — это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.
Основы организации и осуществления валютного регулирования определены Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года (в ред. ФЗ от 29.09.2011 г. № 162-ФЗ ) .Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных и иных нормативных актах, в том числе ведомственных (имеющих, однако, общее значение).
В соответствии с указанным выше Федеральным законом основным органом валютного регулирования являются Центральный банк РФ (Банк России) и Правительство РФ. Для реализации функций в сфере валютного регулирования эти органы в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Выступая в качестве органов валютного регулирования, Банк России и Правительство РФ обладают, как уже отмечалось, нормотворческой функцией, т. е. вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Закон различает исключительную компетенцию Банка России, исключительную компетенцию Правительства РФ и совместную компетенцию Банка России и Правительства РФ по принятию актов валютного законодательства. Так, например, нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на российской территории, в том числе специальных счетов, устанавливает Банк России.
Акты валютного законодательства принимаются Центральным банком России в форме инструкций, положений и указаний, а Правительством РФ — в форме постановлений и распоряжений. Акты валютного законодательства, принимаемые федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, имеют форму главным образом приказов, инструкций и положений.
В сфере валютного регулирования Банк России вправе издавать нормативные правовые акты:
устанавливающие порядок и условия биржевых торгов иностранной валютой (п. 11 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле») ;
устанавливающие порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»);
устанавливающие порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ (ч. 2 ст. 13 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле») .
В качестве органа валютного регулирования Банк России реализует не только нормотворческие, но и контрольные функции. В частности, на него возложена обязанность по установлению единых форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и сроков их представления. В целях реализации этой обязанности Банк России принял указание от 16 января 2004 г. № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации». Банк России также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Особенностью правового статуса органов валютного регулирования является право осуществлять все виды валютных операций без ограничений. Однако в настоящее время такое право предоставлено не только органам валютного регулирования, но и специально уполномоченным на то Правительством РФ федеральным органам исполнительной власти.
Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что Банк России вмешивается в операции на валютном рынке в целях воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. Банк России проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс рубля к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.
В некотором занижении курса рубля заинтересованы предприятия сырьевого комплекса, они обеспечивают основную часть валютной выручки России. В некотором завышении курса рубля заинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, пока производящие продукцию, которая неконкурентоспособна по сравнению с иностранной продукцией.
Особенно актуально это для сельскохозяйственного производства, так как более чем на 1/3 потребность страны в продовольствии удовлетворяется за счет импорта.
Наряду с валютной интервенцией Банк России предпринимает ряд административных мер, позволяющих адекватно осуществлять валютное регулирование. К таким мерам, в частности, относятся:
лимитирование операций коммерческих банков по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке. Для этого банкам, имеющим валютную лицензию, устанавливается «открытая позиция». Она определяется для банка как разница между суммой иностранной валюты, купленной за свой счет с 1 января отчетного года, и суммой иностранной валюты, проданной банком за свой счет и за тот же период времени;
разработка совместно с Федеральной таможенной службой системы методов экономического и административного воздействия на экспортеров, задерживающих возврат валюты в отечественные банки, что было вызвано оседанием значительной части валюты в иностранных банках.
Большое внимание Банк России уделяет регулированию обращения наличной иностранной валюты, поскольку этот вопрос имеет для России актуальное значение.
Законодательством РФ определены следующие правовые основы функционирования внутреннего валютного рынка:
а) покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производятся через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Банком России;
б) Центральному банку РФ в целях регулирования внутреннего валютного рынка РФ предоставлено право устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты;
в) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны полученную иностранную валюту зачислять на свои счета в уполномоченных банках и затем репатриировать (возвращать) ее на территорию РФ.
- Л.Т. Шагжиева с.А асалханова
- Тема 17.Правовые основы валютных отношений 5
- 2. Валютные правоотношения
- 3. Правовой режим валютных операций
- Тема 18. Правовое регулирование валютного контроля
- 1. Развитие законодательства о валютном контроле
- 2. Особенности осуществления валютного контроля в рф
- 3. Органы, осуществляющие валютный контроль
- Тема 19. Финансово-правовое регулирование страхования
- 1. Страхование как предмет финансово правового регулирования
- 2. Классификация страхования
- 3. Обязательное социальное страхование
- 4. Обязательное страхование
- 5. Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков
- 670013. Г.Улан-Удэ, ул.Ключевская, 40, в.