33. Правовой статус таможенного представителя
Институт таможенного брокера имеет в российском законодательстве сравнительно долгую историю, но споры относительно статуса этого субъекта права продолжаются до сих пор. Особенно актуальным этот вопрос является в силу вступления с 01 июля 2010 года Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС).
Эволюцию правового статуса таможенного брокера можно проследить, в том числе по его наименованию в свете основополагающих актов таможенного права – таможенным кодексам.
ТК ТС во многих вопросах поставил точку. Несмотря на то, что он исключил само определение таможенного дела, он включил статьи о таможенном представителе (далее – ТП) в главу под названием «Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела», тем самым, подчеркнув, что ТП, прежде всего, является участником правоотношений «ТП - таможенные органы», и только затем «ТП – участник ВЭД».
Обращает внимание, что из наименования ТП полностью исключено слово «брокер», которое сопровождало ТП с 1993 года. С чем связаны такие изменения?
Во-первых, это наименование соответствует Киотской конвенции.
Во-вторых, российское право и законодательство содержит четкое определение понятий «брокер» и «брокерская деятельность», имеющих исторические корни.
Даже согласно Толковому словарю иностранных слов под понятием брокер понимается посредник при заключении сделок на бирже, специализирующийся по определенным видам товаров и услуг.
На основании ст. 3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентами.
ТП по ТК ТС – юридическое лицо государства – члена таможенного союза, включенное в Реестр таможенных представителей, которое совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с законодательством таможенного союза.
Сравнивая определения брокерской деятельности и ТП, очевидным представляется несколько схожих черт: возможность осуществления действий от имени и по поручению лиц, а также специфика оказываемых услуг – совершение таможенных операций. Все остальное (касательно брокерской деятельности) не входит в сферу деятельности ТП
Следовательно, использование понятия «брокер» применительно к ТП является юридически некорректным, что устранено в ТК ТС.
Следует отметить и то, что брокер может действовать от своего имени и за счет клиента, в то время как законодатель в принципе стремится отделить статус ТП от статуса представляемых лиц – декларантов (ст. 186 ТК ТС): ТП никогда не приобретает статуса представляемого лица.
Различия в статусах ТП и декларанта находятся, в основном, в области их обязанностей и ответственности, поскольку, в силу ст. 15 ТК ТС, при совершении таможенных операций ТП обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. Обязанности ТП при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру.
С формальной точки зрения закон указывает на использование конструкции договора поручения при организации отношений ТП с третьими лицами. Однако существенно, что в соответствии с п. 1 ст. 15 ТК ТС права представляемого реализуются ТПА только «во взаимоотношениях с таможенными органами». Это позволяет утверждать, что, во-первых, ТП получает право представлять заинтересованное лицо исключительно с таможенными, а не любыми лицами, а во-вторых, налицо не попытка совместить публично-правовое и гражданско-правовое регулирование отношений представительства, а лишь используется обычная гражданско-правовая конструкция представительства, хотя бы в ограниченном кругу правоотношений. При этом обязанности ТП перед таможенными органами, в силу п. 4 ст. 16 ТК ТС, не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.
Таможенный брокер (посредник)
(ТК РФ 1993 года)
Таможенный брокер (представитель)
(ТК РФ 2003 года)
Таможенный представитель
(ТК ТС)
Изменения затронули не только наименование, но и права и обязанности, а также условия включения в реестр таможенного брокера. Они не случайны и имеют под собой обоснованную научную и правовую основу.
По Таможенному кодексу РФ 2003 года таможенный брокер получил свое второе наименование – таможенный представитель (вместо посредника по ТК РФ 1993 года). Глава 3 ТК РФ отнесла его к лицам, осуществляющим деятельность в области таможенного дела.
ТК РФ содержит понятие таможенного дела как совокупности методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Однако понятие «деятельность в сфере таможенного дела» законом не раскрывается. В этой связи представляется неопределенным, отождествляется ли данная деятельность с процедурной частью таможенного дела в целом, то есть, охватывает ли она функционирование всех субъектов таможенных правоотношений, в том числе и таможенных органов, либо сводится к деятельности околотаможенной инфраструктуры, обслуживающей непосредственно участников таможенных правоотношений.
В обязанности ТП, на основании ч. 1 п. 1 ст. 16 ТК ТС не входить совершение таможенных операций, связанных с соблюдением требований и условий заявленных таможенных процедур, а также иных обязанностей, которые в соответствии с ТК ТС возлагаются только на представляемых ими лиц.
Декларант, в соответствии с ч. 2 ст. 127 ныне действующего ТК РФ, обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенные органы необходимые документы и сведения, уплатить таможенные платежи (или) обеспечить их уплату.
В отношении последней обязанности, согласно ст. 144 ТК РФ, таможенный брокер (представитель) уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей при декларировании товаров таможенный брокер несет такую же ответственность, как и декларант.
Таким образом, согласно ТК РФ на стадии помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру отсутствуют основания отличать права и обязанности декларанта от таковых у таможенного брокера.
В ТК ТС (ст. 188) перечисленные обязанности декларанте остались неизменными с добавлением обязанностей произвести таможенное декларирование товаров, соблюдать требования и условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС,
А вот обязанности ТП претерпели кардинальные изменения. В ТК ТС не предусмотрена обязанность ТП по уплате таможенных пошлин и налогов.
Следовательно, приведенные нормы ТК ТС дают возможность утверждать, что:
- различие правового статуса ТП и декларанта сводится к ограничению обязанностей ТП;
- права и обязанности ТП и декларанта являются различными уже на стадии помещения товаров под таможенную процедуру.
Есть и еще одна существенная причина трансформации таможенного брокера в таможенного представителя. Так, само наименование юридического лица – «Таможенный брокер» указывает на двойственный характер его правового положения. С одной стороны, деятельность в таможенной сфере определяет признак ее публичности, с другой стороны – брокерская деятельность традиционно воспринимается как сугубо коммерческая.
Не вызывает сомнения, что ТП – коммерческая организация, являющаяся самостоятельным хозяйственным субъектом, имеющим одной из основных своих целей – получение прибыли. ТП не имеет юридически-властных полномочий и не является субъектом управления.
Однако, ТП обладает особенностями административно-правового режима, административная правоспособность которого выражается в определяемой нормами административного права возможностями данного субъекта приобретать административно-правовые обязанности в сфере таможенного регулирования. Административно-правовой статус субъектов, не наделенных административно-властной компетенцией, определяется возможностями, которые закрепляются за ними не гражданско-правовыми, а административно-правовыми нормами непосредственно в сфере государственного управления. Распоряжение финансовыми активами ТП направлено на приобретение и обеспечение полномочий в сфере таможенного дела, а его цели выходят за рамки получения прибыли и становятся общественно – значимыми – обеспечение общего таможенного режима РФ.
Таким образом, ТП оказывает услуги публичного характера по таможенному оформлению товаров, которые означают юридически и социально значимые действия в интересах общества, государства и частных индивидуальных и коллективных субъектов. Их оказание связано с реализацией контрольных и регулятивных функций государства и деятельностью государственных органов, обладающих определенной компетенцией. По отношению к ТП такими органами являются таможенные органы.
Таким образом, на примере правового статуса ТП наглядно демонстрируется тесная взаимосвязь гражданско-правового и административно-правового статуса данного субъекта. Без прямого указания административно-таможенных норм специфическая деятельность ТП теряет смысл, специальная гражданская правосубъектность обусловливается специальной административной правосубъектностью. То есть, речь идет о межотраслевом характере особого правового режима, в котором ТП действует как коммерческая организация.
Через оказание публичных услуг место ТП в системе государственного управления определяется в непосредственной близости его с органами исполнительной власти. При этом, таможенная государственная система должна создавать новые возможности эксплуатации ресурсов предпринимательства (в том числе деятельности ТП) для решения общественных задач, для удовлетворения публичного интереса тех же предпринимательских кругов.
Даже опубликование в официальных изданиях Реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, может рассматриваться в качестве публичной, бесплатной рекламы, позволяющей участнику ВЭД сделать выбор, к какой организации ему выгодно и целесообразно обратиться, исполняя публичную обязанность.
Примечательно, что ТК ТС расширил права ТП по выбору участника ВЭД, с которым он будет сотрудничать.
Так, если раньше в п. 4 ст. 139 ТК РФ был установлен запрет на отказ ТП от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу, то в ТК ТС этот запрет исключен.
Юридическая корректность использования названия «ТП» обусловлена еще рядом факторов.
Так, явления представительства в гражданско-правовых и собственно публичных правоотношениях имеют принципиальные отличия. Если первый вид представительства полностью подчиняется логике и нормам главы 10 Гражданского кодекса РФ, то во втором случае особая природа этих отношений допускает наличие существенно иных правил как об основаниях возникновения представительства, так и о механизме взаимоотношений.
В законодательстве и литературе выделяется договор таможенного представительства как разновидность посреднических сделок. Особенности правового статуса ТП именно как представителя обусловлены тем, что ТП является посредником, совершающим таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица, на которого возложена обязанность совершать таможенные операции в соответствии с ТК ТС.
Также представляют интерес нормы ТК ТС об ответственности ТП, конкретизация которой в ТК ТС отсутствует. Согласно ст. 17 ТК ТС за несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза ТП будет нести ответственность в соответствии с национальным законодательством члена таможенного союза.
Это связано с тем, что совсем недавно в российском таможенном законодательстве была установлена солидарная ответственность ТП и представляемого им лица за уплату таможенных платежей. Именно поэтому в п. 4 ст. 367 ТК ТС установлено, что требование о внесении обеспечения уплаты таможенных платежей ТП как условие включения юридических лиц в Реестр ТП применяется только в тех государствах – членах таможенного союза, в которых законодательно предусмотрено, что у ТП обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает солидарно с плательщиком таможенных пошлин, налогов. Другие государства, законодательством которых на день вступления в силу ТК ТС не предусмотрена солидарная обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, обязуются в течение одного года предусмотреть ее в своем законодательстве.
И еще одна особенность в деятельности ТП.
Казалось бы, таможенный союз, единое таможенное законодательство, единая таможенная территория, а значит, любой ТП вправе осуществлять свою деятельность на территории любого из государств таможенного союза? Однако ТП вправе работать на территории только того государства – члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в соответствующий Реестр.
При этом если раньше выдавались лицензии на деятельность ТП российского, регионального и местного значения, то теперь ТП будет работать на территории всей России и главный принцип работы ТП – заключение договора на его услугу. То есть, он может заключать договоры в любом регионе страны.
Приведенное выше позволяет констатировать, что ТК ТС создал благоприятные условия для деятельности ТП, которые будут способствовать реализации таможенного дела на всей территории таможенного союза.
34. Таможенный перевозчик — предприятие, созданное в соответствии с законодательством РФ и обладающее правами юридического лица (российское ю/л, включенное в Реестр таможенных перевозчиков).
Таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, установленных ТаК РФ (вправе ограничить регион своей деятельности регионом деятельности одного (нескольких) таможенных органов; его отказ от заключения договора при наличии возможности осуществить перевозку не допускается).
Условия включения в Реестр таможенных перевозчиков (ст.94):
1) осуществление деятельности по перевозке грузов в течение не менее 2 лет;
2) обеспечение уплаты таможенных платежей;
3) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке грузов (если такой вид деятельности лицензируется);
4) владение используемыми для перевозки товаров ТС, в том числе ТС, пригодными для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;
5) наличие договора страхования риска гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товару, вверенному ему по договору перевозки, или по причине нарушения обязательств, возникших из договора (страховая сумма не менее 20 млн. рублей).
Свидетельство о включении в Реестр таможенный перевозчиковдействительно в течение 5 лет.
Обязанности таможенного перевозчика (ст.97):
1) соблюдение условий и требований, установленных ТаК РФ в отношении перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем;
2) ведение учета перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представление в таможенные органы отчетности и перевозке таких товаров;
3) уплата таможенных пошлин, налогов в случае, предусмотренном ТаК РФ;
4) соблюдение конфиденциальности информации, полученной от отправителя товаров, их получателя или экспедитора.
35. Таможенный брокер (представитель) — это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции. Правовой статус брокера определен гл. 15 ТК (ст. 139 - 148). Таможенным брокером может быть российское юридическое лицо, включённое в Реестр таможенных брокеров (представителей). Государственное предприятие не может быть таможенным брокером.
Особенность деятельности таможенного брокера (как участника таможенного оформления товаров в целом и таможенного декларирования в частности) заключается в том, что все таможенные операции таможенный брокер осуществляет, как если бы он сам перемещал товар через таможенную границу. То есть таможенный брокер обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представить свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. Таможенный брокер при совершении таможенных операций обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномачивает таможенного брокера представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Обязанности таможенного брокера при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными Таможенным кодексом в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру.
Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного брокера обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иных обязанностей, которые в соответствии с Таможенным кодексом возлагаются только на лицо, указанное в статье 16 Таможенного кодекса, перевозчика либо иное лицо.
За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате при декларировании товаров, таможенный брокер несёт солидарную с декларантом ответственность.
Таможенный брокер обязан вести учёт товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и предоставлять в таможенные органы отчётность о совершенныхтаможенных операциях.
- 1. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- 2. Таможенное дело, как объект правового регулирования
- 3. Таможенное право как комплексная отрасль российского права. Ее место в системе права рф
- 4. Предмет и метод таможенного права
- 5. Принципы таможенного права
- 6. Источники таможенного права, их классификация и краткая характеристика
- 8. Таможенное законодательство рф, понятие и краткая характеристика
- 9. Понятие и структура таможенно-правовой нормы. Реализация таможенно-правовых норм
- 10. Действие таможенно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 11. Понятие, виды и особенности таможенных правоотношений. Основание их возникновения, изменения и прекращения
- 12. Общая характеристика субъектов таможенных правоотношений. Таможенная правосубъектность
- 13. Товары и транспортные средства международной перевозки, как предмет таможенных правоотношений. Товары тс и иностранные товары. Страна происхождения товаров
- 14. Понятие и правовой режим таможенной территории тс и таможенной границы тс
- 15. Правовой статус таможенных органов рф
- 16. Правовой статус фтс рф
- 17. Правовой статус лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела
- 18. Правовой статус рту
- 19. Правовой статус таможни
- 20. Служба в таможенных органах рф как вид госслужбы
- 21. Правовой статус таможенного поста
- 22. Ведение тн вэд и таможенной статистики таможенными органами рф
- 23. Правовое регулирование информирования и консультирования граждан таможенными органами
- Глава 5. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и должностных лиц
- 29. Правовое регулирование временного хранения товаров. Свх
- 33. Правовой статус таможенного представителя
- 36. Таможенное регулирование в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства рф.
- 56. Таможенно-правовая характеристика процедуры свободной таможенной зоны
- 57. Особенности и правовая основа перемещения через таможенную границу транспортных средств международной перевозки
- 58. Перемещение через таможенную границу товаров физ.Лицами
- 60. Общая характеристика административных правонарушений в области таможенного дела