60. Общая характеристика административных правонарушений в области таможенного дела
До принятия КоАП 2001 г. вопросы правовой регламентации ответственности за совершение административно-правовых деликтов в таможенной сфере и порядка ведения производства по таким делам регулировались законодательными актами как таможенного, так и административного законодательства.
С 1 июля 2002 г. КоАП РФ стал единственным федеральным законом, регулирующим вопросы административной ответственности
Статья 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки
Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров
Статья 16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации
Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации
Статья 16.5. Нарушение режима зоны таможенного контроля
Перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Статья 16.6. Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы
Непринятие перевозчиком в случае аварии, действия непреодолимой силы или возникновения иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия либо в место пересечения таможенной границы Таможенного союза.
Несообщение перевозчиком в ближайший таможенный орган об аварии, о действии непреодолимой силы или о возникновении иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия либо в место пересечения таможенной границы Таможенного союза
Статья 16.7. Представление недействительных документов при совершении таможенных операций
Представление декларантом или иным лицом таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшее за собой заявление таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах и (или) несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, -
Статья 16.8. Причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам
Причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам, за исключением случаев, если такое причаливание допускается, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статья 16.9. Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них
Статья 16.10. Несоблюдение порядка таможенного транзита
Несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока таможенного транзита или определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров либо доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Статья 16.11. Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации
Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа или повреждение либо утрата таких средств идентификации -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статья 16.12. Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений
Статья 16.13. Совершение грузовых или иных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, без разрешения или уведомления таможенного органа
татья 16.14. Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций
Нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения или на свободный склад, порядка их хранения либо порядка совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем
Статья 16.15. Непредставление в таможенный орган отчетности
Непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, -
Статья 16.16. Нарушение сроков временного хранения товаров
Нарушение сроков временного хранения товаров -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
Статья 16.17. Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации
Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации, если сведения, содержащиеся в таких документах, влияют на принятие таможенным органом решения о выпуске товаров до подачи таможенной декларации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Статья 16.18. Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами
овленные сроки временного ввоза -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
2. Неосуществление физическими лицами обратного ввоза в Российскую Федерацию временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному обратному ввозу, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.
Статья 16.19. Несоблюдение таможенной процедуры
Статья 16.20. Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами
Статья 16.21. Незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка
Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей
Статья 16.23. Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела
Сатья 16.24. Незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами
61. Общая характеристика полномочий таможенных органов в сфере административной юрисдикции. Таможенные органы вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, а также проводить административное задержание. В производстве по делам об административных правонарушениях участвуют две категории должностных лиц, действующих от имени таможенных органов. Первая категория – это лица, полномочные рассматривать дела по административным правонарушениям, отнесенным к компетенции таможенных органов (глава 16 КоАП РФ). К ним относятся: 1. Руководителя Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и его заместителей. 2. Начальников региональных таможенных управлений и их заместителей. 3. Начальников таможен и их заместителей. 4. Начальников таможенных постов. При этом начальники таможенных постов уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных только физическими лицами. Вторая категория – должностные лица, наделенные только полномочиями, связанными с возможностью составлять протоколы об административных правонарушениях, то есть фактически они полномочны возбуждать производство по делам об административных правонарушениях. Наделение должностных лиц полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении вытекает из контрольно-надзорных функций органов (должностных лиц) и их полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, то есть поставлено в связь с указанными полномочиями. Таможенные органы в соответствии с отраслевой компетенцией вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренные ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. 16.2-16.23 КоАП РФ. В контексте правоохранительной деятельности таможенных органов следует также воспринимать отнесение к правомочиям должностных лиц таможенных органов права возбуждать дела об административных правонарушениях, связанных с правами интеллектуальной собственности. Функция защиты прав интеллектуальной собственности впервые закреплена в ТК ТС. Таможенные органы в качестве агентов валютного контроля вправе возбуждать дела, предусмотренные ст. 15.25 КоАП РФ (нарушение валютного законодательства), что подтверждено соответствующим ведомственным нормативно-правовым актом ФТС России.
62. Особенности производства Нормами КоАП РФ предусмотрены три формы осуществления производства по делам об административных правонарушениях: общий порядок (составление протокола об административном правонарушении и передача его на рассмотрение), специальный порядок (включает стадию административного расследования обстоятельств дела), упрощенный порядок (предусматривает назначение наказания на месте совершения правонарушения без составления протокола об административном правонарушении). Решение о применении того или иного порядка производства принимается при обнаружении административного правонарушения лицом, уполномоченным возбуждать административные дела (составлять протокол об административном правонарушении). В зависимости от этого решения дело возбуждается путем составления процессуального документа соответствующей формы (протокола об административном правонарушении, определения о проведении административного расследования, постановления-квитанции либо постановления предупреждения). При применении общего порядка производства протокол об административном правонарушении составляется немедленно либо в течение двух суток с момента выявления нарушения. Данный документ по сути является обвинительным актом в совершении правонарушения, в нем содержатся (указываются) все доказательства факта нарушения и вины конкретного лица. После составления протокол об административном правонарушении и все имеющиеся материалы дела в течение суток направляются на рассмотрение уполномоченному лицу для решения вопроса о привлечении к ответственности. В случае выявления правонарушений, когда для составления протокола и в целях установления обстоятельств дела необходимо совершение процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, применяется так называемый специальный порядок производства с назначением административного расследования. По закону оно проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения в течение месяца с момента возбуждения дела с возможностью продления данного срока. По делам о нарушениях таможенных правил срок административного расследования может быть продлен начальником вышестоящего таможенного органа в общей сложности до шести месяцев (по остальным делам максимальный срок расследования составляет два месяца). В процессе расследования применяются такие процессуальные действия, как изъятие, арест товаров, может проводиться экспертиза и др. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении (который потом направляется на рассмотрение в общем порядке) либо выносится постановление о прекращении дела. Согласно требованиям статей 28.6, 32.3 КоАП РФ упрощенная форма производства по делам об административных правонарушениях заключается в назначении наказания (только предупреждения или штрафа), а также исполнении решения о назначении этого наказания на месте совершения правонарушения и немедленно после его выявления при соблюдении определенных условий. Такой порядок применим только в случае выявления правонарушений, не представляющих большой степени общественной опасности, когда вина лица, привлекаемого к ответственности, очевидна и оно не отрицает ее и (в случае назначения штрафа) готово добровольно уплатить штраф. Такой порядок нацелен на обеспечение оперативности производства по делам определенной категории и позволяет принять решение по делу лицу, выявившему правонарушение, не задействуя общего достаточного сложного и длительного механизма привлечения к ответственности с передачей дела на рассмотрение специально уполномоченному на то органу (должностному лицу).
63. Характеристика основных международных договоров в области таможенного дела, являющихся источниками таможенного права России. Договор о таможенном кодексе таможенного союза - о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза. Принимая во внимание общепризнанные принципы и нормы международного права в целях обеспечения таможенного регулирования на единой таможенной территории таможенного союза 1) Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1979 в редакции от 26.05.1999; - является универсальным кодифицированным международно-правовым актом в области таможенного дела, регулирующим практически все таможенные вопросы. Конвенция, с одной стороны, направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, а с другой стороны – на то, чтобы такое ускорение и упрощение не привели к нанесению ущерба интересам государства и общества (в части пополнения доходной части государственного бюджета и защиты внутреннего рынка). Главный принцип, проходящий через все положения Киотской конвенции, связан с необходимостью упрощения таможенных процедур в целях ускорения внешнеторгового товарооборота, содействия торговле и снятия необоснованных административных барьеров. 2) Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 с поправками 1997; - Целью Конвенции является создание системы транспортировки грузов, упрощающей процедуры оформления грузов при пересечении им границ. Для обеспечения безопасности перевозок Конвенция МДП устанавливает, что грузы должны перевозиться в контейнерах или грузовых отделениях транспортных средств, сконструированных таким образом, чтобы исключить возможность доступа к содержимому запломбированной части транспортного средства или контейнера без оставления видимых следов вскрытия грузового отделения транспортного средства, контейнера или повреждения таможенных печатей и пломб. 3) Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961; - Каждая Договаривающаяся Сторона вместо своих национальных таможенных документов и в качестве обеспечения сумм, упомянутых в статье 6 настоящей Конвенции, будет принимать карнеты A.T.A., действующие на ее территории и выданные и используемые в соответствии с положениями настоящей Конвенции. 4) Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) 1990; - решение облегчить временный ввоз путем упрощения и гармонизации процедур в целях достижения экономических, гуманитарных, культурных, социальных и туристских целей. Принятие стандартизованных типов документов о временном ввозе в качестве международных таможенных документов наряду с международной гарантией будет способствовать облегчению процедуры временного ввоза в тех случаях, когда требуются таможенный документ и гарантия. 5) Конвенция о гармонизированной системе классификации и кодирования товаров 1983; - представляет собой многоцелевую международную классификационную систему, т.е. многоцелевую товарную номенклатуру, в основу построения которой заложена совокупность различных признаков товаров, и прежде всего таких его характеристик, как степень технологической обработки, назначение, вид материала и сырья, из которого он изготовлен, значимость в системе мировой торговли. ГС отвечает потребностям таможенных и статистических органов и предпринимательской деятельности, что позволяет одинаково успешно использовать ее в классификационных целях в международной торговле, таможенном деле, в процессах производства, транспортно экспедиторских операциях, в национальной и международной статистике.
64. Правовая основа деятельности Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС «Договор о создании ЕврАзЭС» - для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в вышеназванных соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с намеченными в указанных документах этапами. «Договор о таможенном кодексе таможенного союза» - Настоящее Соглашение определяет особенности таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, совершаемых при прибытии на таможенную территорию таможенного союза, убытии с этой территории, а также при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита. «Договор о комиссии таможенного союза» от 6 октября 2007 г Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер Евразийского экономического сообщества от 25 января 2008 года (вступившее в силу 04.06.2009 г.) «Договор об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним и Статут Суда Евразийского экономического сообщества» - Суд Евразийского экономического сообщества (далее - Суд) рассматривает дела по заявлениям хозяйствующих субъектов (далее - заявления): 1) об оспаривании актов Комиссии Таможенного союза или их отдельных положений; 2) об оспаривании действий (бездействия) Комиссии Таможенного союза. «Соглашение о Секретариате Комиссии таможенного союза» - Секретариат Комиссии таможенного союза (далее – Секретариат) в соответствии со статьей 11 Договора о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года является рабочим органом Комиссии таможенного союза (далее – Комиссия). Организация работы Секретариата осуществляется в соответствии с регламентом, утверждаемым Комиссией.
65. Органы управления таможенным делом в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС 1. Межгосударственный совет на уровне глав государств и правительств стран – участниц ТС – высший орган управления. 1) определяет стратегию, направления и перспективы формирования и развития Таможенного союза и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач Таможенного союза; 2) рассматривает и принимает решения по вопросам, связанным с общими интересами государств, формирующих Таможенный союз; 3) определяет перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза; 4) принимает решение о вступлении в силу международных договоров. 5) утверждает состав Комиссии Таможенного союза (далее - Комиссия); 6) утверждает Председателя Комиссии; 7) утверждает правила процедуры Комиссии; 8) утверждает смету расходов Комиссии и заслушивает отчет о ее исполнении. В рамках межгосударственного совета действует экспертный совет, который производит оценку решений комиссии ТС. 2. Комиссия ТС – единый, постоянно действующий орган управления. Обладает статусом ЮЛ, который действует на всей территории РФ. Основной задачей Комиссии является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза. - исполняет решения, принятые высшим органом Таможенного союза; - осуществляет мониторинг исполнения международных договоров по формированию Таможенного союза обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза; - оказывает содействие государствам - членам Таможенного союза в урегулировании споров в рамках Таможенного союза до обращения в Суд Евразийского экономического сообщества; - осуществляет в пределах своих полномочий взаимодействие с органами государственной власти государств - членов Таможенного союза; - выполняет функции депозитария международных договоров по формированию Таможенного союза. В рамках Комиссии ТС действует Секретариат – рабочий орган Комиссии ТС. А) подготовка материалов, проектов решений и рекомендаций по вопросам формирования и функционирования таможенного союза, в том числе по заключению и изменению международных договоров, для рассмотрения высшим органом таможенного союза и Комиссией; б) мониторинг соблюдения Сторонами положений международных договоров, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза, исполнения решений, принятых высшим органом таможенного союза и Комиссией; в) мониторинг и анализ законодательства каждой из Сторон в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности; г) подготовка проектов международных договоров и иных документов, необходимых для формирования таможенного союза и создания единой таможенной территории; д) взаимодействие с органами государственной власти Сторон; е) разработка проекта сметы расходов Комиссии и ее исполнение, подготовка проектов отчетов о ее исполнении; ж) обеспечение выполнения Комиссией функций депозитария международных договоров, заключенных в рамках таможенного союза; з) иные функции, определенные высшим органом таможенного союза или Комиссией и направленные на организацию их работы и информационно-техническое обеспечение. 3. Экономический суд ЕврАзЭС – • рассматривает дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза; • рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза; • дает толкование международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, актов, принятых органами Таможенного союза; • разрешает споры между Комиссией таможенного союза и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами-членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза. • К ведению Экономического Суда могут быть отнесены и иные споры, разрешение которых предусмотрено международными договорами в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза».
- 1. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- 2. Таможенное дело, как объект правового регулирования
- 3. Таможенное право как комплексная отрасль российского права. Ее место в системе права рф
- 4. Предмет и метод таможенного права
- 5. Принципы таможенного права
- 6. Источники таможенного права, их классификация и краткая характеристика
- 8. Таможенное законодательство рф, понятие и краткая характеристика
- 9. Понятие и структура таможенно-правовой нормы. Реализация таможенно-правовых норм
- 10. Действие таможенно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 11. Понятие, виды и особенности таможенных правоотношений. Основание их возникновения, изменения и прекращения
- 12. Общая характеристика субъектов таможенных правоотношений. Таможенная правосубъектность
- 13. Товары и транспортные средства международной перевозки, как предмет таможенных правоотношений. Товары тс и иностранные товары. Страна происхождения товаров
- 14. Понятие и правовой режим таможенной территории тс и таможенной границы тс
- 15. Правовой статус таможенных органов рф
- 16. Правовой статус фтс рф
- 17. Правовой статус лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела
- 18. Правовой статус рту
- 19. Правовой статус таможни
- 20. Служба в таможенных органах рф как вид госслужбы
- 21. Правовой статус таможенного поста
- 22. Ведение тн вэд и таможенной статистики таможенными органами рф
- 23. Правовое регулирование информирования и консультирования граждан таможенными органами
- Глава 5. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и должностных лиц
- 29. Правовое регулирование временного хранения товаров. Свх
- 33. Правовой статус таможенного представителя
- 36. Таможенное регулирование в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства рф.
- 56. Таможенно-правовая характеристика процедуры свободной таможенной зоны
- 57. Особенности и правовая основа перемещения через таможенную границу транспортных средств международной перевозки
- 58. Перемещение через таможенную границу товаров физ.Лицами
- 60. Общая характеристика административных правонарушений в области таможенного дела