logo search
Tema_5

Вопрос 3 Стратегия кадровой политики таможенной службы сша

На протяжении многих лет своего существования таможня США служила источником финансирования правительства, а также развития инфраструктуры государства в ранние годы его существования. Проблемы, встающие перед таможенной службой США в начале третьего тысячелетия, её задачи и обязанности значительно изменились. по сравнению даже с прошлым десятилетием. Однако, как утверждают таможенные власти, в частности комиссар таможенной службы, одно остается неизменным: это ценности, воплощенные в людях, которые в ней работают. Именно их в каждом публичном годовом отчете комиссар таможенной службы США называет основным достоянием этой службы. Пятилетний план таможенной службы США на 2000- 2005 годы включает основные цели и определяет задачи таможенной службы, стратегии и пути их достижения. Согласно этому документу,, одной из основных задач таможни США в ближайшие пять лет наряду с такими, как упрощение процедуры законного перемещения товаров через границу и предотвращение нарушений торгового законодательства, борьба с наркобизнесом и отмыванием денег, освоение новых технологий и автоматизации и др., является «найм, обучение и сохранение квалифицированных сотрудников в условиях высокой конкуренции на рынке труда и найма». В ряду таких приоритетов, как обеспечение безопасности границ и четкое взаимодействие с воздушными и морскими службами перехвата, рост эффективности таможенных расследований, автоматизация, стоят честность и бескомпромиссность, ответственность, дисциплина, подготовка и переподготовка кадров.

В проекте стратегического плана развития таможенной службы США па 2000-2005 гг. отмечалось, что

Основными ценностями таможенной службы США являются верность традициям, беззаветное служение своей стране, сохранение профессиональной чести и достоинства. Большое значение в подготовке кадров имеет моральный аспект. Как неотъемлемые качества, которые должны быть присущи каждому сотруднику таможни и которые нужно в них воспитывать и поощрять, отмечаются:

-справедливость: умение действовать корректно и беспрепятственно по отношению к любому человеку, принимать разумные решения, в любой ситуации сохраняя уравновешенность и непредубежденность;

- профессионализм: образцовое выполнение своих служебных обязанностей, компетентность, вежливость;

- достоинство: таможенник должен гордиться традициями таможенной службы, осознавать важность её миссии и не жалеть усилий для её осуществления, работая с полной самоотдачей.

Такими качествами, на взгляд американского руководства, должен обладать идеальный сотрудник таможенной службы. Для впервые поступающих на службу таможенных инспекторов и таможенных кинологов применялась новая программа найма, цель которой -повысить качество отбора персонала. На вакантные места, например, в 1999 году было подано 48 тыс. заявок претендентов, из которых в итоге выбрано 482. Это показывает высокий престиж таможенной службы и тщательность отбора кадров.

Как особое достижение можно отметить увеличение удельного веса национальных меньшинств среди персонала таможенной службы. Так, за последние три года число афроамериканских сотрудников мужского пола увеличилось на 8%, женщин - на 4%, латиноамериканцев - соответственно на 27% и 22%, представителей других меньшинств - на 21% и 28. Это отражает стремление к обеспечению равноправия и, возможно, общеамериканскую тенденцию к политкорректности: ни в коем случае не быть заподозренными в расовой неприязни.

В 2000 году в таможенной системе США была учреждена новая организация, которую возглавил высокопоставленный чиновник. Цель её - централизация и управление системой подготовки и переподготовки таможенников, т.е. всего, что связано с вопросами обучения, в том числе со сбором информации, имеющей отношение к обучению. С помощью этой организации должны осуществляться общие таможенные программы подготовки сотрудников и повышения их квалификации. Составители проекта полагают, что в дальнейшем потребуют решения такие проблемы:

- дальнейшее развитие информационных технологий и рост числа управленцев вспомогательного состава, что потребует дополнительных расходов в условиях ограниченного бюджета;

- найм подготовка и сохранение высокопрофессиональных, компетентных, ответственных и разносторонних кадров – довольно сложная задача в условиях высокой конкуренции на рынке найма;

- дальнейшее распространение сетевой коммерции и Интернет - технологий, что потребует подготовки высокопрофессиональных кадров соответствующего профиля;

- продолжение выработки оптимальных критериев для оценки эффективности учебных программ базового и продвинутого уровня, с наделением приоритетным значением способов оценки деятельности и измерения эффективности работы, а также методик эффективного распределения ресурсов.

Руководством американской таможни для решения задач кадровой политики предусматриваются следующие стратегии:

- разрабатывать и применять программы по повышению дисциплины в таможенной системе, которые способствовали бы осуществлению основной миссии таможни;

- закончить расследование случаев применения репрессалий, которое проводится для выявления факторов, повлекших за собой обвинения в дискриминации со стороны подвергшихся репрессалиям;

- максимально использовать автоматизацию и новые технологии для перехода к единой электронной информационной системе, обеспечивающей потребности в стратегической информации по кадрам;

- предоставлять льготы сотрудникам и их семьям, обеспечивать профессиональной консультативной помощью по различным вопросам;

- обеспечивать безопасные и здоровые условия труда для сотрудников таможни.

Что касается подготовки и повышения квалификации сотрудников американской таможни, то здесь авторы проекта выделяют следующие приоритетные стратегии:

- привести к единому стандарту курсы профессиональной подготовки с помощью учебного плана, учредить требования годичного профессионального образования;

- развивать инфраструктуру дистанционного обучения, чтобы предоставить больше возможностей профессионального обучения таможенникам, находящимся в разных точках страны;

- разработать общеамериканский годичный план профессиональной подготовки с учетом связи мероприятий по подготовке и повышению квалификации сотрудников со стратегическими задачами таможни;

- приобрести и использовать новые автоматизированные системы поиска и анализа для планирования и руководства профессиональной подготовкой и повышением квалификации всех сотрудников таможни.

В области кадровой политики Таможенной службы США можно выделить следующие основные задачи и направления:

- повышение квалификации и профессиональной компетентности сотрудников (путем более тщательного подбора кадров и усиления профессиональной подготовки сотрудников);

- сохранение кадров в условиях конкуренции (реализация социальных программ, наделение льготами, обеспечение оптимальных условий деятельности);

- повышение дисциплины сотрудников (анализ нарушений, разработка программ по улучшению дисциплины и методов дисциплинарного контроля);

- обеспечение равноправия сотрудников, исключение дискриминации (разработка долгосрочною плана целевого найма, изучение фактов применения репрессалий);

- совершенствование системы профессиональной подготовки сотрудников (централизация процесса подготовки и унификация требований, разработка высококачественных программ подготовки);

- эффективное использование современных ресурсов и технологий (создание и стратегическое использование электронных баз данных по кадрам, развитие дистанционного образования, обучение сотрудников новым технологиям, внедрение автоматизации).