25.3. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности регламентированы нормами гл. 46 ТК ТС и гл. 42 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»
Таможенные органы в пределах своей компетенции принимают меры по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности
Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не применяются таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу:
1) физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;
2) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
3) дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального и личного пользования.
Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза.
Таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр которых ведется данными таможенными органами в государстве -участнике таможенного союза, и объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - участников таможенного союза, а в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза также в отношении объектов
150
интеллектуальной собственности, не включенных в такие таможенные реестры.
Срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности устанавливается при включении объектов интеллектуальной собственности в таможенные реестры, которые ведутся таможенными органами в государствах - участниках таможенного союза, и единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - участников таможенного союза с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, но не более 2 лет со дня включения в такие реестры, этот срок может быть продлен на основании заявления правообладателя неограниченное количество раз, но каждый раз не более чем на 2 года.
Срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности не может превышать срока действия прав правообладателя на соответствующий объект интеллектуальной собственности.
На основании заявлений правообладателей объекты интеллектуальной собственности включаются таможенными органами в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства - участника таможенного союза в порядке и на условиях, установленных законодательством государств - участников таможенного союза.
Таможенный орган включает в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства - участника таможенного союза, объекты интеллектуальной собственности, которые подлежат защите на территории государства -участника таможенного союза, в соответствии с законодательством этого государства.
Условия включения объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - участников таможенного союза и порядок его ведения определяются международным договором государств - участников таможенного союза.
Если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных в таможенный реестр, который ведется таможенным органом государства - участника таможенного союза, или в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - участников таможенного союза, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 рабочих дней.
По запросу правообладателя или лица, представляющего его интересы, этот срок может быть продлен таможенным органом, но не более чем на 10 рабочих дней, если указанные лица обратились в уполномоченные органы
за защитой прав правообладателя в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза.
Решения о приостановлении выпуска товаров и о продлении срока приостановления выпуска товаров принимаются в письменной форме руководителем таможенного органа или уполномоченным им лицом.
Таможенный орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, уведомляет декларанта и правообладателя или лицо, представляющее их интересы, о таком приостановлении, причинах и сроках приостановления, а также сообщает декларанту наименование (фамилию, имя, отчество) и место нахождения (адрес) правообладателя и (или) лица, представляющего его интересы, а правообладателю или лицу, представляющему его интересы, - наименование (фамилию, имя, отчество) и место нахождения (адрес) декларанта.
По истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров возобновляется и производится в порядке, установленном настоящим Кодексом, за исключением случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, либо иные документы в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза.
Таможенные органы вправе приостановить выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства - участника таможенного союза, и единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - участников таможенного союза, без заявления правообладателя в порядке, определенном законодательством государств - участников таможенного союза.
Правообладатель в соответствии с гражданским законодательством государств - участников таможенного союза несет ответственность за имущественный вред , причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в результате приостановления выпуска товаров, если не будет установлено нарушение прав правообладателя.
Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если:
1) в таможенный орган поступило заявление правообладателя или лица, представляющего его интересы, об отмене такого решения;
2) объект интеллектуальной собственности исключен из таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности каждого из государств - участников таможенного союза и единого таможенного реестра объектов
интеллектуальной собственности государств - участников таможенного союза;
Отмена решения о приостановлении выпуска товаров оформляется в письменной форме руководителем таможенного органа или уполномоченным им лицом.
После отмены решения о приостановлении выпуска товаров выпуск таких товаров возобновляется.
Таможенный орган представляет декларанту, правообладателю или лицу, представляющему его интересы, информацию о товарах, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска.
Информация, полученная декларантом, правообладателем или лицом, представляющим его интересы, является конфиденциальной.
С письменного разрешения таможенного органа правообладатель, декларант или их представители имеют право под таможенным контролем отбирать пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении их выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.
Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности принимаются в отношении товаров, содержащих объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара (объект интеллектуальной собственности), включенные по заявлению правообладателя в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Таможенные органы вправе принимать меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности без заявления.
Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с ввозом товаров в Российскую Федерацию или их вывозом из Российской Федерации либо при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать в ФТС РФ заявление о включении соответствующего объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Заявление должно содержать сведения:
о правообладателе, а в случае, если заявление подается его представителем, также о представителе; об объекте интеллектуальной собственности; о товарах, ввоз которых в Российскую Федерацию или их вывоз из Российской Федерации или совершение с которыми иных действий во время их нахождения под таможенным контролем, по мнению правообладателя, влечет нарушение его прав, достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары; о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры, связанные с
153
приостановлением выпуска товаров. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие права на объект интеллектуальной собственности (свидетельство, договор об отчуждении исключительного права, договор о предоставлении исключительной лицензии, другие документы, которые правообладатель может представить в подтверждение своих прав на объекты интеллектуальной собственности. Правообладатель или его представитель может приложить к заявлению образцы товаров, которые могут служить подтверждением имеющегося, по его мнению, факта нарушения его прав на объекты интеллектуальной собственности. К заявлению прилагается обязательство правообладателя в письменной форме о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров.
ФТС РФ, рассматривает заявление в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления, и принимает решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, или об отказе в принятии таких мер и во включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Решение об отказе в принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и во включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности принимается в случае, если представленные документы не подтверждают принадлежность заявителю прав на объект интеллектуальной собственности или в случае представления заявителем недостоверных сведений.
О принятом решении правообладатель уведомляется в письменной или электронной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.
В таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности включаются объекты авторского права, объекты смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара.
За включение в реестр плата не взимается. Реестр ведет ФТС РФ.
Объекты интеллектуальной собственности включаются в реестр при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства возмещения вреда. Правообладатель вправе вместо обеспечения исполнения обязательства представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда. При этом сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 300 ООО рублей.
Таможенные органы вправе приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в реестр, при обнаружении признаков нарушения прав интеллектуальной собственности и при наличии информации о правообладателе (его представителе) на территории Российской Федерации. При приостановлении выпуска товаров таможенные органы не позднее следующего дня
154
после дня приостановления информируют об этом правообладателя и декларанта.
Выпуск товаров приостанавливается на семь рабочих дней. Таможенный орган вправе продлить указанный срок, но не более чем на 10 рабочих дней, если правообладатель направил в таможенный орган обращение в письменной форме о таком продлении и подал заявление о включении соответствующего объекта интеллектуальной собственности в реестр. Если до момента истечения срока приостановления выпуска товаров правообладателем не выполнены эти условия, либо уполномоченным органом не принято решение об изъятии товаров, о наложении ареста или об их конфискации, выпуск товаров осуществляется в порядке, установленном таможенным законодательством.
Решения таможенных органов о приостановлении выпуска товаров, о продлении срока приостановления выпуска товаров, об отмене решения о приостановлении выпуска товаров, а также о предоставлении права на информацию и взятие проб и образцов принимаются таможенным органом не позднее следующего рабочего дня со дня обнаружения признаков нарушения прав интеллектуальной собственности или поступления письменного обращения.
В течение срока приостановления выпуска товаров декларант при наличии письменного согласия правообладателя на уничтожение товаров может заявить таможенную процедуру уничтожения товаров, выпуск которых приостановлен. В этом случае решение таможенного органа о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене.
- Глава 1. Понятие и сущность таможенного права............................5
- Глава 26. Контролируемая поставка товаров...............................167
- Глава 27.Ответственность в области таможенного дела..................168
- Глава 1. Понятие и сущность таможенного права
- 1.2. Понятие, предмет и метод таможенного права
- 1.4. Система и источники таможенного права
- Часть 1 ст. 74 Конституции запрещает устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
- Глава 2. Субъекты таможенных правоотношений
- 2.1. Таможенные органы
- 2.3. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела 2.3.1. Таможенный представитель
- 2.3.2. Таможенный перевозчик
- 2.3.4. Владелец таможенного склада
- 2.3.5. Владелец магазина беспошлинной торговли
- 2.3.6. Уполномоченный экономический оператор
- Глава 3. Товары как объекты таможенного регулирования
- 3.2. Страна происхождения товара
- Глава 4. Понятие и содержание методов государственного регулирования внешней торговли товарами
- Глава 5. Таможенные платежи
- 5.1. Таможенный тариф
- 5.2. Таможенная стоимость товаров
- 5.3. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины
- Глава 6. Таможенный контроль
- 6.1. Общие положения о таможенном контроле Понятие таможенного контроля
- 6.2. Объекты таможенного контроля
- 6.3.Методы, средства и способы таможенного контроля
- 6.4. Формы таможенного контроля.
- 64.1. Проверка документов и сведений
- 6.4.2. Устный опрос
- 6.4.8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков
- 6.4.9. Таможенный осмотр помещений и территорий
- Глава 7. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации
- 7.2. Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза
- 7.4. Временное хранение товаров
- Глава 8. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру
- 8.1.Таможенное декларирование товаров
- Глава 9. Общие положения о таможенных процедурах
- Глава 10. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
- Глава 11. Таможенная процедура экспорта
- Глава 12. Таможенная процедура таможенного транзита
- Глава 13. Таможенная процедура таможенного склада
- Глава 14. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
- Глава 15. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
- Глава 16. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
- Глава 17. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
- Глава 18. Таможенная процедура временного вывоза
- Глава 19. Таможенная процедура реимпорта
- Глава 20. Таможенная процедура реэкспорта
- Глава 21. Таможенная процедура беспошлинной торговли
- Глава 22. Таможенная процедура уничтожения
- Глава 23. Таможенная процедура отказа в пользу государства
- Глава 24. Специальная таможенная процедура
- Глава 25. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров
- 25.1. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях
- 25.2. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц
- 25.3. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
- 25.4. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи
- 25.6. Особенности перемещения товаров для личного пользования
- Глава 26. Контролируемая носишки тннрон
- Глава 27. Ответственность в области таможенного дела
- 27.1. Уголовная ответственность за преступления в области таможенного дела
- 7) Товары - любое имущество, ввозимое в Российскую Федерацию или вывозимое из Российской Федерации.
- 2. Понятие, предмет и метод таможенного права
- 4. Система и источники таможенного права
- 5. Таможенные правоотношения: понятие, особенности
- 42. Прибытие товаров на территорию таможенного союза
- 46. Таможенное декларирование товаров
- 47. Выпуск товаров