logo search
КУРСОВАЯ

3. 1 Совершенствование единой системы преференций

В настоящее время льготы по уплате таможенных платежей активно используются для стимулирования развития производства, предпринимательской деятельности, защиты внутреннего рынка, а также привлечения иностранных инвестиций в отечественную промышленность. Кроме того, льготы по уплате таможенных платежей применяются в качестве поддержки развития экономики наименее развитых и развивающихся стран, а также как способ получения торгово-политических уступок от партнеров (на основе взаимности). Но применение льгот имеет и свои отрицательные последствия, так неправомерное предоставление льгот по уплате таможенных платежей может привести к значительным недополучениям сумм денежных средств в федеральный бюджет. Также необходимо учитывать, что все товары, в отношении которых предоставляются льготы, относятся к товарам группы риска, т.е. в отношении данных товаров могут иметь место административные правонарушения. Основной задачей таможенных органов является совершенствование системы контроля за обоснованностью предоставления льгот по уплате таможенных платежей, недопущение нарушений правил применения льгот.

В соответствии с законодательством льготы должны предоставляться на товары, которые не производятся в нашей стране, либо производятся в ограниченном количестве, учитывая при этом, интересы российских товаропроизводителей. Анализ импорта преференциальных товаров из КНР показывает, что основную долю ввозимых товаров составляют продовольственные товары, которые по ценовым показателям превосходят российскую продукцию, в связи с предоставлением льгот. Таким образом, необходимо пересмотреть законодательную базу в области применения тарифных льгот в отношении определенных товаров с целью стимулирования создания и развития внутреннего производства отдельных видов товаров.

Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, предоставляются только при выполнении определенных условий, установленных Соглашением об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 05.06.1980 г. К ним относится следующее:

1. Товар должен быть преференциальным. Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утверждается Комиссией ТС. Количество позиций указанного перечня не может превышать 20% общего количества подсубпозиций ЕТН ВЭД. При необходимости Комиссия ТС может утверждать дополнительный перечень товаров, происходящих и ввозимых из наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Количество позиций этого перечня не может превышать 5% общего количества подсубпозиций ЕТН ВЭД.

2. Выполнение правила прямой закупки и непосредственной отгрузка. В соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров товар рассматривается, как непосредственно закупленный, если импортер закупил его у фирмы, зарегистрированной в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим. Товары, происходящие из развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, подлежат прямой отгрузке в страну, предоставляющую тарифные преференции. Правилам прямой отгрузки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин и при временном складировании их на территории этих стран с условием, что товары все время находятся под таможенным контролем стран транзита.

3. Документальное подтверждение страны происхождения. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (статья 59 ТК ТС). В соответствии с вышеназванными Правилами определения страны происхождения товаров в удостоверение происхождения товара в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, производитель или экспортер представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А", принятой в рамках Общей системы преференций. Сертификат представляется вместе с другими товаросопроводительными документами при таможенном досмотре, но не позднее, чем через год после поставки товара. Расхождение между фактически поставленным количеством товара и указанным в сертификате не должно превышать + 5%. В случае утраты сертификата принимается официально заверенный его дубликат (копия).

В настоящее время применяется 4 уровня и 1 дополнительный уровень ввозных таможенных пошлин в зависимости от ряда условий.

1) беспошлинно. Применяется в случаях – товар преференциальный, страна, указанная в ДТ в качестве СПТ, входит в перечень наименее развитых стран, выполняются условия Соглашения от 12.04.1996;

2) 75% от базовой ставки. Применяется в случаях - товар преференциальный, страна, указанная в ДТ в качестве СПТ, входит в перечень развивающихся стран, выполняются условия Соглашения;

3) ставка РНБ (базовая). Применяется в случаях - товар преференциальный, страна, указанная в ДТ в качестве СПТ, входит в перечень наименее развитых или развивающихся стран, входит в перечень стран РНБ, но не выполняются одновременно все три условия Соглашения; товар преференциальный, страна, указанная в ДТ в качестве СПТ, не входит в перечень наименее развитых или развивающихся стран, но входит в перечень стран РНБ;

4) максимальная ставка (двойная базовая). Применяется в случаях - товар не преференциальный, и страна не входит в перечень стран РНБ; товар преференциальный, и страна не входит в перечень стран РНБ (при невыполнении трех условий Соглашения);

Дополнительный – специальная ставка. Применяется в отношении отдельных перечней товаров.

Вообще, необходимо пересмотреть существующие уровни ставок. Например, Китай по развитию экономики находится на первом месте в мире, он огромными шагами развивает свою структуру импорта. Но в то же время в ТС КНР входит в перечень развивающихся стран и пользуется 25% льготой по уплате пошлин. То же самое касается и Сингапура, Республики Кореи и т.д. Необходимо уменьшить льготы для самых развитых стран из развивающихся, а для развивающихся стран с более низким уровнем развития увеличить (в пределах 30%).

Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле — экономический и юридический термин, означающий установление в международных договорах и соглашениях положений, при которых каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим лицам не менее благоприятные условия в области экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его физическим или юридическим лицам. РНБ предусматривает представление таможенных льгот, а также преимуществ в отношении внутренних налогов и сборов, которыми облагается производство, обработка и обращение импортируемых товаров, и.т.д..

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях при определении уровня таможенно-тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

  1. Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

  2. Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.

  3. Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.

  4. Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров РФ.

  5. Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Пути совершенствования единой системы преференций:

- переработать список товаров, попадающих под условия предоставления преференций;

- необходимо проработать вопрос о порядке определения уровня конкурентоспособности конкретной продукции развивающихся стран-пользователей национальной схемы преференций на предмет возможного вывода ее из-под действия указанной схемы;

- пользователями схемой тарифных преференций, помимо действительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически быстро прогрессирующих государств, которые относятся к "развивающимся" в силу традиций или политической установки ведущих развитых стран на предоставление таким "развивающимся" государствам известных привилегий в международных экономических отношениях., поэтому необходимо уменьшить перечень развивающихся стран, или отнести некоторые «сильные» страны в другой перечень.