2.2. Анализ практических проблем возникающих при электронном декларировании товаров в условиях действия Таможенного Союза.
Либерализация экономики, ускорение экономического роста, устранение бюрократических барьеров невозможны без внедрения систем электронного документооборота, систем подачи сведений в электронном виде, без информационного взаимодействия, как с субъектами внешнеэкономической деятельности, так и между государственными органами членами Таможенного союза.
Отсутствие доступа таможенных органов к информации, содержащейся в базах данных разрешительных документов, выданных контролирующими государственными органами один из недостатков существующего сегодня комплекса программных средств электронного декларирования. Предоставление документов на бумажных носителях, например, железнодорожных накладных и СМР, коносаментов, замедляет процесс электронного декларирования.
Рассмотрим развитие электронного декларирования в Российской Федерации и эволюцию применения передовых электронных технологий.
Одной из главных проблем при внедрении ЭД были высокие начальные затраты, покупка, установка специального оборудования и программного обеспечения. Кроме первоначальных затрат существенным тормозом расширения практики электронного декларирования являлось также то, что параллельно участнику ВЭД требуется представление бумажных копий товаротранспортных документов со штампами таможенного контроля, особенно это актуально для товаров, которые вывозятся железнодорожным транспортом. Первоначально возникшие сложности, связанные необходимостью обязательного представления бумажного носителя ДТ в налоговые органы с целью возврата НДС, были решены путем предоставлении просто распечатки копии ДТ. Вопрос о предоставлении бумажной копии железнодорожной накладной на РЖД остается открытым.
С внедрением Интернет-декларирования посредством сети Интернет (ЭД2) возросло количество ДТ подаваемых участниками ВЭД в электронном виде.
Участники ВЭД по достоинству оценили преимущества электронного документооборота с таможней и уровень обеспечения безопасности передаваемых данных.
Сегодня почти на всех постах возможна подача и обработка экспортно-импортных деклараций и всего пакета необходимых документов в электронном виде.
Расстояния между участниками ВЭД, как правило, крупными промышленными предприятиями с регулярными внешнеторговыми поставками большие. Но справляться с возросшей нагрузкой таможенным инспекторам позволяет электронный документооборот. К концу 2014 года процент электронного декларирования составляет 100 процентов. Это позволило нивелировать расстояния между участниками ВЭД и таможенным органом и, в свою очередь, ускорить процесс выпуска товаров.
ВЭД – процесс многосторонний, в котором взаимосвязаны различные структуры. Соответственно обмен электронными документами требует участия в нем всех заинтересованных сторон, в том числе перевозчиков. Например, при железнодорожных перевозках экспортных грузов требуются отметки таможенного органа на железнодорожных накладных на бумажном носителе. Такая форма затратна по времени и для владельца товара, который должен доставить накладные, и для инспектора таможни, который получает порой стопку накладных до 80 листов.
С учетом немалых расстояний и климатических особенностей, это приводит не только к непроизводительным затратам рабочего времени, но и к дополнительным рискам для людей, которые используют автотранспорт в зимний период. Электронный документооборот во многом облегчает и упрощает всю эту процедуру.
Одним из нововведений ТК ТС стал институт уполномоченных экономических операторов. Он также предусматривает передачу информации о поступивших товарах по информационным каналам связи с применением ЭЦП. Это актуальное и перспективное направление, развитие которого во многом упростит взаимоотношения таможенных органов и бизнеса при процедуре закрытия доставки товаров, снимет вопросы расстояний и оформления на бумажном носителе документов третьих лиц, как в случае с накладными перевозчиков.
Помимо полностью электронного документооборота, юридическое лицо в статусе уполномоченного экономического оператора получит ряд упрощений и преимуществ. В частности, это выпуск товаров до подачи таможенной декларации, временное хранение товаров на своих площадях и проведение здесь же таможенных операций, связанных с выпуском товаров, поступающих в адрес самого оператора. Это своего рода и уровень доверия государства бизнесу, и оценка деловой репутации конкретного участника ВЭД.
Включение участника ВЭД в число уполномоченных экономических операторов позволит снять проблему отдаленности железнодорожных станций от месторасположения таможенного поста, сэкономить немалые бюджетные средства, которые тратятся для выезда инспекторов на место дислокации внешнеторговых грузов предприятия.
В деле развития интернет-декларирования существует целый ряд сдерживающих факторов. Есть проблема в реализации в автоматическом режиме некоторых мер по минимизации рисков.
При осуществлении электронного декларирования товаров в импортных операциях достаточным условием считается наличие нормативно-правовых документов и готовых таможенных технологий, программного продукта с применением электронного декларирования. Для экспортных операций существует проблема приема электронных накладных создаваемых участниками ВЭД при декларировании товаров с помощью сетей интернет (ЭД2) приемосдатчиками железной дороги (ОАО «РЖД), а также электронных автомобильных накладных грузоперевозчиками, т.е. проблема существующая при предыдущей таможенной технологии электронного декларирования товаров ЭД1 осталась та же.
Итак можно выделить текущие проблемы в применении процедуры электронного декларирования.
1.Не налажена система межведомственного обмена информацией между контролирующими органами РФ.
2.Информационные системы государств-участников таможенного союза до настоящего времени не интегрированы друг с другом.
3.Не налажена система обмена информацией государств-участников таможенного союза с иностранными государствами, в том числе, не завершена процедура интеграции Российской автоматизированной системы транзита с Новой компьютеризированной транзитной системой Европейского союза (NCTS).
Таможня вынуждена гнаться за показателями, в то время как не налажена система обмена электронными документами и сведениями в масштабах государства. Проблема электронного декларирования в России более глубокая и должна решаться путем налаживания информационного взаимодействия между различными ведомствами. Определенные шаги в этом направлении уже предприняты.
В частности, полноценная работа по совершению таможенных операций без использования бумажных носителей может быть налажена путем создания Единой автоматизированной информационной системы таможенного союза, которая должна стать одним из сегментов Межведомственной интегрированной автоматизированной системы. Положение о межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системе федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ (МИАИС) было утверждено 29 декабря 2008 года постановлением Правительства РФ № 1057. МИАИС представляет собой государственную территориально распределенную информационную систему, обеспечивающую в автоматизированном режиме взаимодействие информационных систем контрольных органов и иных информационных систем. Одной из целей формирования данной системы является технологические обеспечение межведомственного информационного взаимодействия по принципу «одного окна» и «одной остановки». В настоящее время данная система находится в стадии реализации.
Несмотря на текущие трудности, применение информационных технологий в таможенном деле уже дает свои положительные результаты. Процессы экономической интеграции, ускорение и рост товарооборота неизбежно оказывают влияние на формирование системы электронной таможни. В свою очередь, в современных условиях развития информационного общества электронная таможня должна развиваться в рамках системы электронной торговли, которая открывает новые возможности повышения эффективности коммерческих операций за счет использования информационных технологий в управлении бизнес-процессами.
Необходима организация эффективного контроля на базе системы управления рисками за лицами, применяющими электронную форму декларирования, с использованием услуг таможенных брокеров, получившими ЭЦП.
Необходимо внедрение единого электронного документооборота всех служб, через которые проходит как транспортное средство, так и товар. Например, данные о транспортном средстве, заезжающем на весы для контроля соблюдения весовых ограничений, должны автоматически пересылаться должностному лицу таможенного органа приграничного пункта пропуска и использоваться для помещения товара под процедуру таможенного транзита и выявления риска (характер груза, весовые характеристики, информация о перевозчике, получателе). Это позволит пресечь схему, при которой должностные лица таможенных органов могут не оформить процедуру таможенного транзита.
Дальнейшему развитию и внедрению в таможенных органах Таможенного союза электронной формы декларирования препятствуют следующие факторы:
Непонимание определенной частью руководителей таможенных органов возможностей внедрения новых информационных технологий, позволяющих упростить и ускорить таможенное оформление, минимизировать непродуктивное использование ресурсов.
Недостаточный уровень подготовки должностных лиц таможенных органов, внедряющих и обеспечивающих поддержку информационных технологий, и использующих их при выполнении должностных обязанностей.
Отсутствие доступа таможенных органов к информации, содержащейся в базах данных разрешительных документов, выданных контролирующими государственными органами.
Недостаточный уровень развития информационных систем, обеспечивающих безбумажные технологии при выполнении других таможенных процедур (таможенный транзит, контроль за уплатой таможенных платежей, применение системы управления рисками и т.д.), а также при взаимодействии структурных подразделений таможенного органа, предусматривающих электронный документооборот.
Работа с электронным декларированием в Таможенном союзе новое направление в совершенствовании таможенного контроля, вызванное требованиями времени. Правовая база, на которой основывается работа в этих направлениях, уже есть. В практической деятельности необходимо использовать имеющиеся теоретические разработки в области риск-менеджмента в приложении к таможенной системе, а также международный опыт по созданию единого информационно-аналитического центра и необходимого программного обеспечения.
- Глава 1. Теоретические аспекты таможенного декларирования товаров………………………………………………………………………стр6
- Глава 2. Практические аспекты декларирования товаров…….……...Стр26
- Введение.
- Глава 1. Теоретические аспекты таможенного декларирования товаров
- 1.1. Таможенное декларирование: Понятие, формы, места и сроки.
- 1.2 Виды таможенных деклараций
- 1.2.1. Декларация на товары.
- 1.2.2. Транзитная декларация.
- 1.2.3. Пассажирская таможенная декларация.
- 1.2.4. Декларация на транспортное средство.
- Глава 2 практические аспекты таможенного декларирования товаров
- 2.1. Особенности декларирования товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс.
- 2.2. Анализ практических проблем возникающих при электронном декларировании товаров в условиях действия Таможенного Союза.
- 2.3. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию эд различных категорий товаров в рамках функционирования тс.
- Заключение