logo search
valreg-010

Тема № 10 Осуществление контроля при бартерных и лизинговых операциях.

1.Понятие внешнеторговой бартерной сделкой.

2.Паспорт внешнеторговой бартерной сделки (ПСб).

3.Основные этапы контроля при таможенном оформлении внеш­неторговых бартерных сделок

1. Бартерные сделки относятся к числу товарообменных опера­ций. Увеличение удельного веса бартерных сделок в международ­ной торговле объясняется обострением международной валютной ликвидности, то есть способности данной страны или группы стран своевременно рассчитываться по своим внешним долгам и обяза­тельствам приемлемыми платежными средствами.

В России бартерные сделки, в том числе во внешней торговле, получили широкое распространение в 90-х гг. с целью сокрытия валютных средств за счет неэквивалентного обмена в рамках зак­лючаемых и реализуемых бартерных контрактов, однако долго ос­тавались вне государственного контроля.

В настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим бартерные операции во внешнеэкономической сфе­ре, является Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об ос­новах государственного регулирования внешнеторговой деятель­ности».

В соответствии со ст. 2 вышеназванного федерального закона под внешнеторговой бартерной сделкой понимается сделка, со­вершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интел­лектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осу­ществлении денежных и (или) иных платежных средств.

Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной соб­ственностью с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только при условии, что такими сделками предусмотрен обмен равноценными по стоимости товарами, услу­гами, работами, интеллектуальной собственностью, а также обя­занность соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимо­сти в случае, если такой сделкой предусматривается обмен нерав­ноценными товарами, услугами, работами, интеллектуальной соб­ственностью.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок следует учитывать требования валютного законодательства Россий­ской Федерации, а именно:

Российские лица, которые заключили внешнеторговые бартер­ные сделки или от имени которых заключены такие сделки, в сро­ки, установленные законодательством РФ для осуществления те­кущих валютных операций, исчисляемые с даты фактического пересечения экспортируемыми из РФ товарами таможенной грани­цы РФ, с момента оказания услуг, выполнения работ, передачи ис­ключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллекту­альной собственности обязаны обеспечить предусмотренные та­кими сделками ввоз на таможенную территорию РФ равноценных по стоимости товаров, оказание иностранными лицами равноцен­ных услуг, выполнение равноценных работ, передачу равноценных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственнос­ти или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности с подтверждением факта ввоза товаров, оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности соответствующими документами, а также получение платежных средств и зачисление на счета указанных российских лиц в упол­номоченных банках соответствующих денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное ис­пользование денежных и (или) иных платежных средств.

Превышение сроков, предусмотренных для осуществления те­кущих валютных операций, и выполнение иностранным лицом обя­зательства по внешнеторговой бартерной сделке способом, не пре­дусматривающим ввоза на таможенную территорию РФ товаров, оказание иностранным лицом услуг, выполнение работ, передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственнос­ти или предоставление права на использование объектов интел­лектуальной собственности, допускаются только при условии по­лучения разрешения, выдаваемого в порядке, определенном Пра­вительством РФ. В настоящее время такое разрешение выдается Министерством экономического развития и торговли РФ.

При осуществлении внешнеторговых бартерных сделок по до­говору на поставку комплектного оборудования (оказание услуг и выполнение работ) при сооружении комплектных объектов в ино­странном государстве встречные товары могут быть реализованы без их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. При этом:

  1. фактическое получение встречных товаров должно быть под­тверждено соответствующими документами;

  2. российские лица не позднее чем через 90 дней со дня факти­ческого получения встречных товаров обязаны обеспечить их реа­лизацию по рыночным ценам, действующим в стране их реализа­ции, и зачисление на свои счета в уполномоченных банках на тер­ритории Российской Федерации всех денежных средств, получен­ных от их реализации, или получение платежных средств.

Внешнеторговая бартерная сделка оформляется единым договором (контрактом), в котором содержится оценка товаров (ус­луг), необходимая для эквивалентности обмена, определения стра­ховых сумм, оценки претензий, начисления санкций, таможенной статистики и других.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах государ­ственного регулирования внешнеторговой деятельности» в контрак­те должны быть указаны:

Порядок осуществления контроля за внешнеторговыми бартер­ными сделками и их учета устанавливается Правительством РФ. В случае если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, порядок осуществления контроля за такими сделками и их учета устанавливается Правительством РФ и Центральным бан­ком РФ в соответствии с законодательством РФ.

Контроль внешнеторговых бартерных сделок в основном бази­руется на методическом и методологическом обеспечении техно­логии таможенно-банковского валютного контроля за экспортны­ми и импортными операциями, но осуществляется в более слож­ных формах, для которых характерно активное участие не только Федеральной таможенной службы России, но и иных контролиру­ющих ведомств: Министерства финансов РФ и Министерства эко­номического развития и торговли РФ.

Таможенные органы осуществляют контроль за сроками испол­нения и тоимостной сбалансированностью бартерных контрактов с 01.11.1996 года.

При декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения внешнеторго­вой бартерной сделки, в таможенные органы Российской Федера­ции представляется паспорт внешнеторговой бартерной сделки.

2. Паспорт внешнеторговой бартерной сделки (ПСб) - доку­мент, необходимый для контроля за внешней торговлей товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, осуществ­ляемой на основании внешнеторговых бартерных сделок.

«Порядок оформления и учета паспортов бартерной сделки» утвержден 3 декабря 1996 г. МВЭС РФ (№10-83/3225), ГТК РФ (№01-23/21497), Минфином России (№01-14/197).

Паспорт внешнеторговой бартерной сделки заполняется по еди­ной установленной форме (рис. 4.4). Он содержит 5 основных раз­делов:

  1. Реквизиты Управления уполномоченного Минэкономразви­тия РФ: наименование, почтовый адрес.

  2. Реквизиты российского лица: наименование, код ОКПО, код налогоплательщика, полный юридический адрес.

  3. Реквизиты иностранного лица: наименование, страна нахож­дения, адрес.

  4. Реквизиты и условия договора: номер, дата заключения, сум­ма договора, валюта цены и ее код, форма расчетов и ее код, после­дняя дата и срок встречной поставки.

  5. Разрешение Минэкономразвития РФ (в необходимых случаях): номер, дата выдачи, продолжительность предоставленной от­срочки по встречной поставке товаров (выполнению работ, оказа­нию услуг)

Оформление и выдача ПСб производится уполномоченным Минэкономразвития РФ в регионе (по месту государственной ре­гистрации российского лица), а когда сумма договора превышает в эквиваленте 5 млн. долларов США - Управлением уполномочен­ного Минэкономразвития РФ по Центральному району по согласо­ванию с Минэкономразвития РФ.

Для оформления ПСб участник сделки представляет необходи­мые документы и два экземпляра подписанного и удостоверенно­го печатью (для российского юридического лица) ПСб. Срок рас­смотрения документов - не более 21 рабочего дня. Основаниями для отказа в подписании ПСб являются:

- составление ПСб с нарушением установленных требований. При этом российскому лицу возвращаются оригиналы и копии документов и выдаются рекомендации в письменной форме по со­ставлению ПСб.

Паспорт внешнеторговой бартерной сделки в двух экземпля­рах подписывается уполномоченным Минэкономразвития РФ и скрепляется печатью. Один экземпляр ПСб выдается представите­лю участника сделки, второй экземпляр остается в Управлении уполномоченного Минэкономразвития РФ в регионе. Электронные копии оформленных ПСб, образцы оттисков печатей уполномочен­ных в регионах Минэкономразвития РФ направляются в Государ­ственный таможенный комитет (Федеральную таможенную служ­бу) России.

Размер платы за оформление ПСб установлен Приказом Минторга (Минэкономразвития) РФ от 06.08.1999 г. № 363 «Об утвер­ждении Положения об установлении размеров платы за оформле­ние, переоформление и продление срока действия лицензий на экспорт и импорт товаров (работ, услуг), сертификатов и паспортов бартерных сделок» - 30 минимальных размеров оплаты труда.

При помещении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ по внешнеторговым бартерным сделкам под выбран­ный таможенный режим, в таможенный орган представляются сле­дующие документы и сведения:

-ГТД;

- другие документы, предусмотренные Таможенным кодек­сом РФ.