logo search
309325

3.1 Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (далее – Основные направления) подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период», в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года.

Особенности таможенно-тарифной политики в предстоящий период предполагают два качественно различных этапа ее реализации.

I этап – до конца 2010 года, характеризующийся, по предварительной оценке, постепенным переходом острой фазы кризиса к стадии смягчения кризисных явлений и появлением признаков оздоровления экономики.

На этом этапе таможенно-тарифная политика реализуется как неотъемлемая часть антикризисной экономической политики. При этом инструменты таможенно-тарифного регулирования должны сбалансировано защищать интересы отечественных производителей и потребителей.

Важнейшими задачами являются:

Антикризисная таможенно-тарифная политика должна учитывать новые экономические реалии, обусловливающие ее осуществление, а именно:

‑ снижение курса национальной валюты, ведущее к существенному удорожанию импорта и соответствующему росту инфляции. Общее повышение конкурентоспособности отечественного производства при снижении обменного курса российского рубля сопровождается одновременным ростом издержек производителей, использующих импортные сырье и материалы. Кроме того, в антиинфляционных целях требуется учет фактора снижения курса национальной валюты при принятии решений о повышении ввозных таможенных пошлин;

‑ снижение платежеспособного спроса и усиление конкуренции за рынки сбыта в условиях резкого замедления развития глобальной экономики, которые ставят задачу сохранения позиций российских производителей на внешних рынках;

‑ отток капитала, вызывающий необходимость повышения инвестиционной привлекательности отечественной экономики, в том числе путем применения таможенно-тарифных инструментов;

‑ дефицит федерального бюджета, вызывающий необходимость сохранения фискальной нагрузки на отдельные товары, не являющиеся социально-значимыми.

При этом принимаемые меры не должны противоречить долгосрочным задачам в сфере таможенно-тарифного регулирования, направленным на содействие диверсификации российской экономики и переходу ее на инновационный путь развития, формирование новой, посткризисной внешнеэкономической специализации, обеспечение доступа отечественных компаний к передовым технологиям и высокотехнологичному оборудованию. Их последовательная реализация будет расширяться по мере завершения активной фазы кризиса и преодоления его негативных последствий.

II этап – 2011-2012 гг. – стабилизация экономики, переход к поступательному развитию.

Основные задачи этого этапа состоят в восстановлении равновесия между протекционистской и регулятивной функцией таможенно-тарифной политики, формировании потенциала устойчивого посткризисного экономического развития и переходе к полномасштабной, последовательной реализации приоритетных направлений, определенных в Основных направлениях таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов.

Целями таможенно-тарифной политики на данном этапе должны стать:

В целях оперативной, эффективной и гибкой защиты экономических интересов России на внутреннем и внешнем рынках в 2010 году сохранится антикризисный акцент таможенно-тарифной политики, при этом реализация антикризисного потенциала таможенно-тарифного регулирования будет обеспечиваться по следующим основным направлениям:

– оперативное применение инструментов таможенно-тарифной политики с целью защиты наиболее уязвимых товарных рынков и отечественных производителей, за счет повышения уровня ставок ввозных таможенных пошлин на наиболее чувствительные готовые товары;

– поддержка производства за счет снижения ввозных таможенных пошлин на комплектующие и сырье, не имеющие отечественных аналогов;

– применение ставок таможенных пошлин с фискальной целью, максимально учитывая при этом интересы производителей и потребителей;

– гибкое реагирование на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на внутренних рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, предоставления тарифных льгот и отсрочек по уплате таможенных платежей.

Антикризисные меры таможенно-тарифного регулирования могут дать максимальный эффект в сочетании с нетарифными мерами защиты внутреннего рынка, среди которых первоочередное значение имеют:

‑ активизация политики защиты от недобросовестного и возросшего импорта, в том числе в части эффективной правоприменительной практики при реализации Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (в частности, по применению статьи 8 «Введение предварительной специальной пошлины»);

– возможное введение мер по ограничению внешней торговли товарами, услугами в целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации в соответствии с законодательством и нормами ВТО (реализация Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

По мере выхода из кризиса приоритеты таможенно-тарифной политики переносятся на реализацию следующих задач:

В этих целях необходимо:

  1. Оперативное применение инструментов таможенно-тарифной политики в сочетании с нетарифными мер по защите внутреннего рынка и отечественных производителей, что создает возможности для комплексной защиты национальных экономических интересов.

  2. Совершенствование структуры таможенного тарифа и усиление его регулирующей роли при сохранении в определенной степени его фискальной функции с учетом дефицита федерального бюджета.

  3. Мониторинг внешнеторговой деятельности и проведение оценки принимаемых мер оперативного реагирования на изменения конъюнктуры и цен в целях обеспечения эффективного функционирования внутреннего рынка.

  4. Активное использование специальных инструментов для регулирования импорта в аграрном секторе (сезонные пошлины и тарифные квоты). Применение этих мер будет системно увязано с мерами государственной политики в области сельского хозяйства на основе постоянного мониторинга производства и торговли важнейших видов сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в целях обеспечения баланса интересов производителей и потребителей, недопущения кризисных колебаний цен, в том числе, сезонного характера.

  5. Повышение ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, аналоги которого производятся отечественными предприятиями:

– утверждение долгосрочных графиков изменения пошлин в целях стимулирования создания на территории России производства новой продукции, прежде всего с высокой степенью обработки;

– применение льгот таможенно-тарифного характера для инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производства, по аналогии с промышленной сборкой.

  1. Совершенствование системы таможенных льгот, в том числе сокращение числа льгот, искажающих регулятивную функцию таможенного тарифа.

  2. Совершенствование механизмов использования экономических таможенных режимов (переработка на таможенной территории, переработка товаров для внутреннего потребления). В целях оптимизации применения таких таможенных режимов будет подготовлена необходимая нормативная правовая база.

  3. Совершенствование схемы национальных преференций, включая введение более жестких критериев для определения страны происхождения товара, пересмотр системы тарифных преференций для развивающихся и наименее развитых стран с учетом конкретного уровня развития стран-бенефициаров, пересмотр перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции.

  4. Переход к комплексной системе поддержки экспорта, в том числе:

В течение 2010 года практические решения по уровню и срокам действия таможенных пошлин должны приниматься на основе мониторинга объемов и структуры импорта, ситуации на внутреннем и мировых рынках и с учетом стратегий развития отраслей экономики Российской Федерации.

Формирование таможенного союза предполагает объединение таможенных территорий входящих в него государств и применение единых мер регулирования внешней торговли, устанавливаемых органами управления таможенного союза.

Комплекс мероприятий по формированию таможенного союза определен двумя документами: «Планом действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на 2008-2010 годы», утвержденным главами государств-участников таможенного союза в 2007 году, и «Мероприятиями по реализации Плана действий по формированию Таможенного союза на 2008-2010 годы», утвержденными Решением Интеграционного комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 23 апреля 2008 года.

Во исполнение этих документов предстоит сконцентрировать усилия на создании:

В 2010 году будут введены в действие инструменты регулирования торговли с третьими странами, и в первую очередь, Единый таможенный тариф и система мер нетарифного регулирования таможенного союза.

Комиссии таможенного союза будут переданы полномочия в области регулирования внешней торговли, такие как изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования, проведение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных расследований и принятие решений о введении соответствующих мер.

Единство правил применения и контроля всеми государствами таможенного союза мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли будет обеспечено за счет разработки и введения в действие единого Таможенного кодекса, применения единых принципов и правил таможенного администрирования, обеспечения эффективного взаимодействия таможенных служб.

Таким образом, задачи таможенно-тарифной политики Российской Федерации в 2010 и последующих годах должны реализовываться через решения органов управления таможенным союзом. В этих целях необходимо выработать новые механизмы взаимодействия как на национальном уровне, так и с партнерами по интеграции, обеспечивающие эффективность проведения интересов России при принятии и реализации решений по таможенно-тарифному регулированию в таможенном союзе.

таможенный внешнеторговый тарифный