logo search
Актуальные проблемы организации контроля таможенной стоимости товаров

1.1 Таможенная оценка товаров как необходимое условие перемещения товаров через таможенную границу

На современном этапе развития внешнеторговых связей, в условиях постоянного увеличения объемов перемещаемых через таможенную границу товаров, государство стремится регулировать этот процесс в целях создания наиболее благоприятной обстановки для развития экономики, государства.

В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" при перемещении через таможенную границу РФ товаров в качестве основных методов государственного регулирования используются таможенно-тарифный и нетарифный методы.

Суть таможенно-тарифного регулирования закреплена в ст. 19 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности": "В целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством РФ устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины". В том же Законе в ст.20 содержится характеристика нетарифного метода регулирование внешней торговли товарами, предполагающего использование таких инструментов, как количественные ограничения (квотирование), лицензирование, исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры (7).

На современном этапе государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не столько административными запретами и ограничениями, сколько путем создания благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития РФ. И, наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия.

В отличие от инструментов нетарифного регулирования, позволяющих государству осуществлять непосредственное вмешательство в процесс внешнеторгового обмена, таможенно-тарифные инструменты воздействуют на объект внешнеторговой политики косвенно, через ценовой фактор.

Таможенные пошлины выступают в качестве стоимостного ограничителя импортных (экспортных) операций: их ставки дифференцированно удорожают ввозимые (вывозимые) товары в зависимости от целей и ориентиров экономической и торговой политики государства.

Использование таможенных пошлин призвано также содействовать прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в РФ, что также является одной из основных целей таможенного тарифа (38).

Важнейшую роль в таможенно-тарифном регулировании играют импортные пошлины, осуществляющие фискальную и защитную функции. Экспортные пошлины, взимаемые с товаров при их вывозе за границу, используются в современной мировой торговой практике крайне редко. Экспортные пошлины могут применяться в фискальных целях, для выравнивания низких внутренних цен и более высоких цен на внешнем рынке, с целью сохранения национальных ресурсов (в этом случае с помощью экспортной пошлины может быть сокращен до определенного предела вывоз того или иного товара). Экспортные пошлины обычно применяют развивающиеся страны.

По способу определения ставки таможенной пошлины делятся на адвалорные, специфические и комбинированные (30).

Основная масса импортных таможенных пошлин (в среднем - 75 %), содержащихся в Таможенном тарифе РФ, рассчитывается по адвалорной ставке (ad valorem). Адвалорная ставка устанавливается в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров. Адвалорная пошлина представляет собой защитный барьер на пути иностранных товаров с низкой стоимостью на российский рынок. Особенность данного вида пошлин заключается в том, что независимо от изменения цен на товар на мировом рынке, уровень защиты сохраняется.

Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 "О таможенном тарифе" определяет следующие характеристики таможенной пошлины:

платеж, который имеет обязательный характер;

поступает в федеральный бюджет;

взимается таможенными органами;

уплачивается при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ;

целью взимания таможенной пошлины является таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности в экономических интересах РФ.

Таким образом, уплата таможенной пошлины является обязательным условием перемещения товара через таможенную границу РФ, а размер таможенной пошлины, в большинстве случаев, зависит от величины ставки и таможенной стоимости товара.

В ст.323 Таможенного кодекса РФ (далее ТК РФ) установлено, что таможенная стоимость товаров, наряду с их количеством, служит налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов.

Первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки. За основу стоимости внешнеторговой сделки принимается базисная цена, согласованная сторонами, сформированная с учетом мировых цен и рыночной конъюнктуры. Окончательной ценой, зависящей от конкретных показателей качества товара, условий поставки, условий оплаты, является контрактная цена - цена сделки по купле-продаже товара, зафиксированная в контракте. Цена реальной сделки купли-продажи, которая может изменяться на величину транспортных и страховых издержек в зависимости от условий контракта, определяет фактурную цену или фактурную стоимость товара.

Цена товара на мировом рынке претерпевает значительные изменения при переходе к новому качеству - цене внешнеторговой сделки. Эти изменения отражаются на уровне таможенной стоимости товара, пересекающего таможенную границу. Данные о величине дополнительных затрат можно получить на основе анализа внешнеторгового контракта и товаросопроводительных документов. При этом одним из важнейших требований, предъявляемых к сведениям, предоставляемым в подтверждение таможенной стоимости, является их достоверность и документальная подтвержденность (8).

Рассматривая процесс формирования таможенной стоимости в связи с ее назначением, можно дать полное определение таможенной стоимости: это стоимость товара, которая используется для расчета таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу (является основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов за таможенное оформление); образуется на определенном этапе продвижения товаров от продавца к покупателю, включает соответствующие этому этапу компоненты и определяется местом ввоза на территорию РФ.

Значение таможенной стоимости многопланово. Прежде всего, таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, служит налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов. Правильное определение таможенной стоимости является гарантией реализации конституционного принципа равного и справедливого налогообложения. С этой функцией таможенной стоимости связано большинство проблем. Стремясь минимизировать свои затраты, участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) пытаются уйти от налогов, а средством достижения этой цели является занижение таможенной стоимости.

Величина таможенной стоимости заложена в качестве критерия для определения размера подлежащих уплате таможенных сборов за таможенное оформление товаров. Так, постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 г. №863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" ставки указанных сборов установлены от 500 руб. до 100 тыс. руб. в зависимости от величины таможенной стоимости представленных к таможенному оформлению товаров.

Таможенная стоимость служит также основой при начислении административных штрафов, назначаемых за совершение административных правонарушений в области таможенного дела - нарушений таможенных правил, предусмотренных главой 16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).

Сведения о таможенной стоимости используются для целей таможенной статистики и специальной таможенной статистики, а также для осуществления валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами РФ.

Таким образом, обязательным условием перемещения большинства товаров (75%) через таможенную границу РФ является определение таможенной стоимости, функциональное назначение которой состоит в том, что она является основой расчета таможенных платежей, установленных в адвалорных ставках.