logo search
Анализ динамики таможенных платежей на примере Астраханской таможни

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изложенного можно сделать вывод, что таможенные платежи - это установленные законодательством обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Конкретный перечень взимаемых таможенными органами таможенных платежей закреплен в таможенном законодательстве Таможенного союза, а в частности в Таможенном кодексе Таможенного союза. Он включает в себя: ввозные и вывозные таможенные пошлины, таможенные сборы, налог на добавленную стоимость, акциз, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Таможенные платежи выполняют две основные функции: 1) фискальная функция, так как являются средством пополнения государственного бюджета; 2) функция экономического регулирования по рационализации товарной структуры ввоза и вывоза товаров, защите экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции (специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины).

Отдельным категориям плательщиков предоставляются льготы по таможенным платежам. Правовое регулирование таможенных льгот обеспечивается Международными конвенциями и договорами, законодательством Республики Беларусь, Решениями Комиссии Таможенного союза.

Исчисление, порядок и сроки уплаты, а также обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза.

Исчисление таможенных платежей заключается в определении суммы таможенных платежей, подлежащих уплате. Плательщиком таможенных платежей является декларант или иные лица, на которые возложена обязанность по их уплате. Объектом обложения таможенными платежами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. В целях исчисления таможенных пошлин, налогов и сборов применяются следующие ставки: адвалорная, специфическая, комбинированная. Базой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость товара и его физическая характеристика в натуральном выражении.

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов устанавливаются в соответствии с таможенной процедурой, под которую был помещен товар. При наличии оснований, срок уплаты таможенных платежей может быть изменен путем предоставления отсрочки или рассрочки.

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов является гарантией надлежащего исполнения лицами, осуществляющими внешнюю экономическую деятельность, взятых на себя обязательств, установленных таможенным законодательством.

Правовая база таможенных платежей состоит из внутреннего таможенного законодательства и международных договоров и соглашений с участием Республики Беларусь, касающихся таможенных вопросов.

В случае возникновения противоречия между нормой внутреннего законодательства и предписанием, установленным в международном договоре, будет действовать международно-правовая норма.

В настоящее время еще не вступило в законную силу, но уже принято Постановление Правительства РФ[7], которым определены требования к операторам таможенных платежей и правила их взаимодействия с плательщиками и Федеральной таможенной службой (ФТС) России. Таможенные платежи можно вносить через электронные и платежные терминалы, а также банкоматы. Установлены требования к операторам таможенных платежей. Прописан порядок организации их взаимодействия с плательщиками и ФТС России. Операторы, в частности, должны обладать лицензиями на техническую защиту конфиденциальной информации, техобслуживание шифровальных (криптографических) средств и услуги в области шифрования информации», - говорится в обзоре документа, размещенного в среду на информационно-правовом портале «Гарант».

Оператор не должен иметь задолженность по платежам в бюджет. Не допускается нахождение в процессе ликвидации или банкротства с открытием конкурсного производства. Кроме того, установлен перечень документов, представляемых организациями в ФТС для признания их операторами. В качестве обеспечения надлежащего исполнения принимаемых обязательств оператор предоставляет безотзывную и безусловную банковскую гарантию размером не менее 200 млн руб. сроком действия не менее 1 года. Либо необходимо внести на счет Федерального казначейства аналогичную денежную сумму. Конкретный размер обеспечения определяется ежемесячно в зависимости от объема проведенных платежей. Приведена формула его расчета.

Помимо этого определены требования к программно-аппаратным комплексам, используемым операторами. Они должны быть совместимы с аналогичными устройствами ФТС России. Перевод денежных средств должен подтверждаться чеком, формируемым в электронном виде и при необходимости в бумажном. Деньги должны поступить на счета не позднее 3 банковских дней со дня операции уплаты (с учетом 1 дня инкассации). При нарушении указанного срока не поступившие суммы взыскиваются за счет предоставленного обеспечения. Кроме того, начисляются пени.

Одной из составляющих доходной части федерального бюджета являются таможенные платежи. По оценкам специалистов таможенные платежи составляют более 50% доходной части федерального бюджета. Поступления таможенных платежей в федеральный бюджет в 2011 году составило 115 821,11 тыс. руб. По данным Астраханской таможни, наблюдалась тенденция увеличения сумм таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет за 2007 - 2011 гг. Об этом также говорят рассчитанные цепным способом коэффициенты роста, большинство из которых больше 1. Перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет резко снизилось из-за сложившейся ситуации в Южном федеральном округе в 2009 году. Адвалорная ставка импортных пошлин на новые автомобили была повышена с 25 до 30 процентов от таможенной стоимости. Об этом также говорят рассчитанные цепным способом коэффициенты роста, большинство из которых меньше 1. Средний абсолютный прирост таможенных платежей за квартал составил 1007,8 млн. руб., а средний коэффициент роста равен 1.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Научная и учебная литература:

1. Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РФ 18.06.1993 г. № 5221-1) (в ред. от 26.06.2008 г.) // Российская газета. № 138. 21.07.1993.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 04.03.2013 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 17) (в ред. от 16.04.2010 г.) // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.

4. Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (в ред. 11.07.2011 г.) // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4851.

5. Федеральный закон от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2012 г.) // СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.

6. Закон РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. от 03.12.2012 г.) // Российская газета. № 107. 05.06.1993.

7. Постановление Правительства РФ от 30.03.2013 г. № 285 «О требованиях к юридическим лицам, ответственным за поступление на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств-членов Таможенного союза, денежных средств, уплаченных с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов, а также обеспечивающим надлежащее исполнение принимаемых на себя обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации путем предоставления банковских гарантий и (или) внесения денежных средств (денег) на счет Федерального казначейства, и порядке организации взаимодействия между ними, плательщиками таможенных пошлин, налогов и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.04.2013.

8. Приказ Министерства финансов РФ от 01.10.2009 г. № 102н «О внесении изменений в Приказ Министерства финансов РФ от 24.11.2004 г. № 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.11.2009 г. №15185) // Российская газета. № 214. 13.11.2009.

9. Решение КТС от 25.03.2010 г. № 199 «О механизме зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)» // Таможенный вестник. 2010. № 8.

10. Решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 21.05.2010 г. № 42 «О Соглашении об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)» // СПС «КонсультантПлюс». Законодательство. ВерсияПроф.

11. Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран» // СПС «КонсультантПлюс». Законодательство. ВерсияПроф.