logo
Применение электронной формы декларирования товаров. Проблемы и направления совершенствования

1.1 Международные таможенные стандарты по применению информационных технологий в деятельности таможенных органов

Необходимость максимального включения России в мировые экономические процессы сегодня, одной из основ которой является международная торговля, ни у кого не вызывает сомнения. При этом торговля является одним из уязвимых объектов, поэтому требуется новый механизм, который сочетал бы в себе меры по содействию торговле с мерами по обеспечению максимальной безопасности товарных потоков. Таможня играет важную роль в развитии международной торговли. Совершенствование выполнения таможенных процедур находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий.

Роль информационных технологий в таможенном деле отражена в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, которая вступила в силу 18 мая 1973 года. В ней участвуют около 70 государств, на которые приходится свыше 70 процентов внешнеторгового оборота России. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 4 июля 2011 года. В настоящее время действует новая редакция Киотской конвенции, она была одобрена на сессии Всемирной таможенной организации 26 июня 1999 года (Киотская конвенция, 1999 года), которая:

- предусматривает максимальное практическое использование информационных систем и технологий;

- рассматривает информационные технологии в качестве одного из принципов таможенного оформления, реализация которого должна способствовать упрощению и гармонизации таможенных процедур;

- предусматривает использование электронных баз данных и электронных способов обмена информацией при проведении таможенных процедур;

- устанавливает стандартное правило использования информационных технологий и средств электронных коммуникаций для совершенствования таможенного контроля.

Помимо этого, в 2003 году главы стран «большой восьмерки» на встрече в Канаде обратились к Международным организациям с предложением о разработке мер по обеспечению максимальной безопасности торговых обменов. В этой связи, в июне 2005 года на сессии Всемирной таможенной организации были приняты Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли 19, с. 3.

Суть Рамочных стандартов проста - они определяют, в чем именно проявляются преимущества безопасной мировой торговли. В этих стандартах безопасность рассматривается в широком аспекте - не только безопасность логистических цепочек предприятий, но и экономическая безопасность участников торговли и государств, на территории которых эти операции выполняются. В основе этого механизма лежит предварительное информирование и электронное декларирование. Стандарты зиждутся на двух основах: это отношения таможенных администраций между собой и таможенных администраций с бизнес сообществом. Но для того чтобы Рамочные стандарты работали необходимо усиливать потенциал таможенных служб, так как среди стран членов Всемирной таможенной организации не у всех в настоящее время имеется возможность применять РСБ на практике 33,с.10.

В Рамочных стандартах заложены четыре основных принципа, определяющих безопасное и упрощенное таможенное декларирование Приложение 1.

Помимо этого предусмотрено что, система информационного обмена и деятельности таможенных органов должна поддерживаться на современном уровне, с использованием последних достижений высоких компьютерных технологий.

Таким образом, Рамочные стандарты безопасности предусматривают максимальное использование современных технических новшеств для качественного и быстрого досмотра грузов, багажа, транспортных средств, образование реального партнерства между таможней и законопослушными экспортерами - импортерами товаров и услуг, совершенствование процедур контроля на основе системы анализа и управления рисками, а также использование предварительного обмена данными об отправках.

Разработанная ФТС России Концепция развития таможенной службы, содержит в себе основные принципы, указанные в рамочных стандартах:

1) предварительное информирование о направляемых в Россию товарах и транспортных средствах;

2) электронное декларирование;

3) автоматизация анализа и управления рисками;

4) создание базы данных всех разрешительных документов, используемых контролирующими органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Указанные стандарты основаны на достоверном информационном сопровождении грузов, на использовании информационных систем анализа и управления рисками и их внедрение в практику работы таможенных органов потребуют основательного развития информационных технологий. При этом потребуется разработать механизмы реализации рамочных стандартов и соответствующие регламенты представления и анализа электронных форм торговых и товаросопроводительных документов. Внедрение рамочных стандартов в практику потребует разработку и утверждение типовых решений по подключению таможенных органов Российской Федерации к сети Интернет с выполнением всех требований по информационной безопасности.

Говоря о принятии Рамочных стандартов, следует отметить небывалый всплеск солидарности участников ВТО. Впервые в истории Всемирной таможенной организации 127 представителей таможенных служб одобрили Проект, которым явились Рамочные стандарты безопасности. И все они заявили, что потребуется помощь и поддержка в воплощении Рамочных стандартов. По словам Генерального секретаря Всемирной таможенной организации Мишеля Дане, никто пока не намерен применять новые стандарты в полном объеме 19, с. 2. В одних случаях это связано с необходимостью менять законодательство, а в других - нехваткой средств на техническое переоснащение. При этом одни страны решили помогать другим во внедрении Стандартов, стать спонсорами. Таковыми стали страны Евросоюза (в особенности Швеция, Италия), США, Индия, Япония, Новая Зеландия, ЮАР. Свою помощь они видят либо в финансовых вливаниях, либо в распоряжение Генерального секретаря ВТО своих экспертов, которые будут помогать в работе по внедрению РСБ. По результатам дискуссии конца 2005 года стало ясно, что страны доноры готовы взять под свою опеку 40-45 отстающих государств, а секретариат ВТО может работать с 60-70 странами 33, с. 11.

В работе по Рамочным стандартам первоочередной ролью ВТО является диагностика каждой отдельно взятой страны, таким образом, будет определяться, на какой стадии таможенная администрация находится по отношению к Стандартам, а также контроль за финансированием Проекта. Каждое государство само финансирует свою таможенную администрацию. Деньги либо выделяются из национального бюджета, либо берутся с внешнего рынка (Всемирный банк, Всемирный валютный фонд, Региональные объединения и так далее). Секретариат ВТО принимает на себя обязательства по поиску денег на внешнем рынке.

На сессии в Брюсселе также отмечалось, что Всемирная таможенная организация стремиться координировать действия национальных таможенных администраций для того, чтобы таможня играла стимулирующую роль в торговом обмене, а не становилась его тормозом. «В целом, с необходимостью координации и общих правил согласны все без исключения. Задача в том, чтобы интегрировать рамочные стандарты в существующую административную инфраструктуру», - заявил Мишель Дане 33, с.11.

Нормы (Рамочные стандарты) по обеспечению безопасности и облегчению международной торговли, утвержденные Всемирной таможенной организацией, являются обязательными и для России как члена этой организации и по целому ряду вопросов реализуются Федеральной таможенной службой и таможенными органами на местах.

Руководитель ФТС России, принимавший участие в работе брюссельской сессии, считает, что новый документ поможет выйти на новый уровень взаимоотношений с такими важными торговыми партнерами, как Евросоюз и Китай. «Рамочные стандарты выгодны для России, ведь они базируются на таких принципах, как предварительное информирование, электронное декларирование и система анализа и управления рисками» 18, с. 3.

Таким образом, Рамочные стандарты безопасности представляют собой общие правила, в том числе по применению информационных технологий в деятельности таможенных органов, которые рекомендуется соблюдать всем странам членам этой организации. Предполагается, что на основе новых стандартов в каждой стране будут разработаны национальные программы для повышения эффективности таможенного контроля 19, с. 2.