logo
Ответственность за нарушение таможенного права

ВВЕДЕНИЕ

Развитие рыночных отношений в экономике Казахстане, либерализация внешнеэкономической деятельности способствовали значительному повышению интереса к таможенному делу, законодательству по вопросам и проблемам развития таможенной сферы и в конечном итоге к таможенному праву. Придавая большое государственное значение внешнеэкономическим связям, как важной составной части хозяйственной деятельности, в целях совершенствования управления ими, а также в соответствии с «Декларацией о государственном суверенитете Казахской ССР»[1] , Законом Казахской ССР «Об основных принципах внешнеэкономической деятельности Казахской ССР»[2] и Указом Президента Казахской ССР от 20 декабря 1990 г. о преобразовании Государственного комитета Казахской ССР по внешнеэкономическим связям в Министерство внешнеэкономических связей Казахской ССР Кабинет Министров Казахской ССР[3] основными задачами Министерства были обозначены пути разработки стратегии развития внешнеэкономических связей Казахстана; формирование эффективной организационной структуры управления внешнеэкономическими связями; изучение конъюнктуры и прогнозирование на этой основе тенденций развития мировых товарных рынков, международных экономических отношений, методическое, информационное и консультационное обеспечение участников внешнеэкономических связей по ценовым, валютно-финансовым, кредитным, правовым вопросам, а также по качеству и техническим требованиям внешнего рынка к поставляемой на экспорт продукции; регулирование торгово-экономических, валютно-финансовых, научно-технических и других отношений участников внешнеэкономических связей республики с иностранными партнерами.

Принятый государствами Таможенного союза Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. предусматривает меры по приданию нового импульса развитию более тесной интеграции, сближению экономики государств-участников в целях социального прогресса и улучшения благосостояния народов. Совместными усилиями Казахстана, России, Кыргызстана, Таджикистана и Белоруссии была разработана единая таможенно-тарифной политика с учетом торгово-политических интересов государства, в том числе предложений об установлении, отмене и изменении таможенных пошлин, предоставлении тарифных льгот и преференций, а также об изменении номенклатуры таможенного тарифа с учетом интересов отечественных производителей и потребителей товаров, республиканского бюджета. Были выработаны ответные меры на дискриминационные действия против Республики Казахстан отдельных стран и их союзов в сфере таможенно-тарифной политики.

В своем указе от 15 августа 2003 года N 1165 О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года Президент Республики Казахстан обратил внимание на торговую политику РК в частности на перспективы внешней торговли РК, как залог успешного развития экономики Казахстана: «Экономика Казахстана достигла высокой степени открытости, что определяется, во-первых, степенью участия в международном разделении труда, во-вторых, широкой либерализацией внешнеэкономической деятельности. Экономическое развитие, наблюдающееся в Казахстане, за последние годы повлекло за собой одновременное увеличение объемов внешней торговле. В настоящее время Казахстан осуществляет экспортно-импортные операции со 177 странами мира. Заключены торгово-экономические соглашения с более чем 60 странами, с большинством из которых торговля осуществляется на основе режима наибольшего благоприятствования. Со странами СНГ установлен режим свободной торговли, а с Россией, Беларусью и Украиной начата работа по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП). В рамках Евразийского экономического сообщества продолжается работа по созданию Таможенного союза и формированию Общего таможенного тарифа.

Вместе с тем остаются проблемы, связанные с сырьевой направленностью казахстанского экспорта, барьерами со стороны отдельных торговых партнеров, низкой долей продукции обрабатывающих отраслей промышленности, отсутствием системы продвижения и поощрения экспорта товаров и слабым менеджментом на предприятиях, имеющих внешнеторговый потенциал»[4].

Особое внимание уделяется вопросам формирования единого экономического пространства (ЕЭП) России, Казахстана, Украины и Беларуси. Они всесторонне обсуждались на заседании Совета руководителей таможенных служб ЕврАзЭС, а также заседаниях групп высокого уровня по созданию ЕЭП. Первый заместитель председателя комитета входит в состав Главного Внешнеэкономического Управления, а ряд должностных работников - в состав рабочих и экспертных групп, которые принимают непосредственное участие в разработке международных правовых документов по формированию ЕЭП. «Так рабочей группой по блоку "Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, таможенное администрирование" разрабатывается 30 международных правовых документов по формированию ЕЭП. Казахстанская сторона разработала семь проектов, в том числе касающихся вопросов определения таможенной стоимости товаров, единых правил применения импортных, экспортных и тарифных квот, единых условий транзита, а также упрощения процедур контроля перемещения физических лиц и принадлежащих им транспортных средств через границы между государствами - участниками единого экономического пространства». [5]

Одной из острых проблем, наносящей серьезный урон экономике Казахстана является нарушение таможенного права. Нарушением таможенного законодательства признаются противоправные действия или бездействия лица, посягающие на установленный порядок перемещения товаров и ТС через таможенную границу, таможенный контроль и таможенное оформление, а также уклонение от уплаты таможенных платежей и налогов.

За выше перечисленные нарушения законодательства может быть предусмотрена административная и уголовная ответственность в зависимости от степени общественной опасности таких нарушений.

Целью данной дипломной работы является исследование вопроса административной и уголовной ответственности за нарушения таможенного права участников внешнеэкономической деятельности, а также ответственности должностных лиц за неправомерные решения в области таможенного права.

Этот вопрос мало изучен в научной литературе, в основном вопросы, касающиеся нарушения таможенного права рассматриваются в других отраслях права и не выделены в отдельные институты исследования. Поэтому автор дипломной работы сделает попытку объединить вопросы различной ответственности за нарушение таможенного права и придать им единую исследовательскую направленность.

Исследовательская часть дипломной работы опирается на теоретические труды Алибекова С.Т., Сарсембаев М.А..Некрасова В.А.. Джандарбекова И.А., а также в работе использованы материалы уголовного права, административного права, криминологии, социологии и других наук.

Данная дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается вопрос об административной ответственности за нарушения таможенного права. Вторая глава посвящена вопросу уголовной ответственности за нарушение таможенного права. В третьей главе дается анализ правовой ответственности должностных лиц за нарушение таможенного права.