Ответственность за нарушение таможенного права

дипломная работа

1.2 Административные правонарушения таможенных правил

Административные правонарушения в области таможенного дела именуются нарушениями таможенных правил. Основными объектами нарушения таможенных правил являются:

· порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;

· порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан;

· порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан;

· порядок обложения товаров и транспортных средств таможенными платежами и их уплаты;

· порядок предоставления в отношении товаров и транспортных средств таможенных льгот и пользование ими. [10]

Отдельные деяния могут посягать одновременно на несколько перечисленных объектов.

К понятию субъекта правонарушений таможенного права законодатель относит физических и юридических лиц (отечественные и иностранные юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица), а также должностных лиц.

Должностные лица несут ответственность за нарушение таможенных правил, если в их служебные обязанности входило обеспечение выполнения установленных требований, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. Привлечение к ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (непосредственных нарушителей) не освобождает должностных лиц и иных работников от ответственности. Должностные лица наравне с физическими лицами подлежат ответственности при совершении противоправных действий или бездействия умышленно или по неосторожности.

Только действие непреодолимой силы может освободить от ответственности юридическое лицо или индивидуального предпринимателя.

В целом применение мер воздействия за нарушения таможенных правил не освобождает лиц, привлекаемых к ответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и налогов. Ответственность наступает, если правонарушения по своему характеру не влекут уголовной ответственности, хотя привлечение к уголовной ответственности за совершение преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, не освобождает юридическое лицо и индивидуальных предпринимателей от ответственности за нарушения таможенных правил.

Важной частью ответственности является административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие уставов в случаях нарушений ими таможенных правил. [11]

В качестве юридических лиц несут административную ответственность воинские части и другие воинские подразделения Казахстана и межгосударственные образования (в состав которых входит Республика Казахстан), органы внутренних дел и национальной безопасности. На общих основаниях такая ответственность распространяется на иностранные юридические и физические лица.

Законодательство предусматривает освобождение от ответственности за нарушение таможенных правил при их малозначительности.

Кодекса об административных правонарушениях (далее КоАП) содержит главу 26 "Административные правонарушения в сфере таможенного дела" и включает статьи 400-438. [10].

Административная ответственность наступает за совершение следующих правонарушений:

Нарушение режима зоны таможенного контроля (ст. 400 КоАП);

Неуведомление при ввозе товаров и транспортных средств о пересечении таможенной границы Республики Казахстан (ст. 401 КоАП);

Неуведомление или недостоверное уведомление о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории Республики Казахстан (ст. 402 КоАП);

Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы (ст. 403 КоАП);

Непредоставление товаров и транспортных средств в месте доставки (ст. 404 КоАП);

Выдача без разрешения таможенного органа Республики Казахстан, утрата или недоставление в таможенный орган Республики Казахстан товаров, транспортных средств и документов на них (ст. 405 КоАП);

Неостановка транспортного средства (ст. 406 КоАП);

Отправление транспортного средства без разрешения таможенного органа Республики Казахстан (ст. 407 КоАП);

Причаливание к судну и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем (ст. 408 КоАП);

Неправомерные операции, изменение состояния, пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено (ст. 410 КоАП);

Грузовые и иные операции, проводимые без разрешения таможенного органа Республики Казахстан (ст. 411 КоАП);

Изменение, удаление, уничтожение, повреждение либо утрата средств идентификации (ст. 412 КоАП);

Нарушение порядка декларирования товаров и транспортных средств декларантом (ст. 413 КоАП);

Нарушение сроков представления таможенному органу Республики Казахстан таможенной декларации, документов и дополнительных сведений (ст. 414 КоАП);

Непредставление таможенному органу Республики Казахстан отчетности и несоблюдение порядка ведения учета (ст. 415 КоАП);

Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения и проведения операций с ними (ст. 417 КоАП);

Нарушение порядка переработки товаров и замена продуктов переработки (ст. 418 КоАП);

Невывоз за пределы таможенной территории Республики Казахстан либо невозвращение на эту территорию товаров и транспортных средств (ст. 421 КоАП);

Нарушение порядка уничтожения товаров (ст. 422 КоАП);

Неправомерные операции, изменение состояния, пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим (ст. 423 КоАП);

Несоблюдение порядка применения мер нетарифного регулирования и других ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан (ст. 424 КоАП);

Перемещение товаров через таможенную границу Республики Казахстан физическими лицами с нарушением упрощенного, льготного порядка (ст. 425 КоАП);

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан помимо таможенного контроля (ст. 426 КоАП);

Сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан (ст. 427 КоАП);

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан с обманным использованием документов или средств идентификации (ст. 428 КоАП);

Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств (ст. 429 КоАП);

Транспортировка, хранение, приобретение, пользование или распоряжение товарами и транспортными средствами, ввезенными на таможенную территорию Республики Казахстан с нарушением таможенных правил (ст. 430 КоАП);

Нарушение порядка пользования и распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены таможенные льготы в части таможенных платежей и налогов (ст. 431 КоАП);

Действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей и налогов или их занижение (ст. 432 КоАП);

Действия, направленные на возврат без надлежащих оснований уплаченных таможенных платежей и налогов, получение выплат и иных возмещений либо их невозвращение (ст. 433 КоАП);

Нарушение сроков уплаты таможенных платежей и налогов (ст. 434 КоАП);

Неисполнение банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, решений таможенных органов Республики Казахстан (ст. 435 КоАП);

Невыполнение должностными лицами и иными работниками требований, действующих в таможенном деле (ст. 438 КоАП).

Всего Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено 33 состава. Для уяснения сути выше перечисленных составов правонарушений необходимо определить смысл некоторых основных положений и терминов.

Под товаром в таможенном праве понимается любой движимый предмет материального мира, валюта, валютные ценности, все виды энергии и транспортные средства. Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, предусмотренном ст.9 ТК РК, которая устанавливает, что условиями перемещения товаров и транспортных средств при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Республики Казахстан являются фактическое пересечение таможенной границы и совершение действий, установленных таможенным законодательством Республики Казахстан [13]. При вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории Республики Казахстан условием перемещения является подача таможенной декларации или иное действие, направленное на вывоз товаров и транспортных средств. К иным действиям относятся:

1) вход (въезд) физического лица, выезжающего за пределы Республики Казахстан, в зону таможенного контроля;

2) подача лицом, перемещающим товары и транспортные средства, уведомления о вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории Республики Казахстан;

3) въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через таможенную границу Республики Казахстан с целью выезда с таможенной территории Республики Казахстан;

4) сдача товаров лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере транспорта, либо международных почтовых отправлений организациям, оказывающим международные почтовые услуги, для отправки за пределы таможенной территории Республики Казахстан. [10, стр.37]

Порядок перемещения через таможенную границу валютных ценностей: валюты РК, ценных бумаг, номинированных в валюте РК, иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется законодательством РК о валютном регулировании и валютном контроле и Таможенным Кодексом (ч.3 ст.9 ТК РК) [6].

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан регулируется главой 10 ТК РК. Порядок осуществления предварительных операций при перемещении товаров и транспортных средств на таможенную территорию Республики Казахстан установлен ст.53 ТК РК. При пересечении таможенной границы Республики Казахстан, которое допускается только в пунктах пропуска, определяемых в соответствии со статьей 55 ТК РК лицо, перемещающее товары и транспортные средства обязано, в возможно короткие сроки доставить товары, транспортные средства и документы на них в таможенный орган, расположенный в пункте пропуска. В зависимости от вида транспорта, которыми перемещаются товары и ТС пунктами пропуска могут быть: 1) аэропорт назначения или первый аэропорт на таможенной территории Республики Казахстан, в котором воздушное судно, перевозящее товары, совершает посадку и производит разгрузку товаров; 2) первый порт разгрузки или порт перегрузки на таможенной территории Республики Казахстан, если товары перемещаются морским транспортом; 3) если товары перемещаются другими видами транспорта, то первый таможенный орган в пути следования; 4) если трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, - места установки приборов коммерческого учета, согласованные с уполномоченным органом по вопросам таможенного дела. Пересечением товаров и транспортных средств таможенной границы Республики Казахстан является фактическое перемещение товаров и транспортных средств на таможенную территорию Республики Казахстан. [8, стр.44]

Перевозчик (лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства) либо лицо, перемещающее товары, обязаны уведомить таможенный орган, расположенный в пункте пропуска, о пересечении таможенной границы Республики Казахстан путем представления товаров, транспортных средств и товаросопроводительных документов на них.

Предварительным таможенным оформлением в пункте пропуска через таможенную границу Республики Казахстан являются действия, предшествующие основному таможенному оформлению и осуществляемые для недопущения перемещения на таможенную территорию Республики Казахстан запрещенных товаров. При этом допускается осуществление погрузочно-разгрузочных операций с товарами и транспортными средствами в местах, специально выделенных и оборудованных для этого. Основное таможенное оформление товаров может производиться в пункте пропуска через таможенную границу Республики Казахстан при наличии условий, необходимых для таможенного оформления. В противном случае перевозчик обязан доставить товары, транспортные средства и документы на них в определенные таможенным органом места и сроки в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения. Доставка товаров, транспортных средств и документов на них осуществляется в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита, предусмотренной главой 12 ТК РК.

Таможенные процедуры при вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Республики Казахстан регулируется нормами глава 14 ТК РК. Вывоз товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Республики Казахстан допускается после выпуска товаров согласно заявленному таможенному режиму, применимому к вывозимым товарам, в соответствии с разделом 6 ТК РК. Согласно ст. 112 ТК РК Таможенные процедуры при вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Республики Казахстан включают следующие таможенные операции:

«1) уведомление таможенного органа отправления лицом, перемещающим товары, о намерении их вывоза за пределы таможенной территории Республики Казахстан, которое осуществляется путем представления таможенной декларации, документов и сведений;

2) осуществление таможенного оформления;

3) доставка товаров и транспортных средств до пункта пропуска на таможенной границе Республики Казахстан;

4) уведомление таможенного органа назначения путем представления перевозчиком товаров, транспортных средств и документов, необходимых для таможенных целей;

5) фактический вывоз товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Республики Казахстан». [6]

При вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Республики Казахстан документами контроля доставки товаров является грузовая таможенная декларация, на которой проставляется соответствующий штамп с указанием места и срока доставки товаров и транспортных средств. Срок определяется в соответствии со статьей 79 ТК РК. Существуют определенные требования, предъявляемые к товарам и транспортным средствам при их вывозе за пределы таможенной территории Республики Казахстан, указанные в ст. 115 ТК РК. Товары должны быть фактически вывезены за пределы таможенной территории Республики Казахстан в том же количестве и состоянии, в котором они были в момент их помещения под определенный таможенный режим, кроме изменения количества и состояния товаров вследствие естественного износа или естественной убыли товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения. Подтверждением фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Республики Казахстан являются таможенные штампы, заверенные личной номерной печатью должностного лица таможенного органа назначения, на документах контроля доставки, в которых указывается дата выезда через пункты пропуска. Если вывоз товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Республики Казахстан не осуществлен, то лицо, перемещающее товары, либо перевозчик несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан, за исключением случаев действия непреодолимой силы либо вследствие аварии.

Таможенное оформление транзитных грузов, при вывозе их за пределы РК регламентируется главами 12 и 27 ТК РК, совместным приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, Министра СХ РК, Министра здравоохранения РК, Директора Пограничной службы КНБ РК и Председателя АТК РК (май 2004 года) « Об утверждении Правил взаимодействия должностных лиц таможни "Достык" АТК РК, работников станции "Достык" АО "Национальная компания "Казакстан темiр жолы", должностных лиц Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, военнослужащих Отдельного КПК "Дружба" Пограничной службы КНБ РК и сотрудников контролирующих служб при таможенном оформлении грузов, перемещаемых через государственную границу железнодорожным и автомобильным транспортом». [14]

Рассмотрим более подробно некоторые правонарушения таможенного права в том порядке их наиболее частого нарушения. Самым часто встречаемым правонарушением таможенного права является деяние, предусмотренное статьёй 405 КоАП РК «Выдача без разрешения таможенного органа Республики Казахстан, утрата или недоставление в таможенный орган Республики Казахстан товаров, транспортных средств и документов на них» Объектом данного правонарушения, предусмотренного является установленный порядок таможенного оформления и таможенного контроля.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 405 КоАП РК, заключается в:

выдаче без разрешения таможенного органа находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств;

утрате находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств;

недоставлении в определенное таможенным органом место находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств. [15]

Противоправные действия, предусмотренные ч. 1 ст. 405 КоАП РК, могут совершаться с находящимися под таможенным контролем товарами и транспортными средствами при осуществлении предварительных операций таможенного оформления, а также товарами и транспортными средствами, помещенными под некоторые таможенные режимы. Таможенным законодательством установлено, что перевозчик обязан доставить товары, транспортные средства в определенное таможенным органом место (ст. 58 ТК РК). Владельцы таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, свободного склада, склада временного хранения обязаны исключить возможность изъятия помимо таможенного контроля находящихся под таможенным контролем товаров (ст. 97, 131, 151, 244 ТК РК). Выдача без разрешения таможенного органа находящегося под таможенным контролем товара (транспортного средства) заключается в его передаче как владельцу товара, так и третьим лицам с юридическим оформлением факта передачи или без такового.

Под утратой следует понимать выбытие товаров (транспортных средств) из фактического владения лиц, обязанных в соответствии с требованиями таможенного законодательства обеспечить сохранность находящихся под таможенным контролем товаров. В случаях, когда товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, доставлены не в таможенный орган, а на склад получателя, но при этом товар не был выдан (товар фактически не передан и (или) юридически не оформлен факт передачи) и срок доставки не истек (у перевозчика существует теоретическая и практическая возможность обеспечить доставку находящихся под таможенным контролем товаров в определенное таможенным органом место), признаков правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 405, не усматривается. Однако в этом случае возможна квалификация деяний перевозчика по ст. 412 (при изменении, удалении, уничтожении, повреждении либо утрате средств идентификации, примененных таможенным органом), ст. 411 (при проведении грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа). Если к моменту обнаружения факта прибытия транспортного средства с перевозимым на нем товаром не в таможенный орган, а в место расположения получателя истек срок доставки товара, то данное обстоятельство может расцениваться как недоставление в определенное таможенным органом место.

Субъектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, выступают лица, на которых согласно требованиям таможенного законодательства возлагались соответствующие обязанности в отношении находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств, а также документов на них. Это, прежде всего, перевозчики, владельцы складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли. При определении субъекта ответственности при осуществлении перевозок находящихся под таможенным контролем товаров железнодорожным транспортом необходимо исходить из того, что привлечению к ответственности подлежит железная дорога, а не отделение этой железной дороги, даже если оно имеет статус юридического лица. Данный вывод следует из анализа действующих нормативных правовых и иных актов, регулирующих порядок взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, и розыске недоставленных товаров, устанавливающих ответственность железных дорог перед таможенными органами, а также определяющих полномочия железных дорог в сфере организации и контроля за перевозочным процессом по железнодорожным магистралям[14]. При привлечении к ответственности перевозчика также должен быть рассмотрен вопрос об ответственности водителя транспортного средства.

Следующим по количеству нарушений являются деяния, предусмотренные статьей 429 КоАП РК «Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств». Объектом этого административного правонарушения является порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1,2. ст. 429 КоАП РК, выражается в форме бездействия и состоит в невыполнении обязанности по декларированию в установленной форме товаров и транспортных средств, а именно незаявление грузовой таможенной декларации на товары и транспортные средства в сроки, предусмотренные ст. 380 ТК РК. Общий срок подачи таможенной декларации составляет 30 дней с даты представления таможенному органу товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан. Указанные сроки исчисляются со дня представления товаров и транспортных средств таможенному органу в месте доставки. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день таможенного органа. Несоблюдение указанных сроков образует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 414 КоАП РК [12]. При этом правонарушение начинается на следующий после истечения сроков подачи таможенной декларации день.

В соответствии со ст. 372 ТК РК товары подлежат декларированию в таможенном органе при их перемещении через таможенную границу Республики Казахстан, изменении таможенного режима, кроме случаев обращения товара в собственность государства по решению суда. Декларирование товаров производится в таможенном органе, где осуществляется таможенное оформление товаров, если иное не установлено таможенным законодательством Республики Казахстан (ст. 373 ТК РК). Применительно к рассматриваемой статье сведениями, необходимыми для таможенных целей, являются сведения, необходимые и достаточные для принятия таможенным органом решения о выпуске (условном выпуске) товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим.

В соответствии с ч. 2 ст. 378 ТК РК требования к форме и порядку декларирования товаров в случаях, не урегулированных ТК РК, определяются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1, 2. ст. 429 КоАП РК, выражается в недостоверном декларировании, то есть в заявлении в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений. При этом состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.2 ст. 429 КоАП РК, образует заявление только таких недостоверных сведений, которые необходимы для принятия решения о выпуске, в том числе условном, товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей. В качестве таких сведений в диспозиции статьи перечислены сведения о товарах и транспортных средствах (наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств), их таможенном режиме, однако этот перечень не является исчерпывающим.

Одним из признаков объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 1,2 ст. 429 КоАП РК, является характер заявленных сведений, а не отсутствие возможности внести исправления в таможенную декларацию или наличие в ней определенных штампов. В тех случаях, когда заявленные недостоверные сведения не препятствуют принятию решения о выпуске товаров и транспортных средств, проставление указанного штампа является решением в отношении самой декларации и свидетельствует о невозможности ее выпуска, а не товаров и транспортных средств, которые могут быть выпущены при условии оформления новой декларации.

Противоправным согласно диспозиции данной части статьи признается заявление недостоверных сведений только в таможенной декларации или в документе иной формы декларирования. Таким образом, данная статья применима при ненадлежащем выполнении обязанности по декларированию товаров и транспортных средств только в случаях, если установленная форма декларирования предполагает наличие документа. При этом представляется, что такой документ может содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме, например, электронной, установленной Приказом АТК РК от 17.05.2003 г. № 212 "Об утверждении структур электронных копий таможенных документов".[16]

Предметом правонарушения при недекларировании выступают те товары и транспортные средства, сведения о которых заявлены не были, а при недостоверном декларировании - те товары и транспортные средства, сведения о которых были заявлены недостоверно. При этом необходимо учитывать, что в случае заявления недостоверных сведений о количестве товаров предметом административного правонарушения следует признавать только ту часть товара, в отношении которой не были выполнены требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению, то есть не указанную в таможенной декларации часть товара.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица таможенных органов (ст. 636 КоАП РК) [12].

Другим наиболее часто встречаемым правонарушением таможенного права является несоблюдение порядка применения мер нетарифного регулирования и других ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан (ст. 424 КоАП РК) [12]. Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 424 КоАП РК, выступает порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в несоблюдении запретов и ограничений на ввоз в Республику Казахстан или вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств, установленных в соответствии с законодательством РК и международными договорами, участницей которых является Республика Казахстан. Ввоз и вывоз из Республики Казахстан отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов, защиты права собственности, защиты интересов российских потребителей, а также исходя из других интересов Республики Казахстан. Запрещенные к ввозу либо вывозу товары подлежат соответственно немедленному вывозу за пределы таможенной территории Республики Казахстан либо возврату на указанную территорию, если законодательными актами Республики Казахстан или международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, не предусмотрена конфискация таких товаров и транспортных средств (ст. 12 ТК РК). Кроме того, согласно ст. 12 ТК РК товары и транспортные средства, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Республики Казахстан или к вывозу за пределы указанной территории, выпускаются таможенными органами Республики Казахстан, при условии соблюдения требований, установленных законодательными актами или международными договорами Республики Казахстан. Таким образом, помимо целей введения соответствующих мер, запреты и ограничения различаются также по последствиям, которые предусмотрены в случае их несоблюдения: если товары, запрещенные к ввозу, не могут быть допущены к дальнейшему перемещению по таможенной территории Республики Казахстан, либо для этого требуется представление разрешительных документов, то товары, ввоз которых ограничен, могут быть доставлены к месту оформления, но без соблюдения установленных требований не могут быть помещены под избранный таможенный режим. С учетом изложенного, по ст. 424 КоАП РК может быть квалифицировано правонарушение, совершенное не только при пересечении товарами таможенной границы Республики Казахстан, но и непосредственно при их таможенном оформлении. Как следует из диспозиции ст. 424 КоАП РК, ответственность по ней наступает за несоблюдение только таких запретов и ограничений, которые установлены в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами. Примененная законодателем формулировка позволяет сделать вывод о том, что противоправным является невыполнение запретов и ограничений, введенных как самими законодательством Республики Казахстан и международными договорами, так и в предусмотренном ими порядке.

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 424 КоАП РК, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений. Таким лицом является перевозчик (при несоблюдении запретов) либо лицо, перемещающее товары через таможенную границу Республики Казахстан (при несоблюдении ограничений).

Нарушение сроков представления таможенному органу Республики Казахстан таможенной декларации, документов и дополнительных сведений (ст. 414 КоАП РК) также одно из часто встречаемых административных правонарушений. Объектом данного правонарушения является порядок таможенного оформления, включающий в том числе сроки проведения соответствующих таможенных процедур.

Объективная сторона правонарушения заключается в представлении таможенному органу таможенной декларации, документов или дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, с нарушением установленных таможенным органом сроков. При этом, противоправным с точки зрения административной ответственности признается нарушение сроков представления таможенной декларации (документов, сведений), установленных именно таможенным органом в предусмотренном порядке. В иных случаях неподачи таможенной декларации (документов, сведений) в установленные законом (Таможенным кодексом) сроки необходимо квалифицировать деяния лица по ст. 429 ч.1 КоАП РК.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 414 КоАП РК, образует:

нарушение сроков представления таможенной декларации;

нарушение сроков представления документов, необходимых для таможенных целей;

нарушение сроков представления дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей.

Одновременно с подачей таможенной декларации таможенному органу представляются документы, необходимые для таможенных целей (ст. 382 ТК РК). При оценке каждого документа в качестве необходимого для таможенных целей следует исходить из того, насколько его представление необходимо для выпуска товара в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Так, непредставление таможенному органу в согласованный с ним срок документов и дополнительных сведений в подтверждение заявленной таможенной стоимости товара, выпущенного с временной (условной) оценкой, состав рассматриваемого правонарушения не образует, поскольку не препятствует выпуску товара, а только служит основанием для проведения корректировки таможенной стоимости. Обязанность декларанта представить дополнительные сведения возникает в силу требования таможенного органа об их представлении либо при продлении сроков, отведенных таможенным законодательством для определенного действия (обязанности) со стороны декларанта. Следует иметь в виду, что дополнительные сведения, запрашиваемые таможенным органом у декларанта, должны быть формализованы в виде конкретного документа, в связи, с чем выделение в диспозиции статьи дополнительных сведений в качестве самостоятельного элемента не должно создавать ошибочное впечатление о том, что эти сведения могут представляться устно. Следует также отметить, что таможенный брокер несет ответственность за неуплату таможенных платежей и налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК РК до или одновременно с подачей таможенной декларации, таможенный брокер несет ответственность в соответствии с договором с представляемым лицом. За несоблюдение требований, установленных настоящим Кодексом, таможенный брокер несет ответственность в соответствии с законами РК (ст. 399 ТК РК).

Объектом правонарушения «Нарушение сроков временного хранения» (ст. 416 КоАП РК) является порядок таможенного оформления находящихся на временном хранении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, товаров и транспортных средств, таможенный режим которых изменяется, а также иных товаров и транспортных средств в установленных таможенным законодательством случаях. Объективная сторона данного правонарушения заключается в непринятии предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или выпуску находящихся на временном хранении товаров и транспортных средств в установленные сроки. Под таможенным оформлением понимается процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями ТК РК. Выпуском признается передача таможенными органами товаров или транспортных средств после таможенного оформления в полное распоряжение лица (ст. 7 ТК РК). В соответствии со ст. 390 ТК РК выпуск товаров, в отношении которых установлены ограничения на ввоз в Республику Казахстан или вывоз из Республики Казахстан, производится таможенными органами только при условии соблюдения требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан.

В соответствии со ст. 91 ТК РК общий предельный срок нахождения товаров и транспортных средств на складе временного хранения не может превышать двух месяцев. Указанные сроки, как правило, значительно превышают сроки, установленные для совершения действий по декларированию, представлению документов, необходимых для таможенных целей, уплате таможенных платежей. Таким образом, не исключена ситуация привлечения лица сначала за нарушение сроков представления таможенной декларации (ст. 414 КоАП РК), а затем и по данной статье. Субъектом правонарушения являются лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу, поскольку в соответствии с таможенным законодательством именно на них лежит ответственность по принятию мер для обеспечения выпуска товаров и транспортных средств.

Согласно ст. 190, 199 ТК РК временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения[6]. В соответствии с ч. 2 ст. 12 ТК РК товары и транспортные средства, запрещенные к ввозу и вывозу, подлежат немедленному вывозу за пределы таможенной территории РК либо, соответственно, возврату на указанную территорию, если законодательными актами РК или международными договорами, ратифицированными РК, не предусмотрена конфискация таких товаров. Статья 421 КоАП РК предусматривает административную ответственность за невывоз за пределы таможенной территории Республики Казахстан либо невозвращение на эту территорию товаров и транспортных средств. Объектом нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 и 2 ст. 421 КоАП РК, в зависимости от совершенного деяния, может выступать порядок применения таможенных режимов либо порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан. Обязанность вывоза (ввоза) ранее ввезенных (вывезенных) товаров и транспортных средств установлена в качестве основной обязанности таможенного режима временного ввоза (вывоза).

Делись добром ;)