logo
Таможенное право таможенного союза

1.1. Понятие таможенного права таможенного союза

В целом, вопрос о месте таможенного права в правовой систе­ме является спорным.

Российские ученые Ю.А. Воробьев, Б.Н. Габричидзе обосновывают возможность выделения таможенного пра­ва в самостоятельную комплексную отрасль права1. К.К. Сандровский, Л.Л. Марков определяют таможенное право как подотрасль административного права2. Д.Н. Бахрах делает однозначный вывод: «таможенное право - это институт административного права»3.

Авторы, относящие таможенное право к отрасли административного права, должны, по логике вещей, именовать эту подотрасль или институт «административным правом в таможенной сфере», но они этого не делают.

Мы выделяем таможенное право в самостоя­тельную отрасль права потому, что оно имеет самостоя­тельный специфический предмет регулирования - широ­кий круг общественных отношений в таможенной сфере. Хотя в общем составе этих отношений и преобладают управленческие отношения, но они не исчерпывают все­го предмета таможенно-правового регулирования. В его состав входят и многие другие качественно необходимые общественные отношения, регулируемые нормами раз­личных отраслей права – гражданского, админи­стративного, трудового, финансового, междуна­родного и др.

Будучи разнородными по своему составу, все эти от­ношения интегрированы в определенную специфическую общность (таможенные отношения) одним системати­зирующим признаком - перемещение товаров и транс­портных средств через таможенную границу.

Автор согласен с проф. А.Ф. Ноздрачевым, который считает, что таможенные отношения, являясь комплексным образованием, тем не менее, составляют единое целое и выделяются в качестве самостоятельного предмета - комплексной отрасли таможенного права4.

В нашем случае, говоря о таможенном праве таможенного союза, участниками регулируемых таможенным правом об­щественных отношений является широкий круг лиц, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза.

Это - таможенные органы государств-членов таможенного союза, лица перемещающие това­ры, собственники этих товаров, покупатели, владельцы либо выступающие в ином качестве, достаточном для совершения действий по ввозу или вывозу товаров, дек­ларанты, владельцы складов вре­менного хранения, перевозчики и др.

Объект регулирования в таможенных отношениях - товары и транспортные средства, перемещаемые через та­моженную границу таможенного союза.

Таможенные отношения имеют комплексный харак­тер, поэтому объективно не существует потребности в особом, единственном методе правового регулирования. Для каждого вида общественных отношений, охватыва­емых понятием таможенных, применяются свойственные им способы воздействия. Комплексному характеру та­моженных отношений соответствует «комплексный ме­тод» таможенного права - комбинационное применение правовых способов воздействия на субъектов, в аспекте обеспечения таможенных процедур и, реализации других средств таможенной политики государств-участников таможенного союза.

Следующим веским основанием определения таможенно­го права в самостоятельную комплексную отрасль права следует считать наличие крупнейших кодификационных актов - Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТКТС), международных договоров по таможенным вопросам между Беларусью, Россией и Казахстаном, яв­ляющихся, по существу, главными источниками таможен­ного права таможенного союза.

Таможенный кодекс таможенного союза интегрирует множество правовых норм различной правовой при­надлежности, регулирующих разные виды таможенных отношений, в единую функционально взаимосвязанную, юридически взаимообусловленную и логически согласо­ванную систему норм таможенного права.

Таким образом, Таможенный кодекс таможенного союза выступает в ка­честве важнейшего фактора, обусловливающего выделе­ние таможенного права в самостоятельную отрасль права. Именно в силу этого правовые нормы разной правоотраслевой принадлежнос­ти, будучи включенными в указанный Кодекс, навсегда остаются в таможенном праве и в своей совокупности образуют особую юридическую общность - таможенное право как комплексную отрасль. Тот факт, что некоторые нормы Таможенного кодек­са одновременно входят в состав других отраслей права, не колеблет вывода об их неизменной принадлежности таможенному праву. Нормы с «двойным гражданством» по тому же предмету, по тем же способам воздействия входят в другие отрасли и одновременно, а не вторично, функционально объединяются в системе таможенного права.

Следовательно, таможенное право - не вторичное образование в системе права, а такое же первичное ком­плексное правоотраслевое образование, как и базовые отрасли права: административное, гражданское и др. Однако, в отличие от них, присутст­вие норм «с двойным гражданством» в таможенном пра­ве придает ему характер комплексной отрасли права.

Таким образом, мы выяснили наличие всех объективных условий возникновения и становления таможенного пра­ва в правовой системе государств-участников таможенного союза, а именно:

ярко выраженного союзного интереса в выде­лении такой отрасли в самостоятельную отрасль права;

комплекса общественных отношений в таможенной сфере, составляющих специфический предмет регули­рования таможенного права;

комбинации осуществляемых в специфических фор­мах правовых способов воздействия (методов) в тамо­женной сфере;

особых значительных по объему кодификационных базовых источников.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать поня­тие таможенного права как комплексной отрасли пра­ва.

Таможенное право таможенного союза - это комплексная отрасль пра­ва, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавли­ваются государствами-членами таможенного союза и предназначены для регулирования отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.