Деятельность отдела таможенных платежей Читинской таможни

отчет по практике

Часть 2. Порядок исполнения постановлений о наложении взысканий за нарушение таможенных правил в части взыскания штрафов

Как уже было выяснено ранее, одними из важнейших задач отдела таможенных платежей являются: своевременное исполнение требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов ФТС России при применении части 1 статьи 20.25 КоАП России, а также ведение программного продукта автоматизированного рабочего места "Штрафы" (далее - АРМ "Штрафы"), формирование списка должников по уплате административных штрафов, представление их в установленные сроки в СТУ. Поэтому особое внимание я хочу уделить вопросу, касающемуся порядку исполнения постановлений о наложении взысканий за нарушение таможенных правил в части взыскания штрафов.

Несмотря на то, что в Читинской таможне в 2014 году было создано отделение распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов за отделом таможенных платежей также пока остаётся такая функция, как исполнение постановлений о наложении взысканий за нарушение таможенных правил. Исполнение постановления является заключительной стадией по делам об административных правонарушениях. Исполнение вынесенных по делу постановлений обеспечивает защиту законных прав физических и юридических лиц, а также способствует профилактике и предупреждению административных правонарушений. Постановление о наложении административного взыскания, вступившее в законную силу, обязательно для исполнения государственными органами, должностными лицами, гражданами.

За нарушение таможенных правил могут быть назначены наказания исключительно в виде предупреждения, административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета правонарушения. Предупреждение и административный штраф относятся к категории основных наказаний, в то время как конфискация может устанавливаться и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного наказания. За совершение нарушения таможенных правил, таможенные органы могут самостоятельно принять решение о привлечении к ответственности и назначении административных наказаний только в виде предупреждения и штрафа. Решение о конфискации всегда принимается судом.

Административный штраф - административное наказание имущественного характера, имеющее денежную форму, которая выражается во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств в рублях (ст. 3.5 КоАП РФ).

Штраф исчисляется исходя из стоимости предмета административного правонарушения, установлен за наиболее опасные нарушения, а также штрафные санкции исчисляются исходя из минимального размера оплаты труда.

В Читинской таможне исполнение постановления о назначении административного штрафа возложено на отдел таможенных платежей и возможно, как в добровольном так и в принудительном порядке. Срок для добровольной уплаты административного штрафа установлен в 30 дней со дня вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу. При предоставлении лицу, привлеченному к административной ответственности, отсрочки (до трех месяцев) или рассрочки (до одного месяца) исполнения срок добровольной уплаты штрафа продлевается на предоставленный срок. Для дополнительной гарантии соблюдения прав лица, привлеченного к административной ответственности, отдел таможенных платежей направляют этому лицу уведомление о сроках уплаты административного штрафа, необходимых реквизитах для заполнения платежного документа. Одновременно лицо уведомляется о последствиях несвоевременной уплаты административного штрафа и указывается дата и место составления протокола по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, для того чтобы это лицо могло реализовать свои права в административном производстве. В случае неуплаты административного штрафа в установленный срок в отношении данного лица решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении за несвоевременную уплату административного штрафа по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкция по данной статье - наложение штрафа в двойном размере от суммы неуплаченного штрафа или административный арест на срок до 15 суток. По истечении 30 дней после истечения срока для добровольной уплаты административного штрафа (если не предоставлялась отсрочка или рассрочка - 60 дней после вступления постановления в законную силу) взыскание административного штрафа может осуществляться принудительно. Принудительное взыскание административного штрафа осуществляется судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве". С этой целью отдел таможенных платежей предъявляет постановление к исполнению в службу судебных приставов. На основании возбужденного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель имеет право применять в отношении должника меры принудительного исполнения, включая обращение взыскания на имущество, денежные средства, заработную плату должника. В рамках исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предпринимает меры по обнаружению имущества должника на территории Российской Федерации. В случае отсутствия имущества, денежных средств и доходов (включая периодические) должника на территории Российской Федерации судебный пристав-исполнитель взыскать административный штраф не может. В этом случае исполнение должно осуществляться на территории того государства, где имеется имущество должника.

Постановление по делу об административном правонарушении в области таможенного дела вступает в законную силу (т.е. подлежит исполнению): после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу о таможенном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано; после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление; немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Анализ динамики количества принятых к исполнению постановлений по делам об АП, взыскания сумм административных штрафов в Читинской таможне в 1 квартале 2012г. и 1 квартале 2011г. представлен в таблице 1.

Таблица 1

Читинская таможня

1 квартал 2012

1 квартал 2011

Принято к исполнению постановлений

Исполнено постановлений

Принято к исполнению постановлений

Исполнено постановлений

Кол-во

Сумма, тыс. руб.

Кол-во

Сумма, тыс. руб.

Кол-во

Сумма, тыс. руб.

Кол-во

Сумма, тыс. руб.

125

2 447,88

110

1 244,41

50

491,89

51

374,83

Как видно из таблицы 1 количество постановлений переданных на исполнение в 2012 году в сравнении с 2011 годом увеличилось в 25 раз, сумма штрафных санкций возросла в 5 раз.

В течение 1 квартала 2011 года предоставлена рассрочка уплаты административного штрафа по 8 постановлениям в отношении ОАО "РЖД" сроком на 1 месяц. Обязательства по уплате административных штрафов по данным постановлениям исполнены в полном объеме.

Протестов (представлений) прокуроров на действия должностных лиц Читинской таможни по исполнению постановлений по делам об административных правонарушений не было.

По состоянию на 01.04.2012 задолженность по уплате штрафных санкций составила 3 040,015 тыс. руб. (аналогичный период 2011 года - 652,55 тыс. руб.). Задолженность по уплате штрафных санкций по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличилась в 4,5 раза. Увеличение задолженности обусловлено реорганизацией таможен.

Случаев нарушения сроков передачи постановлений на исполнение за указанный период не выявлено.

В 1 квартале 2012 года постановления о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за счет имущества организации-должника на принудительное исполнение не направлялись. Проверок деятельности таможни Счетной палатой, прокуратурой, другими контролирующими органами не проводилось.

В течение 1 квартала 2012 года в УФССП для принудительного исполнения таможенным органом было направлено 15 постановлений по делам об административных правонарушениях на сумму 1448,41 тыс. руб. По состоянию на 31.12.2011, на исполнении в ФССП находятся 61 постановление по делам об АП на сумму 2562,38 тыс. руб. и 9 постановлений о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за счет имущества организации-должника на сумму 1087,60 тыс. руб.

В течение 1 квартала 2012 года протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст.20.25 КоАП РФ не составлялись.

По состоянию на 01.04.2011 на исполнении в ФССП решения мирового суда по ч. 1 ст. 20.25 по протоколам Читинской таможни не находятся. Предоставить информацию по количеству решений мирового суда находящихся в ФССП по протоколам, составленным Забайкальской таможни не представляется возможным по причине отсутствия в материалах дел документов, подтверждающих принятия решений суда службой приставов к исполнению (отсутствуют постановления о возбуждении, сопроводительных писем - решения в ФССП направляются судом).

Анализ динамики количества принятых к исполнению постановлений по делам об АП, взыскания сумм административных штрафов в 1 квартале 2012 г. и 1 квартале 2013 г. представлен в таблице 2.

Таблица 2

Читинская таможня

1 квартал 2012

1 квартал 2013

Принято к исполнению постановлений

Исполнено постановлений

Принято к исполнению постановлений

Исполнено постановлений

Кол-во

Сумма, тыс. руб.

Кол-во

Сумма, тыс. руб.

Кол-во

Сумма, тыс. руб.

Кол-во

Сумма, тыс. руб.

125

2 447,88

110

1 244,41

133

1 680,14

174

1 656,80

Как видно из таблицы 2 количество постановлений переданных на исполнение в 2013 году в сравнении с 2012 годом увеличилось незначительно, в то время как сумма штрафных санкций уменьшилась в 1,5 раза.

В течение 1 квартала 2013 года рассрочка уплаты административного штрафа не предоставлялась.

Протестов (представлений) прокуроров на действия должностных лиц Читинской таможни по исполнению постановлений по делам об административных правонарушений не было.

По состоянию на 01.04.2013 задолженность по уплате штрафных санкций составила 4 104,14 тыс. руб. (аналогичный период 2012 года - 3 040,015 тыс. руб.). Задолженность по уплате штрафных санкций по сравнению с аналогичным периодом 2012 года увеличилась в 1,4 раза.

В 1 квартале 2013 года на принудительное исполнение направлено 15 постановлений о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за счет имущества организации-должника на сумму 2481,67 тыс. руб. (в том числе 4 постановления было направлено повторно) Проверок деятельности Читинской таможни Счетной палатой, прокуратурой, другими контролирующими органами не проводилось. В течение 1 квартала 2013 года в УФССП для принудительного исполнения таможенным органом было направлено 57 постановлений по делам об административных правонарушениях на сумму 247,70 тыс. руб. По состоянию на 01.04.2013 на исполнении в ФССП находятся 349 постановлений по делам об АП на сумму 3 826,02 тыс. руб. и 35 постановлений о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за счет имущества организации-должника на сумму 13199,76 тыс. руб.

Наработана практика проведения ежеквартальных сверок Читинской таможни с отделами Службы судебных приставов, у которых находятся на исполнении постановления таможни. Так, по итогам 1 квартала 2013 года проводится сверка исполнительных производств по взысканию задолженности по постановлениям таможенного органа, находящихся на исполнении в ФССП.

По состоянию на 01.04.2013 на исполнении в ФССП решения мирового суда по ч. 1 ст. 20.25 по протоколам Читинской таможни не находятся.

В работе группы возникают трудности при применении ч. 1 ст. 20.25 КоАП России. Так при выявлении правонарушения, предусмотренного данной статьей должника необходимо уведомить о дате и времени составления протокола об административном правонарушении и его обязательном присутствии. Ст. 4.5 КоАП России предусмотрен срок давности привлечения к административной ответственности, который составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения. Однако розыск должников занимает гораздо больше времени, а течение давности не прерывается. Кроме того, исходя из особенности санкции ч. 1. ст. 20.25 КоАП России, дела данной категории в соответствии с ч. 4 ст. 29.6 КоАП России, должны рассматриваться судом в день получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Однако на практике, рассмотрение дел происходит позднее указанного срока по объективным причинам, что приводит к прекращению дел в связи с истечением срока давности.

В соответствии со ст. 31.9 КоАП срок давности исполнения постановления по делу об административном правонарушении составляет два года со дня вступления его в законную силу. При отсрочке или приостановлении исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления.

Если отделом таможенных платежей принято решение о рассрочке исполнения постановления, течение срока давности продлевается на срок рассрочки. Чаще всего такая ситуация встречается в случае уплаты административного штрафа.

В целях реализации исполнения постановлений о наложении взысканий за нарушение таможенных правил отдел таможенных платежей вынужден взаимодействовать с другими структурными подразделениями Читинской таможни. Специальных положений, устанавливающих порядок взаимодействия между подразделениями на сегодняшний день нет, поэтому взаимодействие осуществляется посредством передачи служебных записок одного отдела другому.

Делись добром ;)