Деятельность Оренбургской таможни в рамках Таможенного союза
Введение
Каждое государство стремится максимально извлечь выгоду из своих сильных сторон, одновременно с тем сглаживая слабые, что невозможно без государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Таможенное регулирование является наиболее эффективным способом контроля за перемещаемыми через таможенную границу товарами, позволяющим решать следующие задачи:
- защита отечественного производителя от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
- пополнение доходной части федерального бюджета, за счет взимания таможенных платежей;
- создание оптимальной среды для развития внутреннего производства;
- стимулирование отдельных секторов экономики, путем установления, изменения, или отмены таможенных пошлин.
Выделяют две группы методов таможенного регулирования:
- тарифные меры (установление ввозных таможенных пошлин, вывозных таможенных пошлин, таможенных сборов, которые привязаны к таможенной стоимости товаров);
- нетарифные меры (установление квот, или вовсе запрет на перемещение товаров, введение обязательных разрешений, лицензий и т.д.).
Конечно, каждое государство само принимает решение какие способы защиты своих интересов оно будет использовать, но мировое сообщество, путем многолетнего опыта применения обоих групп методов, пришло к выводу, что наиболее эффективными, прогрессивными и демократичными являются именно меры таможенно - тарифного регулирования.
Российская Федерация не стала исключением. С переходом к рыночной экономике в 90-х годах, началась работа по созданию нормативно - правовой базы таможенного законодательства. Данная работа успешно продвигалась и через 15 лет в Российской Федерации было сформировано таможенное законодательство, которое регулировало все аспекты деятельности в таможенной сфере.
В связи с образованием на таможенных территориях Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан единого таможенного пространства - Таможенного союза, возникла необходимость в унификации таможенного законодательства, которое бы действовало на таможенной территории Таможенного союза.
В кратчайшие сроки оно было сформировано, но, конечно же, оно продолжает постоянно совершенствоваться и дополняться. Неизменным остался тот факт, что, как и в таможенном законодательстве Российской Федерации в таможенном законодательстве Таможенного союза основными методами таможенного регулирования являются именно тарифные методы.
Действующая в настоящее время нормативно - правовая база таможенного законодательства, на территории Российской Федерации, отвечает всем общепринятым в мировом сообществе стандартам, в том числе и стандартам Всемирной Торговой Организации, в которую Российская Федерация намеревается вступить в самое ближайшее время.
В соответствии с действующим законодательством, регулирующим деятельность в области таможенного дела, основными методами таможенного регулирования являются именно тарифные, т.е. непосредственно привязанные к таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу товаров. В связи с этим, особенно актуальными являются вопросы, касающиеся определения, контроля и корректировки таможенной стоимости.
Таким образом, тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
В данной выпускной квалификационной работе была рассмотрена деятельность Оренбургской таможни в рамках Таможенного союза, что позволит оценить и сделать выводы о действующем на настоящий момент таможенном законодательстве в области контроля таможенной стоимости.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование способов контроля таможенными органами таможенной стоимости, а так же проблем, возникающих при осуществлении такой деятельности.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1) изучены теоретические основы контроля таможенной стоимости товаров;
2) исследованы методы определения таможенной стоимости товаров;
3) выявлены проблемы, с которыми сталкиваются таможенные органы при осуществлении деятельности связанной с контролем таможенной стоимости;
4) проанализированы таможенные платежи, поступающие в федеральный бюджет от Оренбургской таможни;
5) проанализированы результаты корректировок таможенной стоимости таможенными органами, на примере деятельности Отдела Контроля Таможенной Стоимости Оренбургской таможни.
При решении указанных выше задач были использованы статистические методы и средства, с помощью которых был проведен анализ динамики перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет Оренбургской таможней, также был проведен анализ динамики доначисленных и довзысканных таможенных платежей как результат проведения корректировки таможенной стоимости товаров и осуществлен прогноз, как по объемам перечисления таможенных платежей, так и по объемам корректировок на 2012 год. В третьей главе были рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются таможенные органы при осуществлении контроля таможенной стоимости, предложены пути их решения, а так же направления совершенствования контроля таможенной стоимости товаров в рамках присоединений Российской Федерации к Всемирной Торговой Организации.
Объектом выпускной квалификационной работы является - таможенно - тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Предметом выпускной квалификационной работы является - методика контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза.
Все указанные выше исследования были проведены за период 2008 - 2011г.г. включительно.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие источники: нормативно-правовые акты Таможенного союза и Российской Федерации, учебные издания, периодические издания, официальные интернет - ресурсы.