logo
Эффективность управления в таможенной системе

2.2 Существующие методы и подходы к повышению эффективности управления

На протяжении нескольких лет менялись подходы к оценке эффективности деятельности таможенных органов. см. таблица 1.

Таблица 1

Подходы к оценке эффективности деятельности таможенных органов

Наименование подхода

Расчет

Преимущества

Недостатки

Сравне-ние планового задания с фактическим выполнением

Факт отчетного периода/плановое задание (на отчетный период)

Простота в применении

Применяется если между результатами и плановыми показателями существует прямая зависимость

Фондо-отдача

Количество оформленных документов (или вес товаров)/среднегодовая стоимость основных средств

Повышение уровня использования основных фондов позволяет увеличить размеры выпуска производства

Нельзя в полном объеме оценить степень использования основных фондов

3. Бюджетирова-ние

Полученный бюджетом результат/расходы, обеспечивающие его получение

Контроль за расходованием выделяемых бюджетных средств

Сложность процесса бюджетирования

Рейтин-говая оценка

Сравнительная оценка деятельности нескольких таможенных органов

Позволяет объективно производить оценку деятельности всех звеньев структуры таможенных органов

Так как финансовое состояние предприятия меняется, то к моменту публикаций рейтинга информация устаревает

Контрольные показатели эффективности деятельности таможенного органа (КПЭД)

Оценка деятельности таможенных органов производится ежеквартально по критерия эффективности, ориентированным на конечный результат

КПЭД является индикаторами выполнения задач, возложенных на таможенные органы

Перенасыщенность дублирующими и излишними показателями;

Не учитывается степень участия в выполнении КПЭД каждого подразделения таможенного органа

Аналитические показатели эффективности деятельности таможенного органа (АПЭД)

Каждый аналитический показатель дает качественную и количественную характеристику определенной стороны деятельности

Анализируются конкретные результаты мероприятий

Нельзя комплексно оценивать результаты деятельности

В оценке эффективности деятельности таможенных органов применялся подход, основанный на сопоставлении результатов и затрат. Но у этого подхода есть существенный недостаток. Его можно применить только когда между результатами и затратами существует прямая зависимость, которую можно формализовать и количественно измерить. Сегодня такой подход применяется для оценки эффективности контроля за полнотой перечисления таможенных и иных платежей в федеральный бюджет.

Показатель фондоотдачи, рассчитываемый как отношение количества оформленных условных документов (или вес товаров) к среднегодовой стоимости основных фондов [17].

Фондоотдача ведет к росту эффективности производства, характеризует уровень эффективности использования производственных основных фондов. Этот метод используется при экономическом анализе, а также при обосновании планов. Но так как величина фондоотдачи находится в прямой зависимости от уровня производительности труда, то нельзя в полном объеме оценить степень использования основных фондов [17].

Так как таможенные органы полностью финансируются из федерального бюджета, то для оценки эффективности их деятельности использовался расчет эффективности использования бюджетных средств.

Под эффективностью расходования бюджетных средств следует понимать достижение поставленных целей и задач в рамках реализации государственных программ, путем соотношения полученного бюджетом результата и расходов, обеспечивающих его выполнение. Преимущество данного подхода заключается в том, что контроль за расходованием выделяемых бюджетных средств позволяет предвидеть результат управленческой деятельности. Правильно сформированный бюджет помогает эффективно управлять затратами, осуществлять контроль эффективной работы подразделений таможенного органа и их руководителей.

Следующим подходом, к оценке эффективности деятельности таможенных органов является метод рейтинговых оценок.

Рейтинг - это метод сравнительной оценки деятельности нескольких организаций. В основе рейтинга лежит определенная характеристика по определенным признакам, позволяющая выстраивать организации в определенной последовательности по степени убывания (возрастания) данного признака [8].

Метод рейтинговых оценок позволяет объективно производить оценку деятельности всех звеньев структуры таможенного органа, выявлять имеющиеся в работе пробелы, находить пути их устранения. Руководители таможенного органа, сравнивая итоги деятельности с другими таможенными органами, выявляют недостатки в работе и находят эффективные пути их уст ранения. Рейтинговые баллы рассчитываются по всем направлениям деятельности таможенного органа[2].

Но метод рейтинговых оценок имеет один недостаток. Обычно рейтинг рассчитывается на конец квартала, а итоги рейтинга публикуются через 2-4 месяца после составления анализа. Такое отставание по времени является существенным недостатком рейтинга, т.е. к моменту публикации рейтинга состояние предприятия уже может измениться и представленная информация устаревает.

Контрольные показатели эффективности деятельности таможенного органа являются индикаторами выполнения задач, они отражают состояние той или иной линии работы в целом, но не учитывают степень участия в его выполнении каждого подразделения. Исполнение же того или иного показателя является результатом работы нескольких подразделений, а по существующей методике ответственность за его выполнение возлагается только на одно из них. Например, за выполнение показателей группы 11 (показатели, отражающие законность решений, принимаемых таможенными органами) несет ответственность правовой отдел таможни. При этом иск к таможне или жалоба зачастую является результатом ошибок других подразделений [6]. Ещё одним существенным недостатком КПЭД является перенасыщенность дублирующими и излишними показателями, несбалансированность комплекса показателей. Поэтому, сегодня необходима постоянная актуализация и оптимизация системы контрольных показателей.

В целях оценки эффективности деятельности таможни приказом ФТС России №625 от 29 марта 2010 года «О контрольных и аналитических показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2010 год» [7] был утвержден перечень аналитических показателей эффективности деятельности (АПЭД). Система аналитических показателей - это множество показателей, где каждый показатель дает качественную и количественную характеристику определенной стороны деятельности[7].

Некоторые контрольные показатели эффективности деятельности переходят в систему аналитических показателей. Так, например, контрольный показатель №2 «Сокращение расхождений между количественными показателями импорта в Россию из Китая и показателями экспорта из Китая в Россию товаров дефицита» в 2010 году согласно приказу ФТС №625 перешел в систему аналитических показателей. Такой переход необходим для того, чтобы более глубоко исследовать результат каких-либо мероприятий.

Главное отличие КПЭД от АПЭД состоит в том, что контрольные показатели используются для контроля совершаемых действий, а аналитические показатели - для более конкретного исследования результатов этих действий [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что Сегодня результаты деятельности таможни оцениваются по системе установленных контрольных и аналитических показателей. Преимущество использования такой системы оценки деятельности таможни дает возможность глубоко исследовать результат каких-либо таможенных мероприятий, постоянно отслеживать результаты деятельности таможни. Это дает возможность повышать качество деятельности таможенных органов в целом.