Эффективность таможенного дела
1.2 СУР в Таможенном деле Российской Федерации и Таможенном Союзе
Вступление в силу ТК ТС и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», создание таможенного союза, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля исходя из системы мер оценки рисков.
Четырехуровневая система администрирования, созданная в российской таможенной службе (ФТС России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты), объединенная в единую информационную сеть, создает условия для построения эффективной СУР.
Осуществляемые меры могут принести разный по величине эффект и оказать влияние на различные аспекты таможенной деятельности:
на пресечение незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации;
на эффективность таможенного контроля;
на полноту взысканных таможенных платежей;
на ускорение товарооборота;
на расходы таможенных органов и лиц, перемещающих товары, связанные с проведением таможенного контроля;
на изменение времени таможенного оформления.
СУР невозможна без отлаженной системы обратной связи. Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль применения соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам проводить их корректировку.
СУР является одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в Таможенном союзе в соответствие с критериями качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации (ВТО):
сокращение времени таможенного оформления;
прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;
партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая политика РФ направлена на интеграцию с мировой экономикой и активное включение в международную торговлю, которая предписывает соблюдение РФ основных принципов Киотской конвенции. Реализация конвенционных начал направлена на ускорение внешнеторгового оборота и создание условий, благоприятствующих законной торговле, что ведет к снижению объемов таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. При этом возрастает риск пропуска через таможенную границу не декларированных или недостоверно декларированных товаров, что может привести к снижению уровня экономической безопасности государства. Тенденция к увеличению внешнеторгового оборота и ограниченные возможности таможенной службы РФ требуют постоянного ее совершенствования и поиска оптимальных форм и механизмов осуществления своих функций.
Эффективным механизмом, обеспечивающим удовлетворение интересов государства и участников внешней торговли при проведении таможенного контроля выступает распространенная практически во всем мире СУР. Союзным кодексом предусмотрена возможность определения наднациональных областей рисков, которые чувствительны для всех государств - членов ТС. Такие области рисков определяются Комиссией Таможенного союза:
1) товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
2) транспортные средства международной перевозки;
3) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;
4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;
5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;
6) результаты применения форм таможенного контроля.
Для этого таможенные органы должны проводить аналитическую работу и выявлять определенные критерии (индикаторы риска) для определения случаев, когда необходимо ужесточение таможенного контроля путем проведения досмотра, дополнительной проверки документов и т.п.
В настоящее время на практике таможенные органы в РФ зачастую используют слишком упрощенные индикаторы риска. Это приводит к тому, что снижается экономическая эффективность от использования системы управления рисками. В результате применения СУР таможенными органами Российской Федерации в 2011 году были дополнительно перечислены в федеральный бюджет таможенные платежи в сумме 16,4 млрд. рублей, в 2010 году эта цифра была несколько больше - 18,8 млрд. рублей. В этой связи неоспоримой оказывается необходимость борьбы таможенных органов с фальсификациями цен сделок, в том числе путем использования системы управления рисками. Однако вместо проведения детального анализа и расследования для выявления фальсификаций сведений о цене сделки таможенные органы на практике активно используют только один-единственный показатель - цену единицы товара. При этом во многих случаях делают они это крайне прямолинейно, устанавливая среднюю цену товара по коду ТН ВЭД и в дальнейшем используя подход, в рамках которого если таможенная стоимость декларируется импортером ниже такого уровня, то это автоматически признается случаем фальсификации.
В результате использования таких "грубых" и упрощенных показателей товары, поставляемые добросовестными импортерами, часто автоматически оказываются в "группе риска", в результате чего подвергаются более детальной проверке правильности определения таможенной стоимости. Более того, в отдельных случаях таможенные органы принимают решения о невозможности принятия заявленной таможенной стоимости, несмотря на то что все документы, запрошенные в рамках проверки, представлены импортером и отсутствуют правовые основания для непризнания заявленной таможенной стоимости.
Практика анализа рисков в таможенном деле показывает, что управление рисками - это непрерывный процесс сбора, обобщения, аналитического изучения информации, направленный на прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений и обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений.
Информационное обеспечение при внедрении метода анализа рисков имеет, несомненно, высокую значимость и требует автоматизированного подхода в его использовании с целью оперативной таможенной работы в реальном времени, одним из направлений которого является внедрение и повсеместное распространение электронного декларирования товаров.