Экономическая эффективность деятельности таможенных органов Республики Беларусь
2.2 Анализ экономической эффективности деятельности ГТК Республики Беларусь
таможенный экономический правоохранительный
В данной работе анализ ГТК Республики Беларусь будет производиться с помощью методики ФТС РФ, состоящей из трёх основных критериев: успешное наполнение федерального бюджета, повышение качества услуг таможенных органов и решение правоохранительных задач. Каждый критерий включает показатели, отражающие конкретно результаты деятельности таможенных органов и в целом качество таможенного администрирования.
Критерий 1. «Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов».
Анализ выполнения ГТК данного критериального показателя свидетельствует о достаточно высоком уровне эффективности. Данные, представленные в таблице 1, показывают, что исполнение закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» обеспечивалось сверх плановых показателей с 2006 по 2008 года. Самым эффективным был 2007 год, когда плановые показатели были превышены на 163,7%. Финансовый кризис, разразившийся в мировой экономике во втором полугодии 2009 года, повлек за собой резкое снижение объемов внешней торговли и следовательно снижением перечислений в бюджет. В этому году план не был выполнен на 35,1%. В 2010 году невыполнение плана составило 42,1%. Такая тенденция возникла из-за снижения показателей импорта и экспорта товаров и услуг Республики Беларусь. По состоянию данного критерия невозможно судить об эффективности деятельности таможенных органов Республики Беларусь.
Таблица 1 - Выполнение плановых показателей по объемам перечислений таможенных платежей в республиканский бюджет РБ. В миллиардах рублей РБ
Год |
План |
Факт |
Процент выполнения |
|
2006 |
1964,6 |
2068,7 |
105,3 |
|
2007 |
2381,6 |
6281,3 |
263,7 |
|
2008 |
6972,8 |
10612,6 |
152,2 |
|
2009 |
12285,6 |
7969,5 |
64,9 |
|
2010 |
10114,2 |
58863,8 |
57,9 |
Критерий 2. «Повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем»
Сегодня таможенная служба Беларуси движется в направлении укрупнения таможен и перехода на региональный принцип: «одна область - одна таможня». В основу преобразований положены принципы оптимизации распределения функций между структурными подразделениями, усиления перспективных и наиболее загруженных направлений. За счет присоединения небольших таможен к крупным уменьшается административный аппарат, сотрудники направляются на выполнение операций таможенного контроля и оформления. Так, в 2008 г. за счет объединения Брестской таможни и таможни «Западный Буг» 65 человек переведены на оперативную работу.
Принятая в 2008 году Концепция развития системы ведомственных пунктов таможенного оформления на 2008-2013 гг. предусматривает сокращение количества внутренних пунктов таможенного оформления. Развиваться будут пункты оформления, расположенные вдоль основных направлений движения товарных потоков, а также вошедшие в структуру транспортно-логистических центров. Концепция развития системы ведомственных пунктов таможенного оформления на 2008-2013 гг.//Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [электронный ресурс]. http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=S20650549 - 9.12.2011
Проводятся мероприятия по дальнейшему внедрению принципа ”одно окно“ (оптимизация контроля в пунктах пропуска: исключение дублирования функций, проведение операций контроля различными службами совместно и т.п.).Шпилевский А.Ф. Стратегия развития таможенного дела и особенности реализации государственной кадровой политики в Государственном таможенном комитете Республики Беларусь/ А.Ф. Шпилевский// Проблемы управления.- 2009.- №32.- С. 71-73.
В пунктах пропуска данный принцип предусматривает организацию представления документов перевозчиками для таможенного оформления товаров и транспортных средств и получения разрешений таможенного органа, исключая направление перевозчика к иным должностным лицам таможни либо в иные места, где размещаются структурные подразделения таможни, кроме случаев, предполагающих их обязательное присутствие (например, проведение таможенного досмотра).
Одним из ключевых моментов реализации принципа ”одно окно“ в пограничных пунктах пропуска является внедрение автоматизированной системы управления процессами контроля в автодорожных пунктах пропуска (АСУПКАП), которая позволяет исключить дублирование действий различных контрольных органов, а также создает надлежащие условия для эффективного контроля за лицами, товарами и транспортными средствами, пересекающими государственную границу.
В ведомственных пунктах таможенного оформления (ПТО) принцип ”одно окно“ реализован посредством организации представления документов для таможенного оформления товаров и транспортных средств и получения решений таможенного органа в одном ПТО. Дальнейшее направление документов на рассмотрение в иные подразделения таможни осуществляется без участия подконтрольных лиц. В случае необходимости принятия решений в процессе таможенного оформления функциональными (базовыми) отделами (принятие таможенной стоимости, определение кода товара) доставка документов в эти отделы осуществляется должностными лицами таможни.
В целях закрепления данных положений ГТК принят приказ от 20 марта 2008 г. №195-ОД, «О типовой технологии производства таможенного оформления и таможенного контроля в ведомственном пункте таможенного оформления» Приказ ГТК Республики Беларусь от 20 марта 2008 г. №195-ОД, «О типовой технологии производства таможенного оформления и таможенного контроля в ведомственном пункте таможенного оформления» //Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [электронный ресурс]. http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=A54889549 - 7.12.2011. .
Данным приказом установлено, что в ПТО должна быть обеспечена возможность представления документов в кратчайшие сроки после объявления заинтересованным лицом о его готовности представить документы. Регистрация принятия документов, а также постановка их в очередь должностным лицом таможни при использовании системы мониторинга, распределение таможенных документов должностным лицом таможни должны осуществляться в максимально короткое время. Принятие решения по представленным документам должностным лицом таможни, как правило, должно осуществляться в день их представления. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь [офиц. сайт] http://gtk.gov.by- 26.12.2011
В условиях экономического кризиса таможенная служба Беларуси основные усилия направляет на либерализацию экономики и всемерное содействие торговле и привлечению инвестиций. В качестве одной из мер, направленных на снижение издержек предприятий, рассматривается внедрение системы электронного декларирования товаров. Она создается совместно с Национальной академией наук в рамках Государственной программы «Электронная Беларусь», схожей по своим задачам с программами электронного правительства, реализуемыми в других государствах. Результатом работы стало создание в 2008 г. пилотной, экспериментальной зоны Национальной автоматизированной системы электронного декларирования.
Преимущества электронной технологии таможенного оформления очевидны:
- многократное сокращение времени таможенного оформления (в 5-6 раз);
- возможность подавать таможенную декларацию в электронном виде с использованием сети Интернет не выходя из рабочего кабинета;
- упрощение процедуры таможенного оформления товаров;
- существенная экономия денежных средств, затрачиваемых на декларирование товаров;
- исключение субъективизма при принятии решения (без непосредственного контакта с должностным лицом таможни);
- оптимизация числа работников предприятия, осуществляющих таможенное оформление товара.
Внедрение электронного декларирования товаров позволило избавить субъектов хозяйствования от затрат, которые имеют место при бумажном документообороте. Так, время таможенного оформления сокращено с часов до минут, минимизируются расходы, связанные с доставкой товаров на склады временного хранения. Уже в 2009 году таможенное оформление в системе электронного декларирования осуществляют порядка 500 предприятий.
В марте 2010 г. оформлены первые электронные импортные таможенные декларации.
Таможенное оформление в системе электронного декларирования за весь период ее эксплуатации применяло более 2000 предприятий-экспортеров, ежесуточно оформляется более 2000 электронных таможенных и иных документов.
Применение системы электронного декларирования товаров позволило сократить: стоимостные затраты на транспортировку и хранение товаров, количество представляемых в таможню документов, время таможенного оформления с 4-6 часов до 30 минут (более чем в 8 раз).
С принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 июня 2010 г. №944 ”О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров от 30 апреля 2009 г. №549“ Постановление Совета министров Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. №549 «О статистическом декларировании товаров»//Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [электронный ресурс]. http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C20900549 - 6.12.2011, значительно расширился круг участников статистического декларирования товаров в электронном виде. Статистическую декларацию в виде электронного документа теперь сможет подать любой субъект хозяйствования (ранее, только ”добросовестный участник ВЭД“).
При внедрении электронного декларирования реализована возможность электронного обмена сведениями о лицензиях на экспорт и (или) импорт товаров, выданных Министерством торговли.
В рамках комплекса мероприятий по развитию и расширению системы электронного декларирования таможенными органами Республики Беларусь проводятся работы по совершенствованию взаимодействия с министерствами и ведомствами, выдающими разрешительные документы. Совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами начата работа по формированию единого централизованного информационного ресурса, в котором будут в оперативном режиме накапливаться в виде электронных документов сведения из выданных уполномоченными органами лицензий (разрешительных документов).
На конец августа 2010г. около 90% от всех экспортных и 5% импортных поставок были оформлены с применением электронной декларации. Количество оформленных электронных деклараций на товары, помещаемые под процедуру временного вывоза составило более 90%, реэкспорта 25%, а количество зарегистрированных электронных статистических деклараций около 40%.
Разработанным Правительством Беларуси планом по либерализации экономики предусмотрено присоединение в 2009 году к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур - Киотской конвенции. С учетом транзитной роли государства значение этого мероприятия имеет важный международный аспект.
Проводится работа по осуществление таможенного контроля на основе системы управления рисками (далее - СУР).
СУР направлена на построение системы организации таможенного контроля, позволяющей эффективно поддерживать баланс между мерами, осуществляемыми таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства, и максимальным облегчением условий для международной торговли.
В период до конца 2009 года была сформирована правовая база системы управления рисками, организационная структура, обеспечивающая функционирование системы управления рисками. Работа системы анализа и управления рисками обеспечена соответствующим программным обеспечением. Разработан и внедрен программный продукт, позволяющий доводить в электронном виде до инспектора, производящего таможенное оформление и таможенный контроль, информацию о существующих рисках и средствах их выявления.
Результатом внедрения системы анализа и управления рисками в таможенных органах Республики Беларусь стало:
- повышение эффективности проведения отдельных операций таможенного контроля, в частности, таможенного досмотра в 8 раз;
- оптимизация затрат сил и средств, используемых таможенными органами в ходе таможенного контроля, а также снижение физического количества проводимых таможенных досмотров в 5 раз.
Таможенными органами Республики Беларусь утверждена Концепция системы анализа и управления рисками на период 2010 ?2015 гг. и в перспективе до 2020 года.
Важным элементом Концепции является привлечение бизнес- сообщества к противодействию таможенным правонарушениям через заключение меморандумов о взаимопонимании, а также определение порядка и принципов взаимовыгодного сотрудничества таможенных органов и бизнес-сообщества.
Издание Концепции позволит создать партнерские взаимоотношения между таможенными органами и бизнесом и позволит повысить безопасность международной цепи поставок товаров. Шпилевский А.Ф. Стратегия развития таможенного дела и особенности реализации государственной кадровой политики в Государственном таможенном комитете Республики Беларусь/ А.Ф. Шпилевский// Проблемы управления.- 2009.- №32.- С. 71-73.
Принцип доверия, подкрепленный системой управления рисками, поставлен во главу стратегии развития таможенного дела. Все таможенные досмотры проводятся только на основании системы анализа и управления рисками. Количество проводимых досмотров по сравнению с 2004 г. снизилось более чем в три раза и во столько же раз возросла их эффективность. Обеспечению безопасности цепи поставок способствует взаимодействие и информационный обмен контрольных служб на границе, применение современного досмотрового оборудования.
В I квартале 2009 г. в рамках международной технической помощи Европейского союза поставлены две мобильные сканирующие рентгеновские системы контроля фирмы Rapiscan. В перспективе сканирующими системами должно быть оснащено не менее восьми автодорожных пунктов пропуска, а также не менее трех железнодорожных передаточных станций. Сосредоточить усилия таможенных органов на контроле товаров, не соответствующих установленным критериям безопасности поставок, при общем ускорении процесса таможенного оформления, призвана система предварительного информирования.
В 2008 году утверждена Концепция предварительного информирования таможенных органов о товарах, перемещаемых через границу. В настоящее время объем оформляемых товаров с использованием предварительного информирования составляет порядка 10-15 процентов.
Работа ведется по двум направлениям: создание единого информационного пространства для обмена сведениями с таможенными органами иностранных государств и развитие сотрудничества между таможенными органами и предпринимательским сообществом. Доверительный принцип в работе с бизнес сообществом в немалой степени уже реализуется через институт добросовестного участника внешнеэкономической деятельности. Сегодня 350 субъектов хозяйствования получили такой статус. Для них определен упрощенный порядок таможенных операций, связанных с представлением товаров к таможенному оформлению.