Экономическая эффективность деятельности таможенных органов Республики Беларусь

курсовая работа

2.2 Анализ экономической эффективности деятельности ГТК Республики Беларусь

таможенный экономический правоохранительный

В данной работе анализ ГТК Республики Беларусь будет производиться с помощью методики ФТС РФ, состоящей из трёх основных критериев: успешное наполнение федерального бюджета, повышение качества услуг таможенных органов и решение правоохранительных задач. Каждый критерий включает показатели, отражающие конкретно результаты деятельности таможенных органов и в целом качество таможенного администрирования.

Критерий 1. «Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов».

Анализ выполнения ГТК данного критериального показателя свидетельствует о достаточно высоком уровне эффективности. Данные, представленные в таблице 1, показывают, что исполнение закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» обеспечивалось сверх плановых показателей с 2006 по 2008 года. Самым эффективным был 2007 год, когда плановые показатели были превышены на 163,7%. Финансовый кризис, разразившийся в мировой экономике во втором полугодии 2009 года, повлек за собой резкое снижение объемов внешней торговли и следовательно снижением перечислений в бюджет. В этому году план не был выполнен на 35,1%. В 2010 году невыполнение плана составило 42,1%. Такая тенденция возникла из-за снижения показателей импорта и экспорта товаров и услуг Республики Беларусь. По состоянию данного критерия невозможно судить об эффективности деятельности таможенных органов Республики Беларусь.

Таблица 1 - Выполнение плановых показателей по объемам перечислений таможенных платежей в республиканский бюджет РБ. В миллиардах рублей РБ

Год

План

Факт

Процент выполнения

2006

1964,6

2068,7

105,3

2007

2381,6

6281,3

263,7

2008

6972,8

10612,6

152,2

2009

12285,6

7969,5

64,9

2010

10114,2

58863,8

57,9

Критерий 2. «Повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем»

Сегодня таможенная служба Беларуси движется в направлении укрупнения таможен и перехода на региональный принцип: «одна область - одна таможня». В основу преобразований положены принципы оптимизации распределения функций между структурными подразделениями, усиления перспективных и наиболее загруженных направлений. За счет присоединения небольших таможен к крупным уменьшается административный аппарат, сотрудники направляются на выполнение операций таможенного контроля и оформления. Так, в 2008 г. за счет объединения Брестской таможни и таможни «Западный Буг» 65 человек переведены на оперативную работу.

Принятая в 2008 году Концепция развития системы ведомственных пунктов таможенного оформления на 2008-2013 гг. предусматривает сокращение количества внутренних пунктов таможенного оформления. Развиваться будут пункты оформления, расположенные вдоль основных направлений движения товарных потоков, а также вошедшие в структуру транспортно-логистических центров. Концепция развития системы ведомственных пунктов таможенного оформления на 2008-2013 гг.//Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [электронный ресурс]. http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=S20650549 - 9.12.2011

Проводятся мероприятия по дальнейшему внедрению принципа ”одно окно“ (оптимизация контроля в пунктах пропуска: исключение дублирования функций, проведение операций контроля различными службами совместно и т.п.).Шпилевский А.Ф. Стратегия развития таможенного дела и особенности реализации государственной кадровой политики в Государственном таможенном комитете Республики Беларусь/ А.Ф. Шпилевский// Проблемы управления.- 2009.- №32.- С. 71-73.

В пунктах пропуска данный принцип предусматривает организацию представления документов перевозчиками для таможенного оформления товаров и транспортных средств и получения разрешений таможенного органа, исключая направление перевозчика к иным должностным лицам таможни либо в иные места, где размещаются структурные подразделения таможни, кроме случаев, предполагающих их обязательное присутствие (например, проведение таможенного досмотра).

Одним из ключевых моментов реализации принципа ”одно окно“ в пограничных пунктах пропуска является внедрение автоматизированной системы управления процессами контроля в автодорожных пунктах пропуска (АСУПКАП), которая позволяет исключить дублирование действий различных контрольных органов, а также создает надлежащие условия для эффективного контроля за лицами, товарами и транспортными средствами, пересекающими государственную границу.

В ведомственных пунктах таможенного оформления (ПТО) принцип ”одно окно“ реализован посредством организации представления документов для таможенного оформления товаров и транспортных средств и получения решений таможенного органа в одном ПТО. Дальнейшее направление документов на рассмотрение в иные подразделения таможни осуществляется без участия подконтрольных лиц. В случае необходимости принятия решений в процессе таможенного оформления функциональными (базовыми) отделами (принятие таможенной стоимости, определение кода товара) доставка документов в эти отделы осуществляется должностными лицами таможни.

В целях закрепления данных положений ГТК принят приказ от 20 марта 2008 г. №195-ОД, «О типовой технологии производства таможенного оформления и таможенного контроля в ведомственном пункте таможенного оформления» Приказ ГТК Республики Беларусь от 20 марта 2008 г. №195-ОД, «О типовой технологии производства таможенного оформления и таможенного контроля в ведомственном пункте таможенного оформления» //Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [электронный ресурс]. http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=A54889549 - 7.12.2011. .

Данным приказом установлено, что в ПТО должна быть обеспечена возможность представления документов в кратчайшие сроки после объявления заинтересованным лицом о его готовности представить документы. Регистрация принятия документов, а также постановка их в очередь должностным лицом таможни при использовании системы мониторинга, распределение таможенных документов должностным лицом таможни должны осуществляться в максимально короткое время. Принятие решения по представленным документам должностным лицом таможни, как правило, должно осуществляться в день их представления. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь [офиц. сайт] http://gtk.gov.by- 26.12.2011

В условиях экономического кризиса таможенная служба Беларуси основные усилия направляет на либерализацию экономики и всемерное содействие торговле и привлечению инвестиций. В качестве одной из мер, направленных на снижение издержек предприятий, рассматривается внедрение системы электронного декларирования товаров. Она создается совместно с Национальной академией наук в рамках Государственной программы «Электронная Беларусь», схожей по своим задачам с программами электронного правительства, реализуемыми в других государствах. Результатом работы стало создание в 2008 г. пилотной, экспериментальной зоны Национальной автоматизированной системы электронного декларирования.

Преимущества электронной технологии таможенного оформления очевидны:

- многократное сокращение времени таможенного оформления (в 5-6 раз);

- возможность подавать таможенную декларацию в электронном виде с использованием сети Интернет не выходя из рабочего кабинета;

- упрощение процедуры таможенного оформления товаров;

- существенная экономия денежных средств, затрачиваемых на декларирование товаров;

- исключение субъективизма при принятии решения (без непосредственного контакта с должностным лицом таможни);

- оптимизация числа работников предприятия, осуществляющих таможенное оформление товара.

Внедрение электронного декларирования товаров позволило избавить субъектов хозяйствования от затрат, которые имеют место при бумажном документообороте. Так, время таможенного оформления сокращено с часов до минут, минимизируются расходы, связанные с доставкой товаров на склады временного хранения. Уже в 2009 году таможенное оформление в системе электронного декларирования осуществляют порядка 500 предприятий.

В марте 2010 г. оформлены первые электронные импортные таможенные декларации.

Таможенное оформление в системе электронного декларирования за весь период ее эксплуатации применяло более 2000 предприятий-экспортеров, ежесуточно оформляется более 2000 электронных таможенных и иных документов.

Применение системы электронного декларирования товаров позволило сократить: стоимостные затраты на транспортировку и хранение товаров, количество представляемых в таможню документов, время таможенного оформления с 4-6 часов до 30 минут (более чем в 8 раз).

С принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 июня 2010 г. №944 ”О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров от 30 апреля 2009 г. №549“ Постановление Совета министров Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. №549 «О статистическом декларировании товаров»//Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [электронный ресурс]. http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C20900549 - 6.12.2011, значительно расширился круг участников статистического декларирования товаров в электронном виде. Статистическую декларацию в виде электронного документа теперь сможет подать любой субъект хозяйствования (ранее, только ”добросовестный участник ВЭД“).

При внедрении электронного декларирования реализована возможность электронного обмена сведениями о лицензиях на экспорт и (или) импорт товаров, выданных Министерством торговли.

В рамках комплекса мероприятий по развитию и расширению системы электронного декларирования таможенными органами Республики Беларусь проводятся работы по совершенствованию взаимодействия с министерствами и ведомствами, выдающими разрешительные документы. Совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами начата работа по формированию единого централизованного информационного ресурса, в котором будут в оперативном режиме накапливаться в виде электронных документов сведения из выданных уполномоченными органами лицензий (разрешительных документов).

На конец августа 2010г. около 90% от всех экспортных и 5% импортных поставок были оформлены с применением электронной декларации. Количество оформленных электронных деклараций на товары, помещаемые под процедуру временного вывоза составило более 90%, реэкспорта 25%, а количество зарегистрированных электронных статистических деклараций около 40%.

Разработанным Правительством Беларуси планом по либерализации экономики предусмотрено присоединение в 2009 году к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур - Киотской конвенции. С учетом транзитной роли государства значение этого мероприятия имеет важный международный аспект.

Проводится работа по осуществление таможенного контроля на основе системы управления рисками (далее - СУР).

СУР направлена на построение системы организации таможенного контроля, позволяющей эффективно поддерживать баланс между мерами, осуществляемыми таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства, и максимальным облегчением условий для международной торговли.

В период до конца 2009 года была сформирована правовая база системы управления рисками, организационная структура, обеспечивающая функционирование системы управления рисками. Работа системы анализа и управления рисками обеспечена соответствующим программным обеспечением. Разработан и внедрен программный продукт, позволяющий доводить в электронном виде до инспектора, производящего таможенное оформление и таможенный контроль, информацию о существующих рисках и средствах их выявления.

Результатом внедрения системы анализа и управления рисками в таможенных органах Республики Беларусь стало:

- повышение эффективности проведения отдельных операций таможенного контроля, в частности, таможенного досмотра в 8 раз;

- оптимизация затрат сил и средств, используемых таможенными органами в ходе таможенного контроля, а также снижение физического количества проводимых таможенных досмотров в 5 раз.

Таможенными органами Республики Беларусь утверждена Концепция системы анализа и управления рисками на период 2010 ?2015 гг. и в перспективе до 2020 года.

Важным элементом Концепции является привлечение бизнес- сообщества к противодействию таможенным правонарушениям через заключение меморандумов о взаимопонимании, а также определение порядка и принципов взаимовыгодного сотрудничества таможенных органов и бизнес-сообщества.

Издание Концепции позволит создать партнерские взаимоотношения между таможенными органами и бизнесом и позволит повысить безопасность международной цепи поставок товаров. Шпилевский А.Ф. Стратегия развития таможенного дела и особенности реализации государственной кадровой политики в Государственном таможенном комитете Республики Беларусь/ А.Ф. Шпилевский// Проблемы управления.- 2009.- №32.- С. 71-73.

Принцип доверия, подкрепленный системой управления рисками, поставлен во главу стратегии развития таможенного дела. Все таможенные досмотры проводятся только на основании системы анализа и управления рисками. Количество проводимых досмотров по сравнению с 2004 г. снизилось более чем в три раза и во столько же раз возросла их эффективность. Обеспечению безопасности цепи поставок способствует взаимодействие и информационный обмен контрольных служб на границе, применение современного досмотрового оборудования.

В I квартале 2009 г. в рамках международной технической помощи Европейского союза поставлены две мобильные сканирующие рентгеновские системы контроля фирмы Rapiscan. В перспективе сканирующими системами должно быть оснащено не менее восьми автодорожных пунктов пропуска, а также не менее трех железнодорожных передаточных станций. Сосредоточить усилия таможенных органов на контроле товаров, не соответствующих установленным критериям безопасности поставок, при общем ускорении процесса таможенного оформления, призвана система предварительного информирования.

В 2008 году утверждена Концепция предварительного информирования таможенных органов о товарах, перемещаемых через границу. В настоящее время объем оформляемых товаров с использованием предварительного информирования составляет порядка 10-15 процентов.

Работа ведется по двум направлениям: создание единого информационного пространства для обмена сведениями с таможенными органами иностранных государств и развитие сотрудничества между таможенными органами и предпринимательским сообществом. Доверительный принцип в работе с бизнес сообществом в немалой степени уже реализуется через институт добросовестного участника внешнеэкономической деятельности. Сегодня 350 субъектов хозяйствования получили такой статус. Для них определен упрощенный порядок таможенных операций, связанных с представлением товаров к таможенному оформлению.

Делись добром ;)