Экономическая эффективность деятельности таможенных органов Республики Беларусь

курсовая работа

2.1 Таможенные органы Республики Беларусь: задачи и функции

Государственным институтом, регулирующим управление таможенными инструментами, является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

На таможенные органы возложены задачи обеспечения экономической безопасности, исполнения таможенного законодательства республики и борьбы с его нарушениями. Кроме того, они осуществляют таможенный надзор, оказывают содействие развитию внешнеэкономических связей Беларуси, созданию и обеспечению благоприятных условий для выполнения международных договоров страны в области торгово-экономических, валютно-финансовых, научно-технических, гуманитарных и иных отношений с иностранными государствами.

- осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

- взимают таможенные платежи, контролируют правильность их исчисления и своевременность уплаты, принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей;

- обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров через таможенную границу;

- осуществляют контроль за соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров в Республику Беларусь и их вывоз из Республики Беларусь, установленных законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь по основаниям экономического и неэкономического характера;

- обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

- ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации;

- осуществляют в пределах своей компетенции налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля, право на осуществление которых или на участие в осуществлении которых предоставлено таможенным органам в соответствии с законодательством;

- ведут таможенную статистику внешней торговли Республики Беларусь и специальную таможенную статистику;

- обеспечивают выполнение международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

- осуществляют информирование и консультирование по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

- осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов;

- проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела. Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007 г. №204-З. //Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [электронный ресурс]. http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=F20234549 - 6.12.2011

Таможенные органы Республики Беларусь сотрудничают с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными и межправительственными организациями.

ГТК объединяет, координирует и направляет деятельность нижестоящих таможенных органов республики. Базовое звено таможенной системы - таможни. Размещение таможен связано, во-первых, с маршрутами перемещения грузов, а во-вторых, с концентрацией участников внешнеэкономической деятельности. Формирование рыночной экономики, возрастание роли внешнеэкономической деятельности, отказ от государственной монополии внешней торговли, предоставление всем субъектам хозяйствования права выхода на внешний рынок внесли коррективы в размещение таможенной инфраструктуры в республике. Согласно новой концепции организации и осуществления таможенного дела таможни и находящиеся в их ведении структурные подразделения максимально приближены к крупным производственным центрам Республики Беларусь, производителям, отправителям и получателям товаров. В связи с этим возросла доля внутренних таможен. В настоящее время в республике действует 18 таможен: Брестская, Витебская, Гомельская, Минская центральная, Минская региональная, Могилевская, Оршанская, Ошмянская, Полоцкая, Браславская, Верхнедвинская, Вороновская, Гродненская, Мозырская, Пинская, Поставская, «Западный Буг» и «Минск-2». Численность сотрудников таможен зависит от объема и сложности выполняемых операций, она колеблется в пределах от 100 до 670 человек и в среднем составляет 280 человек.

Приоритеты в реформировании системы организации работы таможенной службы базируются на достижениях современной науки и качественном менеджменте. Таможенная служба Беларуси позиционирует себя как государственная структура, ориентированная на оказание качественных услуг, сфокусированная на повышении эффективности работы, при возрастающем уровне задач и сокращающейся численности персонала. Президент Республики Беларусь [офиц. сайт] http://president.gov.by/- 5.12.2011

Делись добром ;)