Факторы, влияющие на формирование таможенной стоимости ввозимых товаров

курсовая работа

1.2 Методы определения таможенной стоимости. Последовательность и условия применения

Исчерпывающий перечень методов определения таможенной стоимости приведен в ст. 12 Закона "О таможенном тарифе":

метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

метод по стоимости сделки с идентичными товарами;

метод по стоимости сделки с однородными товарами;

метод вычитания;

метод сложения;

метод резервный.

Основным методом является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Только при невозможности его применения используют другие методы, причем последовательно. Иными словами, при невозможности использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами используется метод по стоимости сделки с идентичными товарами, и никакой другой Сорокина М.Н. Актуальные проблемы определения таможенной стоимости // Право и экономика. 2009. N 10. С. 54 - 59..

В случае если метод по стоимости сделки с идентичными товарами не может быть применен, используется метод по стоимости сделки с однородными товарами и т.д. Исключение составляют методы вычитания и сложения, так как Закон о таможенном тарифе наделяет декларанта правом выбора последовательности применения этих двух методов (п. 2 ст. 12 Закона о таможенном тарифе).

Схема применения методов определения таможенной стоимости в Российской Федерации приведена на рис. 1.

Итак, первооснову в методологии применения методов определения таможенной стоимости составляет метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Статья 4 Соглашения от 25.01.08 об определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС прямо оговаривает, что "таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в ТС", т.е. первое главное условие применения метода по стоимости сделки - это факт продажи товара на экспорт в Российскую Федерацию. Таким образом, для применения метода по стоимости сделки необходимым условием является наличие международной сделки купли-продажи.

--------------------¬ --------------------¬ --------------------¬

¦ Метод 1 ¦ ¦ Метод 2 ¦ ¦ Метод 3 ¦

¦по стоимости сделки+--->¦по стоимости сделки+--->¦по стоимости сделки+--¬

¦ с ввозимыми ¦ ¦ с идентичными ¦ ¦ с однородными ¦ ¦

¦ товарами ¦ ¦ товарами ¦ ¦ товарами ¦ ¦

L-T------------------ L-T------------------ L------------------T- ¦

¦ -----------------¬ ¦ ----------------------------------¬ ¦ ¦

+-->¦Стоимость сделки¦ ¦ ¦ Стоимость сделки с однородными/ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ (п. 1 ст. 19) ¦ +-->¦идентичными товарами, проданными ¦ ¦ ¦

¦ L----------------- ¦ ¦на том же коммерческом уровне ¦ ¦ ¦

¦ -----------------¬ ¦ ¦ (п. 2 ст. 20, п. 2 ст. 21) ¦ ¦ ¦

¦ ¦ Дополнительные ¦ ¦ L---------------------------------- ¦ ¦

+-->¦ начисления к ¦ ¦ ----------------------------------¬ ¦ ¦

¦ ¦стоимости сделки¦ ¦ ¦ Корректировка стоимости, ¦ ¦ ¦

¦ ¦(п. 1 ст. 19.1) ¦ ¦ ¦ учитывающей различия в ¦ ¦ ¦

¦ L----------------- ¦ ¦ коммерческом уровне (в случае ¦ ¦ ¦

¦ -----------------¬ L-->¦ отсутствия продаж на том же ¦<--- ¦

¦ ¦ Вычеты из ¦ ¦ коммерческом уровне) ¦ ¦

L-->¦стоимости сделки¦ ¦ (п. 2 ст. 20, п. 2 ст. 21) ¦ ¦

¦ (п. 7 ст. 19) ¦ L---------------------------------- ¦

L----------------- --------------------------------------------

---------------------¬ ¦ -------------------¬ -------------¬

¦ Метод 4 ¦<---+---->¦ Метод 5 +---->¦ Метод 6 ¦

¦ на основе вычитания¦ -----+на основе сложения¦ ¦ резервный ¦

LT-------------------- ¦ L------------------- L----T--------

¦ ----------------¬ ¦ ------------------¬ ---------

¦ ¦ Цена единицы ¦ ¦ ¦ Расходы по ¦ ¦ --------------¬

¦ ¦ оцениваемых ¦ ¦ ¦ изготовлению или¦ ¦ ¦ Гибкость при¦

¦ ¦ однородных/ ¦ ¦ ¦ приобретению ¦ L>¦ применении ¦

¦ ¦ идентичных ¦ ¦ ¦ материалов и ¦ ¦методов 1 - 5¦

+->¦ товаров на ¦ +--->¦ расходы на ¦ ¦(п. 2 ст. 24)¦

¦ ¦ внутреннем ¦ ¦ ¦производство и на¦ L--------------

¦ ¦ рынке РФ ¦ ¦ ¦ иные операции, ¦

¦ ¦ (п. 2 ст. 20, ¦ ¦ ¦ связанные с ¦

¦ ¦ п. 2 ст. 21) ¦ ¦ ¦ производством ¦

¦ L---------------- ¦ ¦ ввозимых товаров¦

¦ ----------------¬ ¦ ¦ (п. 1 ст. 23) ¦

¦ ¦ Вычеты сумм, ¦ ¦ L------------------

¦ ¦ связанных с ¦ ¦ ------------------¬

¦ ¦ продажей на ¦ +--->¦ Суммы прибыли ¦

L->¦ внутреннем ¦ ¦ ¦ (п. 2 ст. 23) ¦

¦ рынке РФ ¦ ¦ L------------------

¦(пп. 1 - 3 п. 2¦ ¦ ------------------¬

¦ ст. 22) ¦ ¦ ¦ Расходы по ¦

L---------------- ¦ ¦ перевозке, ¦

L--->¦ погрузке, ¦

¦ страхованию ¦

¦ (пп. 5 - 7 п. 1 ¦

¦ ст. 19.1) ¦

Рис. 1. Схема применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ Сорокина М.Н. Актуальные проблемы определения таможенной стоимости // Право и экономика. 2009. N 10. С. 54 - 59..

В соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ "по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)", т.е. сделка купли-продажи всегда подразумевает под собой передачу права собственности за определенную сумму - стоимость сделки. Поэтому если ввозимые товары ввозятся по сделкам, не относящимся к сделкам купли-продажи, то таможенная стоимость не может быть определена по методу 1.

Приведем примеры сделок, не относящихся к сделкам купли-продажи:

ввоз товаров по агентским соглашениям (договоры о консигнации, ввоз товаров на условиях дальнейшей продажи);

ввоз подарков, образцов, рекламных и иных предметов, ввозимых на безвозмездной основе;

ввоз товаров структурными подразделениями, не являющимися самостоятельными субъектами предпринимательской деятельности (например, ввоз товаров в качестве вклада в уставный фонд);

ввоз товаров на условиях аренды, договора займа, в целях проката.

В то же время к сделкам купли-продажи приравниваются бартерные сделки, договоры финансового лизинга, предусматривающие переход права собственности на предмет лизинга от лизингодателя (собственника товаров) к лизингополучателю.

Пункт 1.1 ст. 4 Закона о таможенном тарифе устанавливает ограничения применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Метод может быть применен при условии, если:

1) не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

установлены совместным решением органов таможенного союза

ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

существенно не влияют на стоимость товаров;

2) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;

3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Лишь при условии, если существует какое-либо из перечисленных ограничений, таможенную стоимость нельзя определить с помощью метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Перейдем к методу по стоимости сделки с идентичными товарами и рассмотрим ограничения его применения.

Условие 1 - "ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами" - означает, что ограничиваются права покупателя товара как собственника, а именно права собственности и распоряжения товарами. Предполагается, что данное ограничение сказывается на цене сделки.

Типичным примером является ситуация, когда в договоре предусмотрено, что покупатель имеет право покупать товар только у этого продавца, продавать только определенному покупателю на территории Российской Федерации.

Могут быть ограничения, не связанные с ограничениями права собственности покупателя как собственника товара: требование оформления сделки через специального агента - ограничение организации продажи, требование обязательного получения лицензий и других разрешительных документов - получение права на производство и сбыт.

Условие 2 - "продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено" - означает, что существует условие, которое влияет на стоимость товаров, но в стоимостном выражении его влияние на стоимость сделки определить невозможно. Пример: продавец устанавливает цену при условии, что покупатель купит также и другие товары в определенных количествах. Другой пример: цена товара устанавливается в зависимости от цен, по которым покупатель ввезенных на территорию Российской Федерации товаров продает другие товары продавцу ввезенных товаров.

Условие 3 - "любая часть дохода, полученного в результате последующих продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу", например, если установлен определенный процент от получаемой прибыли, которая неизвестна на момент таможенного оформления.

Условие 4 - "покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, за исключением случаев, если покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами" - не должно служить основанием для отказа от применения метода по стоимости сделки.

Взаимосвязанными в соответствии со статьей 8 соглашения от 25.01.08 являются следующие лица, отвечающие одному из следующих условий:

если каждое из этих лиц является сотрудником или руководителем организации, созданной с участием другого лица;

если они являются деловыми партнерами, т.е. связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности;

если они являются работодателем и работником;

если какое-либо лицо прямо или косвенно владеет пятью и более процентами выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц, контролирует пять и более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц или является номинальным держателем пяти и более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц;

если одно из них прямо или косвенно контролирует другое;

если оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;

если вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;

если лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Декларанту предоставлено право с помощью проверочных величин доказать, что факт взаимозависимости не повлек изменения стоимости сделки.

Таким образом, взаимосвязанность продавца и покупателя влечет непринятие таможенной стоимости только в случае доказанности факта влияния этой зависимости на цену сделки.

Пример. В рамках внешнеэкономического контракта, заключенного ОАО "Веста" (покупатель) с компанией "Канди Элеттродоместичи С.р.л." (Италия, продавец), в адрес общества поступили пылесосы китайского производства компании "Канди Элеттродоместичи С.р.л.". Общество представило декларацию таможенной стоимости, в которой указало на наличие взаимосвязи между продавцом и покупателем, не влияющей на цену ввозимого товара. Продавец товара являлся единственным участником ОАО "Веста" с долей в размере 100% уставного капитала.

Согласно письму продавца для ОАО "Веста" как дочерней компании устанавливались более низкие цены, чем для торговых дилеров, так как это предусмотрено ценовой политикой компании. В связи с тем что в распоряжении таможенного органа имелась информация о стоимости товара, отличающаяся от заявленной обществом, а также в связи с тем, что общество не представило необходимые документы в подтверждение таможенной стоимости декларируемого товара, Кировская таможня вынесла решение о таможенной стоимости товаров, которая была определена исходя из стоимости сделки с идентичными товарами.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа также пришел к выводу о том, что общество и компания "Канди Элеттродоместичи С.р.л." являются взаимосвязанными организациями. Данное обстоятельство оказало влияние на продажную цену спорного товара путем ее снижения, следовательно, таможенный орган правомерно не принял таможенную стоимость, заявленную обществом, и обоснованно взял за основу цену идентичного товара.

Отметим, что при определении таможенной стоимости по указанному методу к базе - стоимости сделки - необходимо произвести доначисления, установленные ст. 4 соглашения от 25.01.08 и вычеты. Однако это предмет рассмотрения отдельной статьи. Упомянем лишь о необходимости их проверки и включения в таможенную стоимость.

Пример определения таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами представлен на рис. 2.

----------------------------------¬

¦ Стоимость сделки 1000 долл. США +-

Продавец ¦ = ¦ Покупатель

¦ таможенной стоимости ¦ /

¦ +-/

L----------------------------------

Рис. 2. Определение таможенной стоимости Морозов А. Таможенный кодекс Таможенного союза - еще не действует, но уже изменен // Новая бухгалтерия. 2010. N 7. С. 109 - 116. по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами

Так, контракт купли-продажи заключен на сумму 1000 долл. США. При продаже на экспорт в Российскую Федерацию при определении таможенной стоимости по методу по стоимости с ввозимыми товарами стоимость сделки является таможенной стоимостью и в данном случае составляет 1000 долл. США.1.3 Значимость системы определения таможенной стоимости

Значимость системы определения таможенной стоимости обусловлена следующими обстоятельствами:

? таможенная стоимость влияет на формирование показателей стоимостного объема импорта и экспорта, отнесенных Правительством РФ к основным макроэкономическим показателям, учитываемым при формировании федерального бюджета на очередной год;

? таможенная стоимость является ключевым фактором, влияющим на поступление таможенных платежей. Так, в 2009 г. в федеральный бюджет перечислено 4 трлн 694,5 млрд руб., что составляет 101,8% от установленного таможенным органам задания. По сравнению с 2008 г. платежей перечислено на 1 трлн 440,6 млрд руб. больше (на 44%);

? в результате корректировок таможенной стоимости общая сумма фактических доначислений таможенных платежей в федеральный бюджет в 2009 г. составила 13 504 42 млн руб.

Таможенный кодекс РФ 2003 г. (ред. от 28.11.2009) практически не содержал положений, касающихся таможенной стоимости, ссылаясь на Закон РФ "О таможенном тарифе". В то же время в Таможенном кодексе РФ существовали всего две статьи, регулирующие институт таможенной стоимости товаров (ст. ст. 322, 323 ТК РФ). При этом ст. 323 ТК РФ фактически дублирует нормы, закрепленные в Законе о таможенном тарифе, а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ФТС России, регулирующих порядок определения, заявления и контроля таможенной стоимости.

Таможенная стоимость - стоимость товара, далее ТС, определяемая в соответствии с соглашением «О едином таможенном Тарифе» и используемая при обложении товара пошлиной, ведении таможенной статистики внешней торговли, а также применения иных мер государственного регулирования. Является основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов, таможенных сборов и налога на добавленную стоимость.

Таможенная стоимость товаров играет значительную роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Она используется в качестве базы для исчисления таможенных платежей, рассчитываемых по адвалорным ставкам, а также служит исходной величиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли. Контроль таможенной стоимости товаров и таможенная оценка являются одними из наиболее значимых видов деятельности таможенных органов России.

Одним из самых распространенных нарушений таможенного законодательства является заявление участниками ВЭД недостоверных сведений о товаре и его стоимости.

При этом зачастую используются фиктивные внешнеторговые документы. Прямыми последствиями такой практики являются недополучение государством значительной суммы таможенных платежей, снижение эффективности тарифного регулирования ВЭД и искажение информации о стоимостном объеме внешней торговли. Косвенными последствиями являются негативное влияние на развитие цивилизованного внутреннего рынка, вызванное недобросовестной ценовой конкуренцией, легализация денежных средств, полученных незаконным путем, нелегальный вывод денежных средств за рубеж.

Таможенная служба России постоянно совершенствует инструменты контроля заявляемой участниками ВЭД таможенной стоимости, что позволяет в определенной мере сократить масштабы ее занижения.

Таможенный тариф является одним из главных инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Посредством тарифного регулирования государство может, не вводя прямого запрета и используя косвенные экономические регуляторы в виде изменения ставок таможенных пошлин, сокращать или увеличивать потоки товаров из страны и в страну.

В мировой и отечественной практике основным видом ставок таможенных пошлин являются адвалорные, которые начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров.

Соответственно, при определении суммы таможенной пошлины очень важно точно определить базу обложения. От этого зависит и экономический эффект тарифного регулирования и выполнение тарифом своей фискальной и регулирующей функций.

Таможенная стоимость также является основой для определения суммы налога на добавленную стоимость, акциза (при адвалорной или комбинированной ставке), сборов за таможенное оформление (за исключением случаев, когда они взимаются не по адвалорной ставке) и прочих адвалорных платежей.

Очевидно, что эффективность тарифного регулирования ВЭД резко снижается при заявлении недостоверных сведений о товаре и его таможенной стоимости. Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" заложил правовые основы для применения в практике российского таможенного законодательства основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости (ТС) ввозимых товаров, установленных (закрепленных) в Соглашении по применению ст. VII ("Оценка товаров для таможенных целей") Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) -- так называемого Кодекса таможенной стоимости.

Целью данного Соглашения, к которому присоединилось в настоящее время большинство стран, является установление единообразной и нейтральной системы определения таможенной стоимости товаров, препятствующей использованию произвольных или фиктивных таможенных стоимостей.

Таким образом, формирование российских законодательных норм о таможенной стоимости на основе международных принципов является важным условием обеспечения эффективной интеграции экономики России в мирохозяйственные связи, качественно новым этапом в развитии национального таможенного законодательства.

Особенности российской экономики, отличие хозяйственно-правовой системы России от систем развитых капиталистических стран вызывают существенные трудности в практической работе по внедрению системы определения таможенной стоимости, требуют адаптации нормативно-правовой базы к реальным условиям. Вместе с тем протекающий в настоящее время завершающий этап переговорного процесса по вступлению России в ВТО вызывает объективную необходимость максимально возможной реализации международных норм и принципов оценки товаров в таможенных целях, их учет в нормативных документах по таможенной стоимости и в практической работе таможенных органов.

Дальнейшее развитие и совершенствование нормативной национальной базы по таможенной стоимости осуществляется путем ее все большей гармонизации с международными нормами и правилами в этой области.

Делись добром ;)