Товароведческая характеристика виноградных вин

курсовая работа

1.1 Состояние производства и внешнеторговый оборот виноградных вин России

В России виноград выращивают 195 специализированных виноградарских предприятий, 97 из них занимается его первичной переработкой.

Основные российские регионы возделывания винограда: Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край, Дагестан.

В Краснодарском крае можно выделить несколько основных подзон виноделия: Приазовскую, Таманскую, Причерноморскую, Северо-Кавказскую и Центральную. Крупнейшие в России площади виноградников -- 60 % общих посадок в России. Крупнейшими производителями региона являются компании: «Абрау-Дюрсо», «Запорожский», «Кавказ», «Кубань-вино», «Мысхако», «Русская лоза», «Фанагория»

Ростовская область - зона рискованного, укрывного виноградарства. Крупнейшие производители: «Миллеровский винзавод», «Ростовский комбинат шампанских вин», «Цимлянские вина», «Янтарное».

В Ставропольском крае сосредоточено 13 % площадей виноградников дающих около 15 % валового сбора винограда России. Крупнейшие производители: «Винзавод Георгиевский», «Левокумское», «Машук», «Прасковейское», «Ставропольский». По данным на начало 2010 года «Прасковейское» отказалось от производства собственных виноградных вин, выведя их производство в Болгарию.

В советские времена Дагестан был одним из крупнейших регионов производства винограда и виноградных вин. В настоящее время площади виноградников сильно сократились, объемы сбора ягоды не превышают 100 тыс. тонн. Крупнейшие производители: «Дербентский завод игристых вин», «Кизлярский коньячный завод».

Средняя стоимость 1 л виноградного вина в 2010 году составила 203 руб./л, что на 7% выше, чем в 2009 году. Темп роста цен в 2010 году существенно замедлился относительно предыдущего года: 3% в 2010 году против 10% в 2009 году. Средняя стоимость 1 л крепленого вина на российском потребительском рынке в 2010 году составила 234,5 руб./л. ( рост на 6,0%).

Здесь, с одной стороны, содержится вызов отечественным виноделам - произвести качественные вина, достойные внимания потребителей, по разумным ценам, а с другой - требуется помощь государства виноделию как важной отрасли сельского хозяйства. Виноградарство и виноделие -- это бизнес с серьезными рисками, поскольку он требует длинных денег, зависит от природных факторов, требует больших первоначальных вложений и обязательных в развитие, так как связан с цикличным производством. Но вместе с тем он престижен, ведь вино связано в сознании людей с особым образом жизни. Он создаёт наибольшее количество рабочих мест из всех отраслей сельского хозяйства, а это в перспективе формирует положительное отношение со стороны государства. Он позволяет не зависеть от поставщиков и проводить собственную бизнес-политику.

Рынок производителей российского вина живет надеждой на появление трех необходимых документов: Закона о вине и винограде и выходе вина из 171 ФЗ; винодельческих технических регламентов; обещанной государственной Программы развития и поддержки виноградарства и виноделия в России.

Из всей алкогольной продукции, произведенной в России в 2010 году, наибольший рост продемонстрировало игристое и тихое вино -- 15,3% и 14,5% соответственно.

Почти три четверти продаж вин и винодельческих изделий на территории России приходятся на тихие вина. Игристые вина составляют 19% совокупного потребительского спроса.

Сегодня совершенно очевидно, что необходимо формировать потребительский спрос на хорошее российское вино в России. В то же время успех российского высококачественного вина на родине невозможен без признания этого вина на Западе. Этот процесс уже идет… Параллельно нужно формировать в России внутренний потребительский спрос на это вино. Сегодня мы имеем явный рост сегмента рынка вина от 150 до 300 руб. И здесь открываются перспективы для российских виноделов - заменить столовый импорт из дальнего зарубежья достойными российскими сортовыми винами.

Несмотря на успехи российских виноделов в последние годы, показатели экспорта продукции виноделия крайне малы. В структуре экспорта большая часть приходится на игристые вина, которые поставляются в основном в страны бывших советских республик: Абхазию, Туркмению, Казахстан, Таджикистан, Азербайджан, Украину, незначительный процент - в Китай, Японию, Германию и другие страны.

Что касается импорта, за последние 10 лет рынок импортного вина в России структурно кардинально изменился: если в 2000 г. виноградные вина из республик бывшего Советского Союза составляли около 85%, вина Старого Света около 10%, вина Нового Света около 1%, то в 2010 году - соответственно около 18%, 58% и 10%. При этом важно отметить, что на современном этапе развития рынка ожидается получение от зарубежных производителей не только вина и виноматериалов, но и передачи опыта иностранных виноделов - российским, а также инвестиций в российское виноградарство и виноделие.

Рынок вина в России демонстрирует постепенный рост, что напрямую свидетельствует о повышении интереса отечественных потребителей к этому продукту. Российские покупатели становятся более образованными в вопросах винной культуры и более требовательными к качеству напитков. Все больше людей начинают понимать, что умение разбираться в напитках и знание винного этикета сегодня являются обязательными требованиями для успешного делового человека и отражением общей культуры. Мы больше путешествуем, дегустируем, сравниваем и учимся ценить напитки с историей и традициями.

Статистика показывает, что увеличение потребления натуральных виноградных вин приводит к сокращению спроса на сделанные на основе спирта гораздо более крепкие, чем вино, алкогольные напитки. Не случайно в Грузии и Молдавии практически отсутствует алкоголизм.

Также постепенно приходит понимание участников алкогольного рынка о необходимости профессионального образования в области вина. Сегодня гости российских ресторанов совершенно не похожи на посетителей еще двух-трехлетней давности. У клиентов развивается вкус, они более чутко способны оценить качество того, что им предлагают. И только те рестораторы и владельцы виноторговых компаний, которые уже сегодня готовы вкладывать деньги в качественную подготовку специалистов, будут успешны завтра. http://wine-expert.org/ru/publications/26/

Делись добром ;)