Таможенный контроль товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях

дипломная работа

5. Провести анализ практики совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в республике Таджикистан.

Практическим результатом данной выпускной квалификационной работы является формулировка предложений по совершенствованию таможенного контроля товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях в республике Таджикистан.

Исследование проводилось путем анализа практики и направлений совершенствования таможенного контроля товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях. При оценке практики и направлений совершенствования таможенного контроля товаров, перемещаемых под МПО, следует использовать системный подход, который позволит глубже изучить объект, получить более полное представление о нем, выявить причинно-следственные связи между отдельными частями этого объекта. Системный подход при данном анализе предполагает использовать систему показателей, т.к. охарактеризовать явление, описать все его стороны и свойства, используя только один показатель, невозможно.

Нормативную базу исследования составляют нормативные правовые акты Правительства РФ, ФТС РФ. Также были изучены публикации периодических изданий, материалы сети Интернет, и данные, полученные в процессе прохождения преддипломной практики в таможенном управлении при Правительство Республика Таджикистан.

международный таможенный контроль

Глава 1. Общие принципы совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях

1.1 Сущность международного почтового обмена и его нормативно-правовое регулирование

Почтовая связь играет важнейшую роль для экономического и социального прогресса общества. Международная почтовая система - это одно из наиболее важных достижений дипломатии Верхова Г.В. Основы почтовой связи: Учебное пособие. Л.: ЛЭИС, 2012. С. 72.. Она обеспечивает обмен почтой практически между всеми странами независимо от политических и идеологических различий. Деятельность организаций почтовой связи сопряжена с удовлетворением потребностей экономики, населения и государственного управления в услугах по пересылке, в том числе и международных, письменных сообщений, товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Регулирование вопросов международной почтовой связи осуществляет межгосударственная организация - Всемирный почтовый союз (далее - ВПС), который играет ведущую роль, способствуя постоянной активизации почтовых услуг. Федеральный закон № 176-ФЗ от 17.07.1999 (с изм. и доп., вступив силу с 02.03.2016) «О почтовой связи». по состоянию 06.04.2016. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». Он служит главным механизмом сотрудничества между почтовыми службами, а также дает рекомендации, выступает посредником, оказывает техническую помощь. Среди его главных задач - содействие развитию всемирной почтовой службы, росту объемов почтовых отправлений за счет внедрения современных видов почтовой продукции и услуг, улучшения качества почтового обслуживания клиентов. Тем самым ВПС выполняет свою главную миссию - содействие и развитие связи между всеми жителями планеты.

На территории Российской Федерации общий порядок оказания услуг почтовой связи регламентирован Всемирной почтовой конвенцией, а также Федеральным законом № 176-ФЗ от 17 июля 1999 г. «О почтовой связи» и Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 221. от 15 апреля 2005 г.

В таможенном законодательстве государств-членов Таможенного союза вопросы перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования в международных почтовых отправлениях регламентированы Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о ТК ТС, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств № 17 от 27.11.2009 (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.05.2015): по состоянию на 06.04.2016. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс».:

- главой 44 Таможенного кодекса Таможенного союза;

- Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях» от 18 июня 2010 г.;

- Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18 июня 2010 г.;

- решением Комиссии Таможенного союза № 310 от 18 июня 2010 г. «Об утверждении Инструкции о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации»;

- решением Комиссии Таможенного союза № 377. от 20 сентября 2010 г. «Об особенностях заполнения транзитной декларации при перемещении международных почтовых отправлений».

Действие Соглашения об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не распространяется на дипломатическую почту и консульскую вализу иностранных государств.

Таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, совершаются в местах международного почтового обмена (определены приказом ФТС России и Минком связи России № 1532/108 от 17 августа 2010 г.)либо в иных местах, определенных таможенным органом.

Стремительная интеграции Россия в мировую экономическую систему происходит, в том числе, благодаря международному почтовому обмену. Почтовая связь является неотъемлемым элементом социальной инфраструктуры общества, содействует укреплению социально-политического единства государства, способствует реализации конституционных прав и свобод граждан, позволяет создать необходимые условия для осуществления государственной политики в области формирования Единого экономического пространства, способствует свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности Маховикова Г.А., Павлова Е.Е. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие М.: Эксмо, 2013. С. 168..

1.2 Декларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях

В соответствии с нормами статьи 314 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), таможенное декларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится с использованием предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождающих МПО, либо декларации на товары Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о ТК ТС, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств № 17 от 27.11.2009 (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.05.2015): по состоянию на 06.04.2016. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс».. Товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, за исключением пересылаемых физическими лицами товаров для личного пользования, подлежат таможенному декларированию с использованием декларации на товары в случаях, если:

1) подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;

2) в отношении товаров применяются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры и соблюдаются запреты и ограничения;

3) фактический вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза должен быть подтвержден отправителем товаров таможенному и (или) налоговому органам;

4) товары помещаются под таможенную процедуру иную, чем таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления.

В остальных случаях, таможенное декларирование МПО производится с использованием предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождающих международные почтовые отправления и содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

В качестве декларации на товары, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1 - 4 пункта 3 статьи 314 Таможенного кодекса таможенного союза, таможенным органом принимаются таможенные декларации CN 22 или CN 23, сопроводительный адрес CP 71, бланк-пачка CP 72, бланк E1 (или его эквивалент ярлык EMS), формы которых установлены актами Всемирного почтового союза, сопровождающие международные почтовые отправления, содержащие в совокупности со сведениями, указанными на международном почтовом отправлении, сведения о (об): отправителе и получателе товаров и их адресных данных; стране отправления и стране назначения товаров; наименовании и количестве товаров; стоимости товаров и валюте оценки; весе товаров брутто; коде товара в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых шести знаков (за исключением пересылаемых физическим лицом товаров для личного пользования); стране происхождения товара (за исключением пересылаемых физическим лицом товаров для личного пользования) Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о ТК ТС, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств № 17 от 27.11.2009 (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.05.2015): по состоянию на 06.04.2016. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс»..

Таможенные декларации CN 22 или CN 23, сопроводительный адрес CP 71, бланк-пачка CP 72, бланк E1 должны содержать подпись отправителя «Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (с.изм. и доп., вступ. в силу с 08.05.2015). по состоянию на 07.04.2016 Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс»..

Таможенные декларации CN 22, CN 23, сопроводительный адрес CP 71, бланк-пачка CP 72, бланк E1 заполняются отправителем товаров путем указания сведений о пересылаемых товарах в бланках указанных документов в соответствии с расположенным на них печатным текстом. При отсутствии необходимого количества экземпляров таможенной декларации CN 23 оператором почтовой связи должны быть представлены ее копии.

В случае отсутствия в таможенных декларациях CN 22, CN 23, сопроводительном адресе CP 71, бланк пачке CP 72, бланке E1 необходимых для таможенных целей сведений таможенному органу могут представляться иные документы, сопровождающие международные почтовые отправления и содержащие недостающие сведения, либо такие сведения могут быть получены при проведении таможенного контроля Приказ Федеральной таможенной службы № 37 от 15 01 2010 г. г. Москва «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях». Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс»..

В качестве транзитной декларации таможенным органом отправления принимаются накладные сдачи CN 37, CN 38, CN 41, CN 46, CN 47, формы которых установлены актами Всемирного почтового союза, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, содержащие сведения о (об): отправителе (назначенный оператор страны подачи) и получателе международных почтовых отправлений (учреждение обмена назначения); стране отправления и стране назначения международных почтовых отправлениях (страна учреждения обмена подачи, страна учреждения обмена назначения); перевозчике; транспортном средстве международной перевозки; номерах депеш; весе товаров брутто; количестве грузовых мест; планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути; пункте назначения (учреждение обмена назначения) международных почтовых отправлений.

Накладные сдачи CN 37, CN 38, CN 41, CN 47 заполняются учреждением обмена подачи и должны содержать печать такого учреждения, подпись служащего такого учреждения и дату составления накладной. При перемещении международных почтовых отправлений воздушным транспортом, когда отсутствует оригинал накладной сдачи CN 38 или CN 41, представляется заменяющая накладная сдачи CN 46, которую имеет право составить авиаперевозчик. При этом накладная сдачи должна быть удостоверена путем проставления подписи лица, ее составившего, и заверена авиаперевозчиком.

Таможенное декларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, осуществляется до их передачи операторам почтовой связи для отправки Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: учебное пособия/ М.: Проспект, 2006. С. 180..

Таможенное декларирование товаров, подлежащих возврату отправителю в случаях, установленных актами Всемирного почтового союза, осуществляется оператором почтовой связи путем подачи таможенному органу письменного заявления и предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождавших международные почтовые отправления. В качестве декларации на товары, в отношении товаров, подлежащих возврату отправителю в случаях, установленных актами Всемирного почтового союза, таможенным органом принимается письменное заявление оператора почтовой связи, с приложением документов, предусмотренных актами

Всемирного почтового союза, сопровождавших международное почтовое отправление, содержащее сведения о (об): номере международного почтового отправления; отправителе и получателе товаров и их адресных данных; стране отправления и стране назначения товаров; весе товаров брутто; причине возврата. Заявление должно быть заверено подписью служащего учреждения обмена подачи, печатью такого учреждения. Заявление может быть подано в отношении нескольких международных почтовых отправлений. Международное почтовое отправление, подлежащее возврату отправителю, должно содержать отметки о возврате, предусмотренные актами Всемирного почтового союза Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность: учебник М.: Интел-Синтез, 2007. С. 145..

1.3 Таможенный контроль товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях

Оператор почтовой связи по требованию таможенного органа предъявляет МПО для проведения форм таможенного контроля. Не подлежит таможенному контролю дипломатическая почта и консульская вализа иностранных государств, перемещаемая через таможенную границу Гамидуллаев С.Н., Чепко И.Б. Основы таможенного дела: учеб. пособие/ С.Н. Гамидуллаев, И.Б. Чепко. - Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2011. С. 121.. Также таможенные органы не требуют предъявления аэрограмм, секограмм, почтовых карточек и писем. Вместе с тем, указанные почтовые отправления могут быть досмотрены при наличии достаточных оснований полагать, что в них содержатся запрещенные или ограниченные к пересылке вложения. В большинстве случаев приоритетным является проведение таможенного контроля в отношении ввозимых товаров, однако данная статья закрепляет, что таможенные органы вправе требовать у оператора почтовой связи предъявления вывозимых МПО, в отношении которых таможенные органы проводят таможенный осмотр или таможенный досмотр на основе выборочных или случайных проверок.

В соответствии с ТК ТС не допускается пересылка в МПО товаров Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о ТК ТС, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств № 17 от 27.11.2009 (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.05.2015): по состоянию на 06.04.2016. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс».: 1) запрещенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с этой территории: 2) запрещенных к пересылке в соответствии с актами ВПС: 3) в отношении которых применяются ограничения, если такие товары запрещены к пересылке в МПО в соответствии с решением Комиссии таможенного союза (КТС). Первый блок состоит из товаров, запрещенных к ввозу или вывозу в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, в том числе Решением Коллегии ЕЭК № 134. от 16.08.2012 г. Этим Решением был утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз, или вывоз государствами-членами Таможенного союза в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень).

Второй блок включает товары, запрещенные к пересылке в соответствии с актами ВПС. Перечень таких товаров определен статьей 15 ВПК и практически полностью продублирован Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1111 от 7.09.2004 г. «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи». В третьем блоке содержаться товары, в отношении которых применяются ограничения, если такие товары запрещены к пересылке в МПО в соответствии с решением КТС/ЕЭК. В его развитие в отношении товаров, пересылаемых в МПО юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, принято Решение КТС № 338 от 17.08.2010 г. «Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях» (далее - Решение КТС № 338). Им утвержден перечень товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу, пересылка которых запрещена. В отношении товаров, пересылаемых в МПО физическими лицами, с учетом положений главы 49 ТК ТС, такие запреты установлены Соглашением о перемещении товаров для личного пользования. 33 В частности к запрещенным товарам относятся товары Правила таможенного оформления и таможенного контроля международных почтовых отправлений, утвержденные Распоряжению Министерства по государственным доходам и сборам Республики Таджикистан № 338-ф от 10.10.2005. :

? наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, в том числе лекарственные средства их содержащие; ? растения в любом виде и состоянии;

? семена растений;

? живые животные, за исключением пчел, пиявок, шелковичных червей;

? памятные монеты из драгоценных металлов, пересылаемые физическими лицами;

? белорусские рубли и документарные ценные бумаги в белорусских рублях;

? скоропортящиеся продукты питания;

? алкогольная продукция и этиловый спирт, пиво;

? любые виды табачных изделий и курительные смеси;

? драгоценные камни в любом виде и состоянии и природные алмазы, за исключением ювелирных изделий.

Кроме товаров, запрещенных к пересылке через таможенную границу, законодательством выделяются категории товаров, пересылка которых ограничена. В Едином перечне указано 27 категорий товаров, перемещение которых ограничено по основаниям экономического и неэкономического характера. Например, некоторые из них:

? культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов;

? органы и ткани человека, кровь и ее компоненты;

? товары, при импорте или экспорте которых установлено исключительное право (импорт: этиловый спирт и алкогольная продукция, табачное сырье и табачные изделия; экспорт: газ природный, калийные и азотные удобрения). Пересылка таких товаров возможна при предоставлении соответствующих разрешительных документов, выданных уполномоченными органами.

Также стоит отметить, что пересылка денежных средств в МПО допускается только в письмах с объявленной стоимостью в сумме, не превышающей 200 долларов США. В целях проведения таможенного осмотра и досмотра, таможенные органы самостоятельно на основе СУР устанавливают способы, количество и порядок предъявления предприятиями почтовой связи МПО для таможенного контроля. Вскрытие, взвешивание и упаковка, а также под- 34 счет, измерение и взвешивание МПО производится работниками предприятий связи при обязательном присутствии работников таможни.

Сотрудники таможенного органа с использованием технических средств таможенного контроля проводят осмотр МПО для выявления товаров, ограниченных и запрещенных к пересылке в Республику Беларусь, а также подлежащих обложению таможенными платежами. В настоящее время используются рентген-аппараты Приказ ФТС России № 1788, Минкомсвязи России № 258 от 23.09.2013 «О местах международного почтового обмена, являющихся объектами почтовой связи, на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2013 № 30106): по состоянию на 07.04.2016. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс».. Письма проверяют с газоанализатором. Прибор на молекулярном уровне определяет, содержатся ли внутри запрещенные вещества. При обнаружении таковых в МПО должностное лицо таможенного органа, осуществляющее рентгенконтроль, проставляет штамп «Подлежит таможенному досмотру» или «Предъявить карантину/ветнадзору». Дальнейшее совершение таможенных операций в отношении таких МПО допускается только после представления документов, свидетельствующих о прохождении указанных видов контроля. Применение таможенных пошлин и налогов. Порядок налогообложения товаров, пересылаемых в МПО, определен приложением 3 к Соглашению о перемещении товаров для личного пользования. При этом дополнительно определено, что законодательством государства-члена Таможенного союза могут устанавливаться более жесткие нормы ввоза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей.

В этой связи в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в МПО, применяются нормы Положения о льготном порядке перемещения через таможенную границу товаров для личного пользования и упрощенном порядке их таможенного оформления, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь № 503 от 15.10.2007 г. «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования», устанавливающие более жесткие, чем общие нормы беспошлинного ввоза товаров на территорию Беларуси, а именно в отношении товаров:

1) пересылаемых в МПО в течение одного месяца в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, находящимся на таможенной территории, таможенная стоимость которых эквивалентна сумме не более 120 евро;

2) ввезенных на таможенную территорию в грузовых отправлениях или отправлениях экспресс доставки в адрес физических лиц, не выезжавших за пределы таможенной территории, таможенная стоимость которых (без учета стоимости перевозки) эквивалентна сумме не более 10 евро. В части превышения указанной нормы беспошлинного ввоза, в том числе при получении нескольких МПО, ввезенных в течение месяца в адрес одного получателя, необходимо уплатить таможенные пошлины, налоги по единой ставке 30% от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг. За совершение таможенных операций предусмотрен таможенный сбор в размере 5 евро. Анализируя теоретические и практические аспекты перемещения товаров в МПО, целесообразно выделить ряд проблем, связанных с их пересылкой:

1. Длительное прохождение таможенных формальностей, вызванное нарушением порядка заполнения почтовой таможенной декларации (отсутствие наименования, стоимости товаров, подписи декларанта), незнанием норм таможенного законодательства, регулирующих пересылку товаров в МПО, в т.ч. категорий запрещенных или ограниченных к перемещению товаров, намеренным занижением стоимости либо искажением действительного наименования товара.

2. Отсутствие возможности получения МПО, являющегося подарком, без уплаты соответствующих таможенных платежей.

3. Нехватка должностных лиц в пунктах таможенного оформления, осуществляющих таможенные операции в отношении МПО, что препятствует быстрому прохождению таможенного контроля

4. Нехватка самих ПТО, осуществляющих обработку МПО. В целях решения указанных проблем наиболее эффективным видится проведение следующих мероприятий:

1) повышение информированности граждан при заполнении таможенной декларации путем проведения различного рода консультаций и разъяснений о необходимости правильного и точного заполнения таможенной декларации для быстрейшего получения МПО;

2) проверка почтовым оператором правильного заполнения таможен- ной декларации;

3) возможность упрощения взимания пошлин и налогов в отношении товаров, пересылаемых в МПО;

4) усиление взаимодействия между почтовыми и таможенными службами, как на национальном уровне, так и на международном для противодействия незаконному перемещению запрещенных или ограниченных веществ; 36

5) разработка и использование новых программ, позволяющих обрабатывать товары, пересылаемые в МПО, в более короткие сроки без снижения эффективности таможенного контроля;

6) увеличение числа сотрудников пунктов таможенного оформления, а также постоянное повышение их профессионализма;

7) создание дополнительных ПТО, осуществляющих обработку МПО, в т.ч. по региональному принципу.

Глава 2. Организация таможенного контроля в местах международного почтового обмена

2.1 Совершение таможенных операций в местах международного почтового обмена

К международным почтовым отправлениям относятся посылки и оправления письменной корреспонденции, являющиеся объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза.

Пересылка международных почтовых отправлений должна сопровождаться документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза.

Порядок перемещения товаров в международных почтовых отправлениях установлен Всемирной почтовой конвенцией, главой 44 Таможенного Кодекса Таможенного союза и Соглашением об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, а также Федеральным законом «О почтовой связи»и Правилами оказания услуг почтовой связи, в соответствии с утвержденным Постановлением правительства РФ № 221. от 15.04.2005 г Российское законодательство действительно в части, не противоречащей нормам таможенного законодательства Евразийского экономического союза Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о ТК ТС, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств № 17 от 27.11.2009. (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.05.2015): по состоянию на 06.04.2016. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс»..

К международным почтовым отправлениям относятся посылки и отправления письменной корреспонденции, являющиеся объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза.

Пересылка МПО должна сопровождаться документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза.

Международные почтовые отправления не могут быть выданы операторами почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории таможенного союза без разрешения таможенного органа.

К международным почтовым отправлениям относятся:

- письма (простые, заказные, с объявленной ценностью);

- почтовые карточки (простые, заказные);

- бандероли и специальные мешки «М» (простые, заказные);

- секограммы (простые, заказные);

- мелкие пакеты (заказные);

- посылки (обыкновенные, с объявленной ценностью);

- международные отправления экспресс-почты Приказ Федеральной таможенной службы № 37 от 15 2010 г января г. Москва «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях». Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс»..

Внутрисоюзные почтовые отправления не подлежат таможенному контролю, не помещаются под таможенные процедуры, в отношении них не совершаются таможенные операции.

Международные почтовые отправления не могут быть выданы операторами почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории Евразийского таможенного союза без разрешения таможенного органа.

Не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях товаров:

1) запрещенных к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза или вывозу с этой территории;

2) запрещенных к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза;

3) в отношении которых применяются ограничения, если такие товары запрещены к пересылке в международных почтовых отправлениях в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза.

При ввозе:

- информация на печатных, аудиовизуальных и иных носителях информации, запрещенная для ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза;

- любые виды оружия (их части), патроны к ним (их части), конструктивно сходные с гражданским и служебным оружием изделия;

- опасные отходы, запрещенные при ввозе, и (или) ограниченные к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе;

- специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза и вывоз с таможенной территории Таможенного союза ограничен;

- ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, ограниченные к перемещению через таможенную границу;

- органы и (или) ткани человека, кровь и ее компоненты, ограниченные к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе;

- средства защиты растений, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, попадающие под действие приложений «А» и «В» Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, подписанной в Стокгольме 22 мая 2001 г.;

- орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза;

- алкогольная продукция, этиловый спирт, пиво;

- любые виды табачных изделий и курительных смесей;

- радиоактивные материалы;

- культурные ценности;

- товары, подвергающиеся быстрой порче;

- живые животные, за исключением пчел, пиявок, шелковичных червей;

- растения в любом виде и состоянии, семена растений;

- драгоценные камни в любом виде и состоянии, природные алмазы, за исключением ювелирных изделий;

- наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, в том числе в виде лекарственных средств;

- озоноразрушающие вещества;

- иные товары, запрещенные к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза и таможенным законодательством Таможенного союза Федеральная таможенная служба .

При вывозе:

- информация на печатных, аудиовизуальных и иных носителях информации, запрещенная для ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза;

- любые виды оружия (их части), патроны к ним (их части), конструктивно сходные с гражданским и служебным оружием изделия;

- опасные отходы, запрещенные при ввозе, и (или) ограниченные к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе;

- специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза и вывоз с таможенной территории Таможенного союза ограничен;

ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, ограниченные к перемещению через таможенную границу;

- органы и (или) ткани человека, кровь и ее компоненты, ограниченные к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе;

- отходы и лом черных и цветных металлов, включенных в перечень товаров, при экспорте и (или) импорте которых установлены количественные ограничения;

- необработанные драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, экспорт которых с таможенной территории таможенного союза ограничен;

- минеральное сырье (природные необработанные камни), ограниченное к перемещению через таможенную границу при вывозе;

- информация о недрах, ограниченная к перемещению через таможенную границу при вывозе;

- дикорастущее лекарственное сырье (растения, части растений, семена, плоды), ограниченное к перемещению через таможенную границу при экспорте в количестве, превышающем три экземпляра одного вида этих товаров;

- дикие живые животные и отдельные дикорастущие растения, ограниченные к перемещению через таможенную границу при экспорте (за исключением охотничьих и рыболовных трофеев), в количестве, превышающим три экземпляра одного вида этих товаров;

- алкогольная продукция, этиловый спирт, пиво;

- любые виды табачных изделий и курительных смесей;

- любые виды оружия (их части), патроны к ним (их части), конструктивно сходные с гражданским и служебным оружием изделия;

- радиоактивные материалы;

- культурные ценности;

- товары, подвергающиеся быстрой порче;

- живые животные, за исключением пчел, пиявок, шелковичных червей;

- растения в любом виде и состоянии, семена растений;

- драгоценные камни в любом виде и состоянии, природные алмазы, за исключением ювелирных изделий;

- наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, в том числе в виде лекарственных средств;

- озоноразрушающие вещества;

- иные товары, запрещенные к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза и таможенным законодательством Евразийского экономического союза Федеральная таможенная служба .

Меры нетарифного регулирования не применяются в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в адрес физических лиц, а также в иных случаях, определяемых решением Комиссии Евразийского экономического союза.

Распоряжение товарами, запрещенными и (или) ограниченными к пересылке в международных почтовых отправлениях, производится в соответствии с законодательством государств - членовЕвразийского экономического союза.

При ввозе:

- шифровальные (криптографические) средства, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза и вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза ограничен;

- радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные либо входящие в состав других товаров, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

При вывозе:

- коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии, ограниченные к перемещению через таможенную границу при вывозе;

- виды дикой фауны и флоры, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, ограниченные к перемещению через таможенную границу при вывозе;

- редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных и дикорастущих растений, их части и (или) дериваты, включенные в красные книги Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, ограниченные к перемещению через таможенную границу при вывозе;

- документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов, ограниченные к перемещению через таможенную границу при вывозе.

- шифровальные (криптографические) средства, ввоз которых на таможенную территорию союза и вывоз с таможенной территории Евразийского союза ограничен Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о ТК ТС, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств № 17 от 27.11.2009 г. (с изм. доп., вступ. в силу с 08.05.2015 г.): по состоянию на 06.04.2016. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс»..

Таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производятся таможенным органом в местах (учреждениях) международного почтового обмена либо в иных местах, определенных таможенным органом.

Места (учреждения) международного почтового обмена определяются законодательством государств - членов Евразийского экономического союза, а именно Приказ ФТС России № 1788, Минкомсвязи России № 258 от 23.09.2013 «О местах международного почтового обмена, являющихся объектами почтовой связи, на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2013 № 30106). Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс».:

1. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров в международных почтовых отправлениях осуществляются в соответствии с главой 44 Таможенного кодекса Таможенного союза и

международными договорами между государствами - членами Евразийского экономического союза;

2. Таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, совершаются в местах международного почтового обмена либо в иных местах, определенных таможенным органом. Места международного почтового обмена, являющиеся объектами почтовой связи (см.приложение 1), определяются

Федеральной таможенной службой и Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации

3. Правительство Российской Федерации в соответствии с международными договорами, вправе устанавливать:

1) дополнительные ограничения для ввоза или вывоза товаров физическими лицами;

2) нормы ввоза товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в адрес физического лица, без уплаты таможенных пошлин, налогов;

3) нормы ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Таможенного союза в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, без уплаты таможенных пошлин, налогов (часть 4 с изм. и доп. Федерального закона № 114-ФЗ от 05.05.2014) Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о ТК ТС, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств № 17 от 27.11.2009 г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.05.2015 г.): по состоянию на 06.04.2016. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс»..

Таможенное декларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится с использованием предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождающих международные почтовые отправления, либо декларации на товары.

Товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, за исключением пересылаемых физическими лицами товаров для личного пользования, подлежат таможенному декларированию с использованием декларации на товары в случаях, если:

1) подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;

2) в отношении товаров применяются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры и соблюдаются запреты и ограничения;

3) фактический вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза должен быть подтвержден отправителем товаров таможенному и (или) налоговому органам;

4) товары помещаются под таможенную процедуру иную, чем таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о ТК ТС, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств № 17 от 27.11.2009 г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.05.2015): по состоянию на 06.04.2016. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс»..

В случаях, если таможенное декларирование производится с использованием предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождающих международные почтовые отправления и содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Таможенное декларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, осуществляется до их передачи операторам почтовой связи для отправки.

Таможенное декларирование товаров, подлежащих возврату отправителю в случаях, установленных актами Всемирного почтового союза, осуществляется оператором почтовой связи путем подачи таможенному органу письменного заявления и предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождавших международные почтовые отправления.

Оператор почтовой связи по требованию таможенного органа предъявляет международные почтовые отправления для проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра. Способы такого предъявления определяются таможенными органами.

Таможенные органы не требуют предъявления им следующих видов ввозимых почтовых отправлений:

- аэрограмм;

- почтовых карточек и писем;

- секограмм Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010 (с изм. и доп., вступ. 08.05.2015). Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс»..

При наличии достаточных оснований полагать, что в указанных почтовых отправлениях содержатся товары, запрещенные или ограниченные к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также при проведении таможенного осмотра или таможенного досмотра на основе выборочных или случайных проверок таможенные органы вправе требовать предъявления указанных почтовых отправлений.

Таможенные органы вправе требовать у оператора почтовой связи предъявления вывозимых международных почтовых отправлений, в отношении которых таможенные органы проводят таможенный осмотр или таможенный досмотр на основе выборочных или случайных проверок.

Международные почтовые отправления, поступившие в место (учреждение) международного почтового обмена в поврежденном виде, с расхождением в весе, с испорченным вложением или без необходимых сопроводительных документов, предъявляются таможенным органам с приложением акта оформленного оператором почтовой связи.

При расхождении в количестве и при несоответствии вложений, выявленных при таможенном досмотре международного почтового отправления, работник оператора почтовой связи совместно с должностным лицом таможенного органа подписывает акт таможенного досмотра.

При проведении таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные органы используют технические средства таможенного контроля.

Если в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не требуется подача декларации на товары, таможенные пошлины, налоги исчисляются и начисляются таможенным органом, осуществляющим таможенные операции в месте (учреждении) международного почтового обмена с использованием таможенного приходного ордера, форма и порядок заполнения которого определяются решением Комиссии Евразийского экономического союза.

Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов производится на основании сведений о стоимости товаров, указанных в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и используемых для таможенных целей.

В отношении международных почтовых отправлений с объявленной ценностью суммы таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из этой объявленной ценности только в случае, если она превышает стоимость, указанную в документах, используемых для таможенных целей.

Международные почтовые отправления выдаются оператором почтовой связи их получателям при условии уплаты таможенных платежей в отношении товаров, пересылаемых в этих международных почтовых отправлениях.

Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, подлежат уплате в размерах, установленных настоящим Кодексом и международными договорами государств - членовЕвразийского экономического союза.

При утрате международных почтовых отправлений или их выдаче получателю без разрешения таможенного органа обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов несет оператор почтовой связи, утративший или выдавший указанные почтовые отправления.

2.2 Особенности взаимодействия ФТС и Почты России

Совершая дистанционные покупки в зарубежных интернет-магазинах или аукционах, все пользователи, так или иначе, соприкасаются с деятельностью не только почтовых, но и таможенных служб нашей страны. Зачастую это проходит совсем не заметно, но бывают ситуации, при которых могут возникнуть проблемы с получением купленных товаров, либо неожиданно покупатели узнают, что для получения своей посылки им необходимо доплатить некоторую сумму и выполнить какие-то дополнительные действия. Об утверждении типовых требований по оснащению пунктов пропуска и центров таможенного оформления информационно-техническими средствами. Приказ ФТС России № 1349 от 31.10.2008 года Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс».

Что бы предотвратить возможные проблемы или знать способы их решения, необходимо хотя бы приблизительно понимать, как работают таможенные органы.

Обрабатывая входящие международные почтовые отправления (далее МПО), по сути, таможенные органы выполняют три основные функции:

1. Функции контроля содержимого МПО на предмет проверки законности ввоза данной категории товаров на территорию страны.

2. Функции контроля содержимого МПО на предмет взимания таможенных пошлин.

3. Функции взимания таможенных пошлин Российская газета. .

Данная деятельность регламентирована таможенным законодательством страны, приказами по таможенной службе и иными актами, регулирующими деятельность таможни.

Таможенное оформление входящих МПО производится в местах международного почтового обмена (далее-ММПО), где вся входящие отправления предъявляются выборочно или полностью для таможенного контроля.

Данная информация отображается в номерах для отслеживания, присвоенных МПО почтовой службой отправителя, изображена на рис: 2.1Таможенное оформление международных почтовых отправлений.

Рис.2.1 Отслеживания посылки на сайте почты России

На сегодняшний день в России функционируют 24 ММПО осуществляющих таможенное оформление входящих международных почтовых отправлений. Основной поток приходится на ММПО, расположенные в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Брянске, Самаре, Оренбурге и Новосибирске.

Таким образом, рассмотрим вопрос зависимости прохождения таможенных процедур от способов доставки товара, которые нужно выбрать, совершая покупку.

Международное почтовое отправление может быть отправлено адресату двумя способами:

С помощью государственной почтовой службы страны отправителя, обладающей правом работы с МПО, например, американской USPS, английской Royal Mail, немецкой DeutschePost, китайской ChinaPost и тд., либо EMS. Как правило, это самые распространенные и самые дешевые способы доставки. Если не требуется уплата таможенной пошлины, то адресат получает посылку в местном почтовом отделении, получив уведомление в почтовый ящик Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза (поглавный). М.: Проспект, 2011. С. 188..

С помощью международных курьерских служб, не имеющей права работы с МПО, например, DHL, FedEx, UPS, TNT и др. Данный способ доставки, как правило, характеризуются более высокими скоростью и тарифами, но доставка происходит в основном курьером на дом, что, несомненно, удобнее. Если данное почтовое отправление подпадает под необходимость таможенного оформления или уплаты таможенных платежей, обычно, дополнительно взимается комиссия за услуги таможенного брокераТаможенное оформление международных почтовых отправлений .

Делись добром ;)