Таможенно-тарифное регулирование в условиях экономической интеграции

курсовая работа

2.2 Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

В соответствие с таможенным законодательством Таможенного союза таможенное регулирование в Таможенном союзе может осуществляться в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза.

В связи с образованием Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России, в указанных странах применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденные решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 18.

Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств - участников Таможенного союза, если иное не предусмотрено соглашением «О едином таможенно-тарифном регулировании» от 25.01.2008 года, решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации» и иными решениями Комиссии Таможенного союза.

Основными целями единого таможенного тарифа являются:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств-членов Таможенного союза;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Таможенном союзе;

- защита экономики Таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной интеграции Таможенного союза в мировую экономику.

В соглашении «О едином таможенно-тарифном регулировании» закрепляются правовые основы такого института внешней торговли как тарифные льготы. Так, при ввозе товаров на единую таможенную территорию могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Однако они не могут носить индивидуальный характер.

В настоящее время допускается предоставление тарифных льгот в отношении следующих категорий товаров:

- ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;

- ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;

- ввозимых в рамках международного сотрудничества государств-членов Таможенного союза в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией Таможенного союза.

Еще одним неотъемлемым элементом таможенно-тарифного регулирования является товарная номенклатура таможенного тарифа.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности - это инструмент системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, который предназначен для сбора данных внешнеторговой статистики, а также регистрации участков внешнеэкономических связей.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества независимых государств.

В настоящее время на территории РФ действует Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, которая построена по принципу действовавшей ТН ВЭД России. Для каждого товара имеется свое десятизначное кодовое обозначение. Первые две цифры обозначают товарную группу, четыре - товарную позицию, шесть - субпозицию, десять - подсубпозицию.

В институциональную структуру таможенно-тарифного регулирования включают помимо ввозных и вывозных таможенных пошлин механизмы определения страны происхождения и определения таможенной стоимости.

Согласно ст. 58 ТК ТС страной происхождения товара считается та страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством.

Определение страны происхождения товара осуществляется в соответствие с международными договорами государств-членов Таможенного союза.

Таможенное законодательство допускает использование понятия страны происхождения товара в широком смысле слова - как место происхождения товара. В этом случае страной происхождения товара могут выступать группа стран, таможенный союз, регион или часть государства.

Документами, подтверждающими происхождение товара из данной страны, являются декларация о происхождении товараТаможенный кодекс Таможенного союза, ст.60 / Под ред. Г.Ю. Касьяновой. - М.: АБАК, 2010. - 256 с и сертификат о происхождении товара Таможенный кодекс Таможенного союза, ст.61 / Под ред. Г.Ю. Касьяновой. - М.: АБАК, 2010. - 256 с.

Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется на основании Соглашения от 25.01.2008 г. между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе». Соглашение было составлено с учетом принципов и положений, закрепленных Соглашением по применению ст.VII («Оценка товаров для таможенных целей») ГАТТ.

Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется в соответствии с национальным законодательством. Контроль таможенной стоимости осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров.

Таможенная оценка или определение таможенной стоимости товара с целью установления размера взимаемых таможенных пошлин представляет собой одну из самых сложных процедур в международной таможенной практике Основы таможенного дела: Учебник / Под общ. ред. В.Г. Драганова. М.: ОАО « Изд-во «Экономика». 1998. С. 299. . Используя различные способы определения таможенной стоимости товаров, государства-импортеры могут значительно изменять размеры взимаемых таможенных пошлин, повышая или понижая таким образом, уровень таможенно-тарифной защиты, поэтому процедуру таможенную оценки товаров довольно часто относят к нетарифным ограничениям См.: Шумилов В.М. Международное экономическое право. М.: ДеКА. 2002. С. 76., которые в условиях свободной и равной торговли должны быть сведены к минимуму.

Делись добром ;)