Таможенно-тарифное регулирование в условиях экономической интеграции

курсовая работа

2.1 Таможенная пошлина как основа таможенно-тарифного регулирования

В любом государстве осуществляется внешнеэкономическая деятельность. Важнейшей составляющей внешнеэкономической деятельности является внешнеторговая деятельность, под которой понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией, и интеллектуальной собственностью.

Внешнеторговая деятельность предполагает трансграничное перемещение товаров и услуг. К внешней торговле товарами относится их импорт и экспорт. Соответственно все государства контролируют эти перемещения, регулируют эти товарные потоки в своих интересах посредством применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Существует два основных метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности таможенно-тарифное регулирование и нетарифное регулирование ст. 12 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 08.12.2003 г. [Электр. ресурс]: Гарант Режим доступа: World Wide Web. URL: http://base.garant.ru/12133486/.

Таможенно-тарифное регулирование - это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Таможенная пошлина - это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории.

Необходимо различать размер таможенной пошлины и ставку таможенной пошлины. Размер таможенной пошлины - это общая сумма, которую требуется уплатить по данному виду платежа в отношении конкретного товара. Ставка таможенной пошлины - это фиксированная величина, являющаяся основанием для расчета размера таможенной пошлины. Данная величина устанавливается на каждый вид товара, который подлежит обложению таможенной пошлиной.

Таможенный тариф - это свод ставок таможенных пошлин, содержанием которого является перечень товаров, облагаемых таможенной пошлиной и совокупность ставок таможенных пошлин, соответствующих каждому виду товара. Наименование и обозначение товаров в Таможенных тарифах государств осуществляется в соответствии с мировой системой классификации и кодирования товаров, закрепленной Международной конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г.

Существует три вида ставок: адвалорные, специфические и комбинированные.

Таможенная пошлина является одним из видов косвенных налогов наряду с налогом на добавленную стоимость и акцизом, участвующий в формировании цены товара.

Таможенные пошлины бывают вывозные и ввозные . Таможенные пошлины применяются при ввозе в страну иностранных товаров или вывозе отечественных по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. На практике в основном применяются ввозные таможенные пошлины, которые являются важным источником поступлений в государственную казну и выполняющие роль основного экономического регулятора ввоза товаров. Существование ввозных таможенных пошлин, повышающих цену ввозимых товаров, продиктовано заботой об экономических интересах страны и фактически является средством для развития национальной промышленности и сельского хозяйства. Повышение таможенных тарифов ведет к увеличению таможенных доходов и к развитию внутреннего производства, но это не может быть постоянно, так как рост таможенного обложения товаров, пользующихся повышенным спросом, ведет к усилению контрабанды и уменьшению официального ввоза товаров.

Сущность этого метода заключается в том, что посредством взимания таможенных пошлин государство выполняет свои основные функции: фискальную и защитную.

Несогласованное, неконтролируемое таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности, осуществляемое государствами, может стать существенным препятствием для развития международной торговли, поэтому мировое сообщество было заинтересовано в установлении общих правил осуществления государствами мер таможенно-тарифного, а также нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Эти наиболее общие правила, принципы осуществления государственного регулирования внешнеторговой деятельности были зафиксированы в первом в истории многостороннем международном торговом договоре - Генеральном соглашении по тарифам и торговле 1947 г. (ГАТТ).

С принятием ГАТТ в 1947 г. произошел качественный переход от обмена взаимной на международном уровне таможенно-тарифной информации и иной информации в отношении таможенного дела к сотрудничеству по вопросам сближения национального регулирования таможенного дела, а также в области построения национальных таможенных тарифов.

В рамках ГАТТ стало осуществляться согласование государствами на взаимной основе не только снижения ставок таможенных пошлин, но и техники таможенного дела (методы оценки таможенной стоимости, например), а также согласование действий в деле обеспечения добросовестной торговли товарами, в первую очередь, путем пресечения демпинга, а с другой стороны - недопущения злоупотребления под прикрытием борьбы с демпингом.

В 1994 г. была создана Всемирная торговая организация (далее - ВТО), для обеспечения действия многосторонних международных торговых договоров, заключенных на основе ГАТТ. ВТО реализует принципы регулирования международной торговли, закрепленные в ГАТТ.

Действие всех международных соглашений, заключенных в рамках ГАТТ и входящих в международную торговую систему ВТО, основано на признании государствами-участниками четырех основных принципов регулирования международной торговли:

1) защита внутреннего рынка с помощью таможенных тарифов;

2) обязательство государства-участника не повышать пошлины (связывание тарифов);

3) предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ);

4) предоставление национального режима.

Принцип защиты внутреннего рынка с помощью таможенных тарифов сформулирован в ст. ХI ГАТТ 1994 г. и означает запрещение применять количественные ограничения при регулировании внешней торговли, за исключением ограниченного числа случаев. Так, странам, испытывающим трудности с платежным балансом, разрешается вводить количественные ограничения, чтобы они сохранили свои финансовые позиции на мировом рынке.

Принцип связывания тарифов означает проведение политики снижения таможенных тарифов. Этот принцип сформулирован в Преамбуле и в ст. XXVIII BIS ГАТТ 1994 г. Сниженные ставки тарифов должны быть "связаны" во избежание их возможного дальнейшего повышения. Переговоры по присоединению к ВТО направлены на то, чтобы зафиксировать определенный уровень таможенных тарифов по отдельным видам товаров на момент вступления государства в ВТО. Сниженные к моменту присоединения к ВТО тарифы замораживаются (связываются) во избежание дальнейшего повышения и включаются в национальный перечень тарифных уступок каждой страны. Ставки тарифов, принятые странами на переговорах, вносятся в так называемый перечень уступок. Каждая страна, участвующая в ВТО, имеет свой индивидуальный перечень уступок. Освободиться от тарифных ограничений и изменить тарифы сверх указанной в перечне уступок нормы возможно только в результате переговоров с соответствующим государством и предоставления в качестве компенсации государству, с которым данная уступка была согласована, тарифных уступок на другие товарыДюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. Учебное издание. М.: ВАВТ. 2004. С.133-148. .

Исключения из этого принципа предусматриваются в соглашениях по сельскохозяйственной продукции, текстилю, а также в ст. 36 (б) ГАТТ 1994 г., касающейся применения правила взаимности развивающимися государствами.

Принцип наибольшего благоприятствования означает применение тарифных и других мер регулирования к импортируемым и экспортируемым товарам без дискриминации по странам. Этот принцип сформулирован в п. 1 ст. I ГАТТ 1994 г. Это наиболее важное положение ГАТТ/ВТО. Принцип наибольшего благоприятствования, положенный в основу ГАТТ, воплощается в нормах торговых договоров и соглашений о предоставлении РНБ. Предоставляя РНБ, страна отказывается от дискриминационного подхода при выборе торговых партнеров.

РНБ - это условие, предусматривающее предоставление договаривающимися государствами друг другу всех прав, преимуществ и льгот в отношении таможенных пошлин и сборов, методов их взимания и формальностей, которыми пользуется или будет пользоваться любое третье государство.

Исключение из принципа РНБ делается для стран, участвующих в региональных соглашениях. Эти страны не обязаны распространять на все страны более низкие тарифы или беспошлинную торговлю, действующие между нимист. XXIV Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) [Электр. ресурс]: Режим доступа: World Wide Web. URL: http://new.hse.ru/sites/wto_reference.

Принцип национального режима сформулирован в ст. III ГАТТ 1994 г. В соответствии с ним импортированный товар, пересекший после оплаты таможенных пошлин и других сборов границу, должен иметь не менее благоприятные условия на рынке, чем подобные товары отечественного производства. Правило национального режима препятствует дискриминации в отношении импортируемых товаров по сравнению с их аналогами, произведенными в самой стране, как в отношении обложения их внутренними налогами, так и в отношении применения внутреннего законодательства.

Так, например, Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС), основано на договоренности о применении национального режима к предприятиям и организациям с иностранными инвестициями.

Делись добром ;)