Таможенная экспертиза автомобилей

курсовая работа

1.2 Состояние рынка автомобилей в России и за рубежом

Европейский автомобильный рынок переживает сейчас не лучшие времена. Прирост, достигнутый в первые шесть месяцев текущего года (+7,2%), во многом обусловлен активным развитием российского и украинского автомобильных рынков, а также высоким потенциалом стран, вошедших в состав Евросоюза относительно недавно. Если не брать в расчет продажи в России и Украине, то рынок в Европе по итогам первой половины 2008 года показал снижение примерно на 2%.

Лидером в количественном выражении остается Германия: за истекшие шесть месяцев в стране было реализовано более 1,63 миллионов легковых автомобилей, что больше результата аналогичного периода прошлого года на 3,6%. На вторую строчку поднялась Россия, динамика роста автомобильного рынка которой продолжает опережать самые смелые прогнозы специалистов. Замыкает тройку лидеров Италия (-11,1% и 1,26 миллионов штук).

По итогам анализа марочной структуры продаж легковых автомобилей становится очевидно - вкусы российских и европейских покупателей сильно разнятся. Так, в нашей стране по итогам полугодия безоговорочно лидирует американский Chevrolet, а в Европе интерес к данной марке довольно скромен. Похожая ситуация складывается с Mitsubishi и Hyundai - доля реализации легковых авто данных марок в России от общеевропейских превышает 40%. Наиболее популярна и востребована в Европе продукция марок Volkswagen, Ford, Opel и Renault.

Рост продаж новых легковых автомобилей в России продолжается. Ежегодно регистрируются рекордные показатели динамики, как с точки зрения относительных значений, так и абсолютных. Истекшее полугодие не стало исключением - по отношению к аналогичному периоду прошлого года продажи автомобилей в РФ выросли более чем на треть, а ежемесячный объем реализации при этом превысил отметку в 250 тысяч машин. Всего же по данным аналитического агентства "Автостат", за первые 6 месяцев 2008 года в России было продано немногим более 1 млн.400 тыс. новых легковых автомобилей. Доля иномарок при этом продолжила расти, и достигла практически отметки в 75% (1,06 млн. шт.). Отечественные модели продолжили уступать свои позиции - их доля сократилась до 25%.

Суммарный объем российского рынка легковых автомобилей в денежном выражении по итогам первых шести месяцев текущего года составил почти 36 млрд. долларов США. По мнению аналитиков компании "Автостат", к концу года данный показатель превысит отметку в 80 млрд. USD. Стоит отдельно отметить, что на новые иномарки россияне потратили за 6 месяцев текущего года сумму, эквивалентную общей емкости российского рынка за 2005-2006 года ($28,8 млрд.).

Осторожные прогнозы специалистов на будущее постепенно меняются - если раньше всерьез говорили о скором насыщении рынка в ближайшее время, на настоящий момент этот срок отодвигают уже к рубежу 2012-2014 годов. Ежегодно растет и средневзвешенная цена одного условного автомобиля, проданного на российском рынке. Если в 2005 году она составляла $13,4 тысяч, то по итогам прошедшего первого полугодия она уже превысила отметку в 22 тысячи долларов США.

Безусловным лидером российского рынка по-прежнему остается марка LADA. Продажи автомобилей из Тольятти за рассматриваемый период составили немногим менее 334 тысяч штук, а рыночная доля при этом сократилась до 23,5%. Среди иномарок лидер - Chevrolet с результатом в 125,7 тысяч шт. Американский бренд укрепил свои позиции и теперь ему принадлежит уже почти 9% российского рынка новых легковых автомобилей. Пользуется высоким спросом продукция корейской марки Hyundai (102814 штук) - компании удалось опередить не только Ford, но и Toyota (97626 и 88747 машин соответственно). Замыкает пятерку лидеров Nissan с результатом в 77,5 тысяч новых авто. Стоит отдельно отметить, что из десяти марок-лидеров шесть компаний уже производят свои автомобили на территории РФ, а еще три находятся в стадии активного строительства заводов.

По прогнозам аналитиков компании "АВТОСТАТ", наметившиеся тенденции в краткосрочной перспективе будут только укрепляться: потенциалом для дальнейшего роста обладают, прежде всего, продажи иностранных автомобилей. По оценкам специалистов, в 2010 году их доля в общем объеме реализации составит 83,5%, а к 2012 вплотную приблизится к отметке в 90%. Локомотивами продаж станут марки Hyundai, Ford, Chevrolet, Toyota, Nissan и Renault: на них в 2012 году будет приходиться порядка 38% всех продаж легковых авто в России.

Производство иномарок на территории Российской Федерации является одним из важнейших факторов роста продаж легковых автомобилей в среднесрочной перспективе: уже сейчас многим крупным автокомпаниям приходится пересматривать свои квоты на поставку автомобилей в РФ в целях удовлетворения огромного спроса. Компании, которые одними из первых решились на строительство в РФ заводов, сейчас уже пожинают плоды - они находятся в верхних строчках рейтинга продаж. На данный момент на территории страны успешно работают двенадцать сборочных производств, которые обеспечивают уже более 40% от общего объема продаж иномарок. В короткие сроки были запущены автозаводы Toyota, Volkswagen и General Motors. В ближайшее время к ним присоединятся Nissan, PSA-Mitsubishi, Suzuki и Hyundai. По мнению аналитиков "АВТОСТАТ", несмотря на периодически возникающие трудности в строительстве и скором переходе ряда действующих заводов к полномасштабному производству вместо крупноузловой сборки (на этом этапе может произойти снижение темпов производства), введение в строй новых СП позволит к 2010 году превысить уровень сборки в 1 млн единиц.

Динамично растущий российский рынок стимулирует дальнейший активный рост импорта иномарок в страну. Если в 2006 году, по данным Федеральной таможенной службы РФ, в страну было ввезено 1 млн. 49,5 тысяч легковых авто зарубежного производства, то по итогам прошлого года этот показатель превысил отметку в 1 млн. 600 тысяч единиц. Сумма закупок выросла еще более значительно (в 1,6 раза) и составила 21 млрд. 331 млн. долларов США.

Наибольший объем импорта по-прежнему приходится на новые автомобили. К данной категории относятся машины возрастом до трех лет. Доля такой техники по итогам прошлого года составила более 75% (1,3 млн штук). Данный сектор импорта растет сейчас наиболее динамично, а наибольшие объемы импорта приходятся на популярные бюджетные седаны Chevrolet Lanos и Daewoo Nexia.

Немалый спрос регистрируется и на подержанную технику: в прошлом году ее ввоз достиг отметки в 380 тысяч единиц. Здесь наиболее популярны автомобили японских марок в возрасте 5-6 лет. При этом только на три марки (Toyota, Nissan и Honda) пришлось более 55% от общего объема импорта. По мнению специалистов компании "АВТОСТАТ", в ближайшие несколько лет вторичный рынок иномарок в России ожидают серьезные структурные изменения. В продажу поступят авто, которые в настоящее время приобретаются новыми в салонах, их количество будет в разы превышать импорт подержанных иномарок, что приведет к снижению его объемов.

Делись добром ;)