logo
Таможенная стоимость товаров

1. ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ. ЗАКОН «О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ» В ОТНОШЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

Практическое применение таможенных тарифов, эффективность мер тарифного регулирования, их согласованность и соответствие международным нормам и правилам, а также реальный уровень тарифного обложения (т.е. действительная величина сумм таможенных пошлин) во многом предопределяется теми правилами, которые устанавливают порядок исчисления базы таможенных пошлин и других таможенных платежей, т.е. самым непосредственным образом зависят от той стоимости товара, которая используется в качестве базы налогообложения В приложении А отрывок из статьи «Налоговое планирование внешнеэкономической сделки», газета «Налоги и налогообложение», 2007, №9..

Таможенная стоимость товара это та стоимость, которая используется в качестве исходной расчетной базы (основы) для исчисления адвалорных таможенных платежей (пошлин, акцизов, налога на добавленную стоимость, сборов за таможенное оформление).

В этом состоит основное назначение таможенной стоимости товара, т.е. быть базой (основой) для расчета таможенных платежей.

Кроме того, исчисление таможенной стоимости прямо или косвенно необходимо также для иных таможенных целей, например, таких как таможенная статистика, проверка обоснованности цены товара при бартерных сделках, контроль за эквивалентностью встречных товарных поставок, осуществление валютного контроля при проведении экспортно-импортных операций, контроль за соблюдением устанавливаемых стоимостных квот и др.

Основным законодательным актом, устанавливающим порядок определения таможенной стоимости, сферу ее применения, является Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе».

В Законе «О таможенном тарифе» характеризуется таможенная стоимость товара, установлена система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров, которая основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской федерации.

Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ на основании положений Закона «О таможенном тарифе».

В Законе вопросам таможенной стоимости посвящены два раздела:

раздел III - «Таможенная стоимость товара»;

раздел IV - «Методы определения таможенной стоимости товара и поря док их применения».

Эти два раздела определяют основные принципы таможенной оценки товаров, как организационно-правового так и методического характера.

Организационно-правовая сторона вопроса определяется статьями 12-16 в разделе III. При этом в статье 12 подчеркнуто, что установленная Законом система таможенной оценки товаров распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации. Это необходимо учитывать при практическом применении методов определения таможенной стоимости.

Таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу Российской Федерации при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации.

Для заявления таможенной стоимости ввозимых товаров применяются специальные формы деклараций таможенной стоимости (ДТС):

ДТС-1;

ДТС-2,

которые прилагаются к соответствующей ГТД и без нее недействительны. Формы ДТС-1 и ДТС-2 состоят из:

первого - лицевого листа, в котором приводятся общие сведения о продавце, покупателе и сделке между ними;

второго листа, в котором указываются сведения о таможенной стоимости товара и ее элементах (на товары от одного до трех наименований);

дополнительных листов, которые заполняются в случае, если в декларируемой партии товаров более трех наименований, причем каждый из которых может заполняться на товары от одного до трех наименований. В качестве дополнительных листов используется второй лист форм ДТС-1 и ДТС-2.

Таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным Законом.

За правильность определения таможенной стоимости отвечает декларант.

Контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом Российской Федерации, производящим таможенное оформление товара.

Заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

При необходимости подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости декларант обязан по требованию таможенного органа Российской Федерации предоставить последнему нужные для этого сведения. При возникновении у таможенного органа сомнений в достоверности сведений, представленных декларантом для определения таможенной стоимости, декларант имеет право доказать свою правоту.

В случае непредставления доказательств, подтверждающих достоверность использованных декларантом данных, таможенный орган вправе принять решение о невозможности использования выбранного декларантом метода таможенной оценки.

При возникновении необходимости в уточнении заявленной декларантом таможенной стоимости товара декларант вправе обратиться в таможенный орган Российской Федерации с просьбой предоставить ему декларируемый товар в пользование под залог имущества или гарантию уполномоченного банка, либо под внесение причитающейся суммы таможенных платежей на депозит таможни. При этом подлежащие уплате суммы таможенных платежей рассчитываются исходя из временной (условной) таможенной оценки товара.

Таможенный орган Российской Федерации, производящий контроль за правильностью таможенной оценки товара, вправе принимать решение о правильности заявленной декларантом таможенной стоимости товара.

При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган Российской Федерации может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости на основании имеющихся у него сведений. Таможенный орган Российской Федерации по письменному запросу декларанта обязан в трехмесячный срок представить декларанту письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость не может быть принята таможенным органом в качестве базы для начисления пошлины.

Таким образом, раздел III Закона дает основные принципы осуществления процедуры заявления декларантом таможенной стоимости товаров таможенному органу с одной стороны, и процедуры контроля заявленной таможенной стоимости - с другой стороны, а также устанавливает основы взаимодействия таможенных органов и декларанта в ходе этого процесса.

Методологии определения таможенной стоимости товаров посвящен IV раздел Закона - «Методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения» (статьи 18-24).