Таможенная пошлина и таможенный тариф

контрольная работа

3. Трансформация таможенного тарифа Республики Беларусь под влиянием интеграционных процессов и подготовки ко вступлению Республики Беларусь в ВТО

Республика Беларусь проводит целенаправленную тарифную политику, направленную на интеграцию РБ в мировое экономическое сообщество. Кроме того, в последние годы РБ проводила целенаправленную работу по подготовке ко вступлению в ВТО. Это выражается прежде всего в том, что средневзвешенная ставка таможенной пошлины на протяжении последних лет снижалась примерно на 1% процент в год.

Средневзвешенная ставка таможенного тарифа характеризует уровень таможенной защиты. Она определяется как поступившая в бюджет за год общая сумма таможенной пошлины, деленная на общую таможенную стоимость импортированных товаров.

По данным МИД РБ, в 1995 году она составлял 20,7%, 1998 году - 12,3%, 2001 году - 10,5%, 2002 году - 8,5%.

К сожалению, официальная методика расчета данного показателя в открытых источниках отсутствует, что приводит к появлению в различных источниках различных данных, отличающихся на величину до 3%, а это очень большая разница.

Если учесть, что данный показатель в экономически развитых странах составляет величину порядка 5%, то РБ для достижения мирового уровня таможенной защиты понадобиться всего 5 лет.

Есть еще один показатель, характеризующий таможенный тариф. Это среднеарифметическая ставка таможенного тарифа. Она рассчитывается как сумма всех ставок таможенного тарифа, деленная на их количество.

Расчет данного показателя крайне осложняется наличием неадвалорных ставок, т.к. пересчет специфических и комбинированных ставок в их адвалорные аналоги настолько сложен, что существуют только приблизительные методики такого пересчета. Иногда неадвалорные ставки просто игнорируются, что сильно искажает результат.

Среднеарифметический таможенный тариф превышает средневзвешенный показатель.

Вместе с тем, наиболее сильное влияние на трансформацию таможенного тарифа оказывают планы построения Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

Важнейшим элементом создания и успешного существования любого интеграционного образования нескольких государств является проведение всеми членами единой тарифной политики, т.е. принятие единого таможенного тарифа и связанных с ним инструментов тарифной политики: правил определения страны происхождения товаров, таможенной стоимости товаров и товарной номенклатуры. Унификация всех четырех элементов тарифной политики является обязательным. Но на практике, как правило, три последних не вызывают серьезных противоречий у стран - участниц, в то же время принятие единого таможенного тарифа является крайне сложной проблемой.

Очевидно, что источником этой проблемы является несовпадение интересов стран - участниц интеграционного образования. Современные принципы тарифной политики заключаются в снижении ставок таможенных пошлин на основную массу импортируемых товаров при избирательном установлении высоких ставок на отдельные товары. Такие ставки получили название тарифных пиков и по их величине и количеству можно судить об уровне тарифной защиты как отдельных отраслей, так и всей экономики страны в целом.

Какие именно отрасли национальной экономики решает защищать государство и чем именно при этом оно руководствуется? Очевидно, что тарифная защита обеспечивается наиболее перспективным и важным отраслям экономики. Следует понимать, что высокий уровень тарифной защиты, как правило, устанавливается на ограниченный период времени, за который эти отрасли должны окрепнуть и приобрести конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Но в любом случае выбор защищаемых отраслей экономики и является самым основных элементом тарифной политики государства. Это же является и истинной причиной проблем при принятии несколькими странами единого таможенного тарифа, ведь у каждой страны свой уклад экономики и свои приоритетные направления развития.

Рассмотрим последний импортный таможенный тариф РБ был утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2007г. № 699 и вступил в силу 1 января 2008г (он действовал до вступлению в силу Единого таможенного тарифа таможенного союза, т.е до 1 января 2010г.).

Ставки таможенных пошлин были установлены в отношении почти 11 000 товаров (на уровне 10 знаков кода ТН ВЭД). Этот таможенный тариф являлся значительным шагом на пути либерализации внешней торговли и экономической интеграции Белоруссии и России. Так для сокращения расхождений в ставках ввозных таможенных пошлин, а также для стимулирования технического перевооружения и модернизации производств, ряд ставок унифицированы с российскими. В общей сложности ставки изменены (по отношению к прежнему тарифу) в отношении 1106 товарных позиций. При этом по 775 позициям, относящимся к технологическому оборудованию, ставки установлены в размере ноль процентов. В результате принятия нового импортного таможенного тарифа РБ степень унификации ставок ввозных таможенных пошлин со ставками таможенного тарифа России достигла 95%.

Оставшиеся 5% товаров являются критически важными для РБ и по ним сохранялись ставки пошлин, отличные от применяемых в РФ.

В отношении оставшихся 5 % товаров РБ пока сохранила свои национальные интересы. Так, в частности, установлены высокие ставки пошлин в отношении грузовых автомобилей, аналоги которым выпускаются Минским автомобильным заводом (не менее 50 % таможенной стоимости). Очевидно, этим Республика Беларусь указала на одно из приоритетных направлений развития своей экономики.

Вместе с тем, применение тарифных пиков может иметь и негативные последствия для применившей их страны. Фактически установив запретительные ставки пошлин на наиболее востребованные типы грузовых автомобилей, Республика Беларусь серьезно ограничила возможность развития своей отрасли грузовых автомобильных перевозок. Ведь очевидно, что применение очень высоких ставок свидетельствует о значительно более низком потребительских качествах белорусских автомобилей. В таких условиях белорусским транспортным предприятиям можно приобретать неконкурентоспособные отечественные автомобили или очень дорогие (за счет высоких пошлин) импортные. Но в этом случае белорусские перевозчики не смогут конкурировать на рынке международных перевозок, ведь те же российские транспортные предприятия могут приобретать такие же импортные грузовые автомобили гораздо дешевле.

По некоторым позициям действовавшие в России пошлины значительно превосходили уровень РБ, например, по легковым автомобилям.

Важным показателем таможенного тарифа является доля адвалорных ставок (устанавливаемых в процентах от таможенной стоимости). С точки зрения доли неадвалорных ставок, таможенный тариф РБ являлся довольно прогрессивным. На рисунке показано распределение ставок по их видам в таможенном тарифе РБ.

Следует обратить внимание на низкую долю специфических ставок (при применении которых таможенная стоимость товара не используется). Таким образом, в настоящее время, при ввозе абсолютного большинства товаров их таможенное обложение будет учитывать цену товара.

Еще одной особенностью нового таможенного тарифа Республики Беларусь является большая дифференциация ставок, т.е. по ряду товаров ставки значительно повышены (это так называемые тарифные пики), и в то же время, в отношении преобладающего количества товаров они понижены. Так, обращает на себя внимание высокая доля 0% ставок, а также ставок в 5 и 10%. Их общая доля превышает 66% от общего количества адвалорных ставок. При этом доля ставок 25 и более процентов меньше одного процента.

Действовавший в 2008г. экспортный таможенный тариф РБ был утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2007г. № 700 и вступил в силу с 1 января 2008г. Экспортные таможенные пошлины были установлены более чем по 400 товарным позициям (по 10 знакам ТН ВЭД).

Сравните это с 11 000 позициями импортного тарифа

Ставки вывозных таможенных пошлин устанавливались Республикой Беларусь только в целях выполнения обязательств по унификации экспортного таможенного тарифа с Российской Федерацией и в отношении тех товаров, которые либо не экспортируются, либо экспортируются в ограниченном количестве (за исключением нефти, нефтепродуктов и лесоматериалов).

В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов, подписанного 12 января 2007 года, ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты устанавливаются в размерах, аналогичных действующим в Российской Федерации и пересматриваются каждые два месяца. В отношении лесоматериалов вывозные таможенные пошлины применяются с целью ограничения экспорта древесины с незначительной степенью обработки, стимулирования ее переработки в Беларуси и поставок на экспорт готовых изделий из нее.

В целях сокращения расхождений в ставках вывозных таможенных пошлин в Республике Беларусь и Российской Федерации в отношении некоторых товарных позиций (омары, креветки, крабы, спирт этиловый, асбест, руды и концентраты оловянные, зола, крошка и порошок из алмазов, сплавы алюминиевые, висмут, марганец, хром необработанный и др.) изменены ставки вывозных таможенных пошлин по аналогии с Российской Федерацией. Всего ставки пошлин, по сравнению с ранее действовавшим тарифом, изменены в отношении 82 товарных позиций, в том числе по 79 позициям отменены.

Таким образом, экспортный таможенный тариф РБ был полностью унифицирован с тарифом РФ.

Впоследствии, под влиянием мирового экономического кризиса РБ отменила экспортные пошлины на все товары за исключением нефтепродуктов. Это было сделано с целью активизации белорусского экспорта. Такое положение сохраняется и в настоящее время (начало 2011 г.). Между тем, РБ унифицирует размер ставок ЭК пошлин на нефтепродукты с РФ.

Необходимо отметить, что процесс трансформации таможенного тарифа РБ отличается высоким динамизмом. В начале 2009 года активизировалась работа по формированию единого таможенного тарифа в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Его унификацию и согласование планировалось завершить до 1 апреля 2009г., а к концу 2009 года завершить все вопросы в юридическом согласовании и Таможенный союз должен начать действовать с 1 января 2010 года. Использование единых импортного и экспортного тарифов таможенных тарифов обеспечит свободное движение отечественных и импортных товаров на всей территории стран - участниц таможенного союза.

Разработка Единого таможенного тарифа таможенного союза вызвала значительные затруднения. Несмотря на то, что тарифы РБ и РФ были уже до этого унифицированы на 95%, оставшиеся позиции были принципиально важны.

Примером поиска приемлемого результата могут быть таможенные пошлины на легковые автомобили. Пошлины РФ более чем в 10 раз превышали аналогичные белорусские (фактически пошлины на данный товар являются запретительными, что РФ сделано намеренно в надежде возрождения российской автомобильной промышленности) и это серьезно затрагивало интересы всего населения РБ. В качестве уступки за повышение пошлин до уровня российских РБ просила увеличения пошлин на грузовые автомобили, что было сделано. Тем не менее, широкое обсуждение данной проблемы и недовольство граждан РБ вынудило принять временное решение, когда пошлины для физических лиц были оставлены на прежнем уровне до середины 2011г. Решение данной проблемы будет продолжено в самое ближайшее время. В то же время, пошлины на легковые автомобили для юридических лиц были унифицированы, что фактически блокировало работу многочисленных автосалонов. Цены в них стали недоступны абсолютному большинству населения).

На еще большие уступки пошел Казахстан, тариф которого отличался от российского примерно на 40%, при этом на большинство наиболее налогоемких товаров таможенные пошлины в Казахстане отсутствовали.

Тем не менее, Единый таможенный тариф таможенного союза был разработан и вступил в силу в установленный срок, т.е. с 1 января 2010г. В целом его структура очень похожа на структуру последнего таможенного тарифа РБ, которая была рассмотрена достаточно подробно.

Делись добром ;)