Совершенствование таможенного декларирования товаров и транспортных средств с использованием института таможенного представителя

курсовая работа

Глава 3. Направления совершенствования таможенного декларирования товаров и транспортных средств с использованием института таможенного представителя

3.1 Анализ проблем таможенного декларирования товаров и транспортных средств с использованием института таможенного представителя

Все-таки главной проблемой в настоящее время является не готовность многих брокеров перейти к электронному декларированию, а также невысокая подготовка таможенных органов по части помощи и разъяснений в использовании данного вида услуг.

Вряд ли стоит сомневаться в том, что без дополнительных разъяснений не обойтись. Многие брокеры психологически не готовы к работе по новым правилам. Когда у вас вместо бумаги электронные образы, это ничего не меняет в смысле ответственности. Если при электронном декларировании допущены нарушения, они точно так же уязвимы с точки зрения правосудия. Однако многие брокеры этого не понимают, не осознают.

Впрочем, ломка психологических стереотипов происходит не только у декларантов, но и у таможенников. Готовность инспекторского состава к работе в режиме электронного декларирования тоже пока оставляет желать лучшего. Иначе говоря, то, что кажется очевидным для информационных технологов, далеко не всегда понятно рядовому инспектору или сотруднику брокерской компании. Проблема повышения квалификации персонала остается актуальной.

Переходный период редко бывает гладким. Заместитель начальника Главного управления организации таможенного контроля Петр Баклаков считает, что многие проблемы объясняются именно этим обстоятельством. В системе электронного декларирования задействованы и таможенные, и информационные технологии. На стыке этих направлений возникает ряд трудностей как технического, так и организационного плана. Это естественный процесс.

В данном контексте еще одной проблемой является факт того, что таможня пока не принимает к оформлению в электронном виде грузы, подлежащие досмотру, имеющие двойное применение, а так же имеющие стоимость ниже статистических показателей. Такие декларации оформляются пока только традиционным бумажным способом. Кроме того, подготовка пакета документов для электронной декларации требует больших временных затрат, т.к. кроме декларации приходится создавать в электронном виде другие товаросопроводительные документы (инвойсы, контракты, паспорта сделки, разрешительные документы и т.д.).

На первых порах таможня довольствовалась сканированными копиями документов, в настоящее время таможенные органы ставят задачу подготовки ТСД (товаросопроводительные документы) в формализованном виде. Это существенно повышает риск технических ошибок в результате человеческого фактора. И в несколько раз увеличивает время, необходимое для подготовки декларации. Основным фактором, задерживающим развитие электронного декларирования, является не техническая сложность системы, а то, что электронное декларирование представляется таможне как некий «другой» способ оформления, чем бумажный. Поясним, например, при подаче ЭД на Новороссийский пост, ее оформлением занимается фактически один инспектор. Поэтому к оформлению в электронной форме принимается только такая декларация, которая может быть выпущена так сказать «в одну руку», т.е. не требует детального согласования со всеми остальными этапами оформления.

Таким образом, подаче любой ЭД требуется как минимум устное согласование с постом о возможности ее оформления. На мой взгляд, это нарушает сам принцип электронного взаимодействия двух организаций, основанный на законе об ЭЦП (электронная цифровая подпись). Причина этого, скорее всего больше психологическая, нежели техническая, просто наша таможня привыкла априори рассматривать любого участника ВЭД как потенциального нарушителя. Поэтому так «тяжело» принимать декларацию, сведения в которую внесены на основании тех документов, которые инспектор таможни не может «пощупать» сам.

Есть и техническая составляющая этой проблемы, а именно инспектору технически сложно одновременно просматривать декларацию и ТСД на экране одного обычного монитора. Для этого постоянно приходится переключаться между документами, т.е. нет возможности открыть их одновременно. Очевидно, что эта проблема решается либо установкой широкоэкранного или дополнительного дисплея, либо предварительной распечаткой всей ТСД, либо отказом от присоединения ТСД к декларации вовсе. Хочется сразу спрогнозировать ситуацию, что если таможня все же научится «пускать» ЭД по этапам, так же как и обычные, то установка дополнительных дисплеев понадобится на всех рабочих местах, поэтому вторые два вышеописанных способа решения проблемы представляются более дешевыми.

Также стоит отметить, что эксперименты с электронным декларированием российские таможенники начали в 2002 году. Ориентировались при этом, прежде всего на крупных декларантов. Технические решения, которые тогда закладывались, исходили из того, что крупные компании имеют достаточно высокий уровень автоматизации собственной деятельности и активно участвуют во всей цепочке перевозки товаров.

Впрочем, и сегодня, когда от экспериментов перешли к штатной работе, преимуществами электронного декларирования пользуются в основном крупные игроки на рынке. Средний и малый бизнес пока еще мало вовлечен в процесс. Это связано с тем, что чтобы состыковать базовую версию со своей информационной системой, компании придется либо использовать собственные возможности, либо привлекать услуги с рынка. Кроме того, нужно установить сервер и подключить его к таможенной телекоммуникационной сети. Далеко не каждая компания имеет возможность сделать это в краткие сроки.

Кроме этого стоит отметить, что стоит отметить, что сегодня существует ограниченное количество точек подключения к ведомственной сети. Это региональные таможенные управления. Это значит, например, что участник ВЭД на Камчатке для работы в режиме электронного декларирования должен подключится к Владивостоку. Возможности подключения к ближайшему таможенному органу сопряжены с определенными техническими проблемами, над решением которых сейчас работают специалисты.

Что касается подачи декларации в электронном виде через интернет, то технически это вполне реально, однако здесь существуют некоторые процедурные вопросы, а также проблемы, связанные с защитой информации и открытыми ключами. Сейчас пока эта система защиты информации находится только на стадии внедрения.

Кроме этого большие трудности создает стоимость перехода на полностью самостоятельную электронную систему декларирования.

Наименее затратным на первоначальном этапе работы в системе электронного декларирования является предоставление электронных деклараций через операторов информационного обмена. Стоимость передачи одной электронной декларации таким способом колеблется от 25 до 300 рублей в зависимости от оператора и объемов декларирования. Кроме того, в настоящий момент несколько российских операторов проводят акции по привлечению клиентов и оказывают данные услуги бесплатно. Затраты на организацию автоматизированного рабочего места декларанта, работающего в системе электронного декларирования, зависят от выбора оператора и технологии, по которой происходи создание электронной таможенной декларации. Необходимое программное стоит около 10 тыс. руб.

Кроме того, порядка 2 тыс. руб. стоит средство криптографической защиты информации «Крипто-Про». «Если участник ВЭД представлял оформленные самостоятельно таможенные декларации на бумажном носителе, а, значит, имел АРМ с установленным программным обеспечением, ему потребуется только средство криптографической защиты. Ключи с электронными цифровыми подписями выдаются ГНИВЦ ФТС России бесплатно», - отмечают сотрудники Калининградской областной таможни. При организации собственного абонентского пункта, подключенного к автоматизированной системе доступа таможенных органов, участник ВЭД обязан обеспечить требования по безопасности и понести дополнительные расходы, связанные с закупкой средств защиты информации и аттестации автоматизированных рабочих мест.

Делись добром ;)