logo
Совершенствование применения электронного декларирования в таможенных органах

1.1 Понятие, и назначение электронного декларирования

В соответствии со статьей 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) таможенное декларирование представляет собой заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Под декларацией на товары понимается письменная декларация, либо декларация в виде электронного документа, а также транспортные, коммерческие или иные документы, содержащие сведения, необходимые для помещения товаров под таможенную процедуру (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита).

Уже более десять лет в России идёт процесс внедрения электронного декларирования в работу таможенных органов, "объявленное" приказом ГТК "Об организации эксперимента по декларированию в электронной форме в приволжском и центральном таможенных управлениях" от 28 июля 2002 г. Первая электронная декларация официально была оформлена 25 ноября 2002 г. на таможенном посту "Каширский".

Система электронного декларирования ФТС России функционирует с 2008 г. на основании приказа ФТС от 24 января 2008г. №52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, а в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет"". Прежде всего, электронное декларирование - это не просто использование электронных документов для таможенного оформления и контроля.

Главным преимуществом применения электронного декларирования является полное отсутствие прямого контакта между должностными лицами таможенного органа и лицом, осуществляющим декларирование товаров. Обмен документами происходит исключительно по электронным каналам связи, что значительно сокращает время, необходимое декларанту на таможенное оформление. Кроме того, данная система позволяет увеличить степень машинной обработки деклараций, поскольку представление основной массы документов предполагается в формализованном (удобном для машинной обработки) виде. С развитием системы электронного декларирования участник ВЭД (или декларант) оформляет товары, не выходя из собственного офиса. При этом таможенное оформление осуществляется практически полностью с использованием программных средств, что позволит исключить субъективное влияние на данный процесс должностного лица таможенного органа, то есть так называемый человеческий фактор. Если говорить о сильных и слабых сторонах электронного декларирования, то к плюсам можно отнести значительное уменьшение времени, отводимого на таможенное оформление, избежание очередей. Регулярно повторяющимся документам присваивается цифровой код и при подаче ДТ производится только ссылка на этот код, соответственно количество бумажных документов, подаваемых при оформлении, уменьшается. Есть и минусы: возможны технические сбои в системе, нехватка квалифицированных специалистов, работающих в ней. Данные сложности можно рассматривать как временные. Существует несколько причин необходимости перехода на систему электронного декларирования товаров. Внедрение в таможенных органах РФ электронной формы декларирования является реализацией одного из основных положений Киотской конвенции об упрощении и гармонизации российской экономики в мировую систему хозяйства, что нашло свой отклик в Таможенном кодексе РФ и Таможенном кодексе Таможенного Союза. Также необходимо сказать о том, что с 1 января 2011 года было введено обязательное предварительное электронное декларирование при ввозе на территорию стран Европейского союза как основного торгового партнёра РФ.