Система начисления и уплаты таможенных платежей

курсовая работа

1.4 Роль таможенных платежей в регулировании внешнеэкономической деятельности

Таможенные платежи играют особую роль в системе экономических отношений. Их эффективное использование является важным фактором экономического развития и необходимым условием существования сильного государства.

Реализация регулирующей и защитной функций таможенной пошлины основана на перераспределении добавленной стоимости от иностранных товаропроизводителей в пользу национальных. Таким образом, общий уровень тарифной защиты в отрасли определяется дополнительно обеспечиваемой величиной добавленной стоимости.

Таможенные пошлины также решают задачу защиты от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, под которым понимается снижение доли национальных товаров на внутреннем рынке и сокращение масштабов их производства. В то же время создаваемый уровень тарифной защиты должен обеспечивать позитивное воздействие иностранной конкуренции, стимулирующее рост качества товаров национальных производителей, снижение общего уровня издержек в отрасли, использование прогрессивных технологий и современных материалов.

Сегодня таможенные платежи в России не выполняют своего объективно обусловленного потребностями страны экономического назначения, поскольку не служат действенным инструментом обеспечения ее конкурентной позиции.

Основной причиной этого является то, что современный российский импортный таможенный тариф не обеспечивает в полной мере ни регулирующую, ни защитную функцию таможенной пошлины. В действующем ввозном таможенном тарифе реализован принцип перехода от дифференцированных к ограниченному числу ставок таможенных пошлин. В настоящее время для подавляющего числа товаров применяются единообразные адвалорные ставки таможенных пошлин. Это целесообразно при реализации фискальных приоритетов, но негативно влияет на обеспечение защиты экономических интересов российских товаропроизводителей.

На современном этапе таможенный тариф в России не оптимизирован ни с точки зрения защиты отечественной промышленности, ни с точки зрения пополнения доходной части федерального бюджета, ни с точки зрения поддержания активного сальдо платежного баланса страны (порой явно наблюдается тарифная эскалация, а в ряде случаев таковая отсутствует в отношении различных видов готовой продукции).

Проблема формировании бюджетных доходов на текущий момент не является такой острой, как несколько лет назад, поэтому ставки таможенных пошлин должны определяться не интересами федеральных доходов, а уровнем добавленной стоимости в защищаемой отрасли. Таможенная пошлина должна способствовать ее перераспределению от иностранных товаропроизводителей к отечественным, что возможно лишь при развитии производства внутри страны, реализации принципа тарифной эскалации и поощрении импорта технологического оборудования. При этом наличие таможенной защиты необходимо поставить в зависимость от роста производительности труда, эффективности производства в конкретных отраслях промышленности.

Уровень производительности труда в промышленно развитых странах обычно высок, что обуславливает сравнительно низкий уровень затрат и позволяет поддерживать относительно невысокий уровень ставок таможенных пошлин. Отечественные товаропроизводители пока не могут конкурировать на равных с иностранным: для них требуется более высокий уровень ставок. При этом следует избегать монополизма и необходимо поощрять свободу конкуренции, стимулировать отечественных товаропроизводителей на выпуск конкурентоспособной продукции.

Особую роль в отечественной экономике играет вывозная таможенная пошлина. Эта пошлина не поощряется развитыми странами и ВТО, так как считается, что она искажает уровень мировых цен в международной торговле. Однако в России вывозная таможенная пошлина дает наибольший объем поступлений, что обусловлено ее взиманием с сырьевых товаров, которые являются главной составляющей российского экспорта.

Вышеизложенные положения позволяют обобщить и уточнить роль таможенных платежей в современной экономике:

- таможенные платежи создают стоимостный барьер, повышающий цену импортного товара при его движении на внутренний рынок страны или вывозимого сырья на мировой рынок;

- избирательно повышая либо понижая ставки таможенных платежей применительно к таможенным пошлинам, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики;

- таможенные платежи (в разрезе ввозных пошлин) защищают определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных товаров и создают национальным производителям условия, позволяющие им конкурировать с иностранными товаропроизводителями;

- таможенные платежи широко используются в качестве рычага давления на страны-экспортеры с целью заставить их пойти на определенные уступки;

- таможенные платежи являются эффективным инструментом интеграции страны в мировую экономику, обеспечения ее конкурентоспособности на международных рынках.

2. Анализ эффективности применения таможенного тарифа в Российской Федерации

2.1 Значение таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета

Таможенные платежи занимают важное место в доходах федерального бюджета. Это обусловлено расширением участия страны в международной торговле. Однако рост таможенных платежей в значительной степени отражает неблагоприятную для развития российской экономики товарную структуру внешнеторговых операций, которая в разрезе экспортных операций в основном представлена сырьевыми товарами, а в разрезе импортных - готовой продукцией.

Увеличение стоимостных объемов внешнеторгового оборота России обусловлено главным образом ростом экспорта, который, в свою очередь, является следствием улучшения мировой конъюнктуры, в основном на рынках энергоносителей. Но несмотря на то, что стоимостные объемы экспорта ежегодно возрастают более чем на четверть, физические объемы экспорта снижаются.

Для импорта России характерен устойчивый рост. Однако индексы физического объема и средних цен импорта, рассчитанные на основе данных таможенной статистики, показывают, что физические объемы импорта увеличиваются ежегодно более чем на 20 %, в то время как стоимостные объемы импорта возрастают не столь существенно.

Такая динамика и структура внешнеторговых операций определяют соответствующие показатели таможенных платежей и прежде всего возрастание их значения в федеральных доходах.

Пополнение доходной части федерального бюджета - одна из важнейших задач таможенных органов. Выполнение планового показателя достигнуто в условиях сложной мировой экономической ситуации, при уменьшении поступлений платежей по вывозной таможенной пошлине на сырую нефть и значительном падении объемов импорта по отдельным позициям. На 29 декабря 2009 года таможенные органы выполнили контрольный показатель по перечислению в бюджет, перечислив 3 трлн. 483,2 млрд. рублей (контрольный показатель 2009 года - 3 трлн. 472,04 млрд. рублей). Это превышает уровень 2006 и 2007 годов и говорит о достигнутом совершенствовании таможенного администрирования. ФТС России проводила системную целенаправленную работу по обеспечению достоверного декларирования, осуществлению контроля таможенной стоимости, применению системы управления рисками, использованию форм контроля после выпуска товара (пост аудита) в сочетании с правоохранительной деятельностью. Сбор таможенных платежей был обеспечен таможенными органами, в том числе, за счет эффективно организованного администрирования импорта, в частности - по таким импортным составляющим, как НДС, ввозные таможенные пошлины, акцизы и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время таможенные платежи являются важным источником формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации. В 1991-2008 гг. их доля в федеральном бюджете возросла с 10 до 50,5%, что свидетельствует о достаточно большой зависимости доходов федерального бюджета от результатов внешнеторговой деятельности.

Однако это не дает оснований полагать, что финансовому положению страны ничто не угрожало. Сложившаяся тенденция профицита бюджета и наличие социальных обязательств государства обусловили рост расходов, а будущие доходы непредсказуемы, поскольку по большей части зависят от мировых цен на нефть. В 2008 г. треть от всех поступлений в федеральный бюджет страны составляла экспортная пошлина.

Таким образом, решение экономических, социальных, политических проблем, обеспечение функций государства напрямую зависят от мировой конъюнктуры рынка сырьевых товаров, системы таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации.

На таможенную службу возложена обязанность по наполнению доходной части федерального бюджета, что затягивает процесс завершения стадии институционального развития таможенных органов и одновременно служит «налоговым прессом» для участников внешнеторговой деятельности. Прогнозирование таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет в виде налоговых и неналоговых доходов, представляет собой необходимый фундамент для осуществления планирования -- планирования на уровне государства (федеральный бюджет) и планирования внутри системы (контрольные показатели).

Финансово-экономический кризис резко изменил относительно спокойную ситуацию во внешней торговле России, и, соответственно, резко обострилась ситуация с формированием доходов федерального бюджета за счет доходов от ВЭД.

Сравним: В 2008 году в федеральный бюджет перечислено 4 трлн. 664,2 млрд. руб., что составляет 101,8 % от установленного таможенным органам задания. По сравнению с 2007 г. платежей перечислено на 1 трлн. 436,5 млрд. руб. больше (на 44%). По итогам 2009 года в доход федерального бюджета перечислено 3 трлн. 519,8 млрд. рублей, что составляет 101,4 % от установленного таможенным органам задания. Более подробно эти данные отражены на рис. 2.

Рис. 2. Динамика перечислений таможенных пошлин, налогов при импорте и вывозных таможенных пошлин в доход федерального бюджета

По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России в 2009 году составил 469 млрд. долларов США и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 36,2%, в том числе экспорт - 301,6 млрд. долларов США (снижение на 35,5%), импорт - 167,4 млрд. долларов США (снижение на 37,3%). Cальдо торгового баланса составило 134,3 млрд. долларов США, что на 66,2 млрд. долларов США меньше, чем в 2008 году.

Размер снижения -- $68,1 млрд. или 45%. Такое снижение свидетельствует о возникновении рисков резкого сокращения источников доходов федерального бюджета.( рис. 3).

Рис. 3. Динамика важнейших показателей внешней торговли Российской Федерации в 2008 - 2009 годах

Анализ изменений объемов, состава и товарной структуры экспорта и импорта в 2009 г. представляет большой интерес для определения тенденций и выявления отраслей народного хозяйства, защита которых должна обеспечить и формирование доходов бюджета страны.

Экспорт России за 9 месяцев 2009 г. составил $ 206,6 млрд. и снизился на 44,3% по сравнению с предыдущим периодом. Сокращение стоимостных объемов экспорта было вызвано в первую очередь резким падением уровня цен основных экспортных товаров в конце 2008 г. Но уже в 2009 г. они начали постепенно расти, что позволило к концу года размеру снижения измениться.

В товарной структуре экспорта снижение стоимостных и физических объемов наблюдается по товарам ТЭК и практически по всей номенклатуре товаров, экспортируемых в СНГ.

Тем не менее, при снижении стоимостных объемов по ряду товаров наблюдается рост физических объемов:

по дальнему зарубежью -- это прокат из железа и нелегированной стали, медь, азотные и смешанные удобрения, пластмассы и изделия из них, средства наземного транспорта (кроме железнодорожного транспорта), продовольственные товары;

по СНГ -- это только экспорт пшеницы, семян подсолнечника, масла подсолнечного, калийных удобрений и пластмасс.

Импорт России за 9 месяцев 2009 г. составил $ 114,8 млрд и снизился по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 43,1%. Снижение импорта из стран СНГ составило 49,8%.(рис. 4) Уменьшение стоимостных объемов импорта обусловлено сокращением физических объемов импорта при сохранении уровня цен прошлого года.

Рис. 4. Динамика объемов внешней торговли с государствами-участниками СНГ в 2008 - 2009 годах

С точки зрения бюджетного планирования, определение источников доходной части федерального бюджета и планирование их величин является первостепенной задачей государства. Для проведения государственной политики в целях обеспечения достойной жизни граждан необходимо наличие финансовой платформы, т.е. доходы должны быть направлены на экономическое развитие страны, обеспечение социального благополучия нации. Заметим, что на сегодняшний день роль таможенной службы в обеспечении социально-экономического развития страны выражается строчкой в федеральном бюджете государства с десятизначным числом.

Стратегические цели развития нашей страны, определенные в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации, должны отражаться в бюджете государства, являющемся инструментом реализации таких стратегических целей, как повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение обороноспособности и национальной безопасности государства, создание условий для экономического роста в целях решения социальных проблем и занятие достойного места страны в мировом сообществе.

На сегодняшний день экономика России вступила в фазу рецессии, следует ожидать ослабления участия страны в мировой торговле, снижения роли торговли в развитии производства. В 2008 г. для России закончился период благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, сопровождавшийся широким притоком валюты от экспорта энергоносителей, других сырьевых товаров, что способствовало экономическому росту.

Относительно истекшего благоприятного периода (2000-2008 гг.) экономического развития России можно констатировать, что в стране не были созданы условия для перевода экономики с экстенсивного на инновационное направление развития. Поэтому преодоление кризиса будет сопряжено с высокими социальными издержками.

Мировой финансово-экономический кризис вызвал резкое падение мировых цен на основные товары российского экспорта, что обостряет проблему сбалансированности внешнеторгового сальдо, прежде всего в торговле со странами Запада, сужает налогооблагаемую базу для сбора таможенных платежей. Это создает реальную угрозу сокращения валютных резервов и в конечном итоге отражается на сбалансированности федерального бюджета уже в 2010 г. Это вынуждает Россию обратиться к внешним заимствованиям с вытекающими негативными последствиями.

Важными задачами таможенно-тарифного регулирования ВЭД России являются всемерное содействие повышению уровня конкурентоспособности производимой продукции как для внутреннего, так и внешнего рынков, интенсивное участие в международном разделении труда.

Глубокая зависимость экономики России от внешнего спроса в ситуации мирового финансово-экономического кризиса обусловливает необходимость разработки новых подходов в таможенном регулировании ВЭД, прежде всего усиления роли защитных мер в отношении отечественных товаропроизводителей, приспособления экономики к кризисным условиям мирового рынка. Кризисные условия мирового рынка, острота внутренних социально-экономических и внешнеэкономических проблем требуют нового подхода к решению вопроса о присоединении России к Всемирной торговой организации.

Делись добром ;)