Развитие и совершенствование правоохранительной деятельности таможенных органов на современном этапе

курсовая работа

1.1 Понятие, признаки и задачи правоохранительной деятельности таможенных органов РФ

Понятие " правоохранительная деятельность" введено в юридический обиход в конце 50-х - начале 60-х годов XX века. К правоохранительной деятельности следовало бы относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. [8. c. 349]

Основными ценностями, которые должны защищаться системой государственных органов, являются: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" с изменениями от 2 марта 2007г По закону охрана этих ценностей возложена на все государственные и правоохранительные органы, в том числе и на таможенные. Правоохранительная деятельность таможенных органов является одной из важнейших форм государственного контроля. Она включает непосредственную борьбу с контрабандой, с поставкой наркотических средств и психотропных веществ, ведет производство по делам о нарушениях таможенных правил, их рассмотрение, и противодействует иным преступлениям в таможенной сфере.

Правоохранительная деятельность осуществляется в следующих формах: дознание, экспертно-криминалистическая деятельность, ведомственный надзор, проведение оперативно-розыскных мероприятий. В качестве характерного признака правоохранительной деятельности таможенных органов следует отметить один момент - она осуществляется не только на основе Таможенного кодекса таможенного союза и других актов таможенного законодательства, но и строго в порядке, предусмотренном ими, с четким соблюдением установленных процедур; например: личный досмотр, как исключительная форма таможенного контроля, может быть проведен лишь по решению начальника таможенного органа или должностного лица, его замещающего, при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через государственную границу России, скрывает при себе и не выдает товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию нашей страны и вывозу с этой территории или перемещение с нарушением установленного порядка.

О правоохранительном характере деятельности таможенных органов говорит тот факт, что осуществление таможенного дела возлагается на контингенты специально подготовленных государственных служащих и на служащих, работающих в организациях, учреждениях и на предприятиях, входящих в таможенную систему Российской Федерации. Правоохранительная деятельность осуществляется таможенными органами всех уровней. Государственный таможенный комитет РФ организует борьбу с нарушениями таможенных правил, включая административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов; реализует меры по пресечению незаконного оборота через таможенную границу РФ наркотиков и психотропных веществ, предметов художественного и исторического достояния, оружия; оказывает содействие борьбе с международным терроризмом.

Основными задачами правоохранительной деятельности таможенных органов являются:

1) Выполнение прогнозного задания по поступлению в федеральный бюджет таможенных платежей, администрируемых таможенными органами;

2) Координация работы таможенных органов по списанию задолженности по уплате таможенных и иных платежей, безнадежной к взысканию;

3) Обеспечение исполнения в части таможенных органов государственных программ Российской Федерации, участником которых является ФТС России;

4) Создание новой комплексной системы управления рисками с учетом требований Всемирной таможенной организации для обеспечения таможенного контроля до и после выпуска товаров;

5) Обеспечение унификации нормативной правовой базы по контролю после выпуска товаров в рамках Таможенного союза;

6) Развитие информационного обмена данными внешнеторговой статистики с таможенными (статистическими) службами государств - торговых партнеров Российской Федерации;

7) Обеспечение условий для наиболее полного перекрытия каналов поступления в Российскую Федерацию контрафактной продукции, в том числе по каналам неторгового оборота;

8)Совершенствование нормативных правовых актов в области валютного контроля;

9) Повышение эффективности контроля правильности классификации товаров по ТН ВЭД ТС;

10) Повышение эффективности работы оперативно-розыскных подразделений таможенных органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации и пополнению доходной части федерального бюджета;

11) Активизация участия правоохранительных подразделений таможенных органов Российской Федерации в ВТО, других международных организациях и объединениях в целях отстаивания российских интересов в области борьбы с таможенными правонарушениями;

12) Организация информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в интересах правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации;

13) Повышение эффективности ведомственного контроля в целях обеспечения соблюдения законности при принятии решений в области таможенного дела; Применение мер по профилактике нарушений в финансовой и бюджетной сферах деятельности таможенных органов;

14) Применение мер по борьбе с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в сфере таможенного дела. [18]

Общие правоохранительные задачи таможенных органов четко и детально раскрываются в Таможенном кодексе таможенного союза и других юридических актах, определяющих правовой статус конкретных таможенных органов. В 2015 году таможенная служба Российской Федерации, помимо основной задачи по выполнению основных функций, выполняла задачу обеспечения соблюдения торговых ограничений, установленных законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации. Меры технического регулирования по объему контролируемых товаров занимают основное, главенствующее место и охватывают практически всю номенклатуру товаров. Сформированная нормативная правовая база, а также имеющиеся силы и средства, представленные как государственными органами, так и негосударственными органами и организациями, позволяют таможенным органам проводить соответствующие практические мероприятия, направленные на выполнение поставленных задач.

Делись добром ;)