Производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела
1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
Под производством по делам об административных правонарушениях понимается установленный административно-юрисдикционными нормами порядок привлечения к административной ответственности. Оно является частью административного процесса, если речь идет о реализации юрисдикционных полномочий субъектами административной власти, и элементом административного судопроизводства, в случае разрешения дела судьей. Эта двойственность дает себя знать при закреплении норм, регламентирующих порядок привлечения к административной ответственности.
Такие нормы на сегодняшний день содержатся в двух источниках:
Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях,
Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации.
Во втором случае рассмотрение дел об административных правонарушениях считается одним из видов производства по делам, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, именуемого также административным судопроизводством.
Производство по делам об административных правонарушениях принято делить на четыре стадии:
возбуждение дела об административном правонарушении;
рассмотрение дела об административном правонарушении;
пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях должно обеспечить решение следующих задач:
всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела,
разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом,
обеспечение вынесенного по делу постановления,
выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Принципами производства по делам об административных правонарушениях являются:
принцип национального языка производства;
принцип открытого рассмотрения дела;
принцип обязательного рассмотрения ходатайств лиц, участвующих в производстве;
принцип поднадзорности производства по делам об административных правонарушениях прокуратуре;
принцип возмещения издержек по делу.
Существует ряд обстоятельств, исключающих как начало, так и продолжение производства. Иначе говоря, наличие любого из них является препятствием для возбуждения дела, а если оно уже возбуждено, потребуется вынесение постановления о прекращении производства, о какой бы из его стадий не шла речь. Обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, являются:
отсутствие события административного правонарушения;
отсутствие состава административного правонарушения;
действия лица в состоянии крайней необходимости;
издание акта амнистии;
отмена закона, устанавливающего административную ответственность;
истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
наличие по одному и тому же факту в отношении одного и того же лица постановления:
а) о назначении административного наказания,
б) о прекращении производства по делу об административном правонарушении,
в) постановления о возбуждении уголовного дела;
смерть лица, привлекаемого к ответственности.
Участниками производства по делам об административных правонарушениях признаются:
лицо, в отношении которого ведется производство по делу,
потерпевший,
законные представители указанных выше субъектов,
защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу,
представитель потерпевшего,
свидетель,
понятой,
специалист,
эксперт,
переводчик,
прокурор.
Центральная фигура производства - лицо, привлекаемое к административной ответственности. Этот участник производства вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, обжаловать постановление по делу, пользоваться юридической помощью защитника и иными процессуальными возможностями в соответствии с КоАП РФ. По общему правилу вопрос о том, принимать участие в рассмотрении дела или нет, решается лицом, привлекаемым к ответственности. Его присутствие будет обязательным в двух случаях:
а) если такая необходимость признается субъектом административной юрисдикции,
б) если рассматривается дело о правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы РФ.
Сопоставимыми по объему процессуальными правами обладает потерпевший. Таковым признается физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Остальные участники производства либо занимают сторону кого-то из названных ранее субъектов (законный представители, защитник, представитель), либо выполняют функции, призванные обеспечить правильное разрешение дела (свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик). Особняком стоит прокурор. В отличие от остальных участников производства он обладает правом возбуждать дела об административных правонарушениях. Остальные органы (в том числе таможенные) и должностные лица, возбуждающие дела об административных правонарушениях, участниками производства не признаются. По этой причине они не вправе заявлять ходатайства, отводы, а также обжаловать постановление по делу.
Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых субъект административной юрисдикции устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Источниками доказательств (средствами доказывания) выступают протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания потерпевшего, свидетелей, заключение эксперта, иные документы, показания специальных технических средств, вещественные доказательства.
В ходе производства по делу может возникнуть потребность в применении мер административно принуждения, обеспечивающих реализацию его участниками (прежде всего, лицом, совершившим противоправное деяние) своих публично-правовых обязанностей. Официально они именуются "меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях". Они применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении (при невозможности его составления на месте выявления противоправного деяния), обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения вынесенного по делу постановления. К мерам обеспечения производства относятся:
доставление;
административное задержание;
личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице;
досмотр транспортного средства;
осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, и находящихся там вещей и документов;
изъятие вещей и документов;
отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
освидетельствование на состояние опьянения;
медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
задержание транспортного средства;
запрещение эксплуатации транспортного средства;
арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
привод;
временный запрет деятельности.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не следует путать с формами таможенного контроля. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр (как исключительная форма таможенного контроля), осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля применяются в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Их процессуальное оформление не является юридическим фактом, вызывающим возникновение производства по делу об административном правонарушении. То же самое можно сказать и о наложении ареста на товары или их изъятие при проведении специальной таможенной ревизии.
Должностные лица таможенных органов уполномочены на применение не всех мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В силу специального указания в ст.ст. 27.2 и 27.3 КоАП РФ они вправе осуществлять доставление и административное задержание. Кроме того, из содержания ряда бланкетных норм данной главы вытекает допустимость применения должностными лицами таможенных органов таких мер, как личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей.