logo
Проблемы классификации мебели по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности РФ

1.2 Нормативно-правовая база классификации

Классификация товара регламентируется Таможенным кодексом РФ. В статье 40 ТК РФ под классификацией товаров понимается определение их классификационных кодов по ТН ВЭД [1, c.27]. Также в ст.40 ТК РФ определяются цели классификации товара, порядок определения классификационного кода товара декларантом, процедуру осуществления контроля правильности классификации товара таможенными органами.

Ст.39 ТК РФ посвящена определению ТН ВЭД РФ.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. №830 «О таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» ТН ВЭД России является основой системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа РФ, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики [3].

ТН ВЭД представляет собой многоуровневый классификатор товаров, находящихся во внешнеторговом обороте. ТН ВЭД России разработана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, применяемой в соответствии с Международной конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 1983 г.). Для Российской Федерации данная Конвенция вступила в силу 1 января 1997 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. №372 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров". Очевидно, что использование ТН ВЭД, построенной на основе международных стандартов, создает необходимые предпосылки для эффективной интеграции Российской Федерации в мировое сообщество и способствует ведению внешней торговли.

Гармонизированная система построена таким образом, что крупные группы товаров представляют собой виды сырья; соответствующие подгруппы описывают полуфабрикаты, получаемые из такого сырья. В свою очередь, подсубпозиции предназначены для перечисления конкретных видов продукции с возможностью последующей более глубокой детализации при наличии соответствующих товарных особенностей. Очевидно, что в зависимости от широкого круга факторов (климат, географическое положение, состояние национальной экономики, политическая система) во внешнеторговом обороте различных государств находятся различные товары, обладающие специфическими особенностями, которые могут быть характерны именно для конкретного региона. Этими причинами обусловлены различия между товарными номенклатурами различных государств, которые в основе своей имеют тем не менее Гармонизированную систему.

Поэтому, хотя в основе ТН ВЭД и лежит Гармонизированная система, сама ТН ВЭД содержит позиции, в которых указаны товары, находящиеся во внешнеторговом обороте именно Российской Федерации. Их детальная классификация имеет существенное значение для корректного таможенно-тарифного регулирования внешней торговли РФ. При этом изменение структуры внешнеторгового оборота обусловливает необходимость постоянной корректировки ТН ВЭД в зависимости от появляющихся изменений, поскольку различные товары приобретают или, наоборот, утрачивают актуальность для отечественной внешней торговли [12, c.239].

Применение ТН ВЭД имеет особо важное значение для достижения следующих целей:

· установления ставок таможенного тарифа;

· разработки и реализации мер нетарифного регулирования ВЭД;

· ведения таможенной статистики;

· прогнозирования и планирования;

· осуществления таможенного контроля.

Следует отметить, что ранее действовавшее таможенное законодательство наделяло таможенные органы РФ обширными полномочиями по ведению ТН ВЭД. При этом в задачи таможенных органов входило: слежение за изменениями и дополнениями международной основы ТН ВЭД, международными пояснениями и другими решениями по толкованию этой основы; приведение ТН ВЭД в соответствие с ее международной основой; обеспечение опубликования ТН ВЭД; разработка и утверждение пояснений и других решений по толкованию ТН ВЭД и обеспечение их опубликования; осуществление иных функций, необходимых для ведения ТН ВЭД [14, c.144].

Основные цели ведения и применения ТН ВЭД заключаются в:

1) осуществлении мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов ВЭД;

2) ведение таможенной статистики внешней торговли РФ.

Как следует из смысла Таможенного тарифа, ТН ВЭД является основой для систематизации ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, в целях формирования таможенного тарифа [2].

Другим важным аспектом, который необходимо выделить, является упоминание нетарифного регулирования ВЭД. Представляется, что определение нетарифного регулирования как формы регулирования внешнеторговой и иных видов ВЭД в ТК РФ 2003 г. демонстрирует смещение приоритетов от тарифных мер регулирования, неразрывно связанных с выполнением фискальной функции и пополнением федерального бюджета, к нетарифным мерам [14, c.146]. Таким образом, укрепляется позитивная тенденция, выражающаяся в том, что на первый план выдвигается использование инструментов таможенного регулирования для организации внешней торговли, защиты экономических интересов РФ, развития национального хозяйства.

С 1 апреля 2000 г. длина кодового обозначения товара, применяемого в ТН ВЭД, составляет 10 цифровых знаков. Первые шесть знаков соответствуют кодовому обозначению, принятому в номенклатуре ГС. 7-й и 8-й знаки - это дополнительная детализация номенклатуры ГС, предпринятая в Комбинированной номенклатуре Европейского Союза. Таким образом, первые восемь знаков ТН ВЭД соответствуют коду товара согласно Комбинированной номенклатуре Европейского Союза.

Девятый знак ТН ВЭД России соответствует коду товара по ТН ВЭД СНГ. 3 ноября 1995 г. в Москве было подписано Соглашение о единой ТН ВЭД СНГ. Сразу же после подписания Соглашения началась работа по совершенствованию ТН ВЭД СНГ. Готовилась детализация товаров на уровне 9-го знака, призванного отражать национальные особенности товарной структуры внешней торговли. При детализации ТН ВЭД предполагалось учитывать, является ли товар квотируемым, лицензируемым, сертифицируемым, требуется ли индивидуальный подход к товару при исчислении таможенных пошлин, НДС, акцизов и т.д.

Наконец, 10-й знак ТН ВЭД России - нововведение Таможенного тарифа 2000 г. Теперь позиции, в которых товары фактически определялись не кодами, а текстовым описанием, переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения.

Для определения кода товара используют три составные части ТН ВЭД России:

1) собственно номенклатурную часть;

2) примечания к разделам и группам;

3) основные правила интерпретации ТН ВЭД.

Пояснения к ТН ВЭД России [10] - один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД России.

Пояснения содержат толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного представленного товара к определенной позиции ТН ВЭД России.

Данное издание Пояснений к ТН ВЭД России выходит в пяти томах.

Первые четыре тома содержат перевод с английского языка Пояснений к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров ("Explanatory Notes to the Harmonized Commodity Description and Coding System", Third Edition, 2002), разработанных Всемирной таможенной организацией (Советом таможенного сотрудничества). При этом сохранена разбивка материала по томам, принятая в оригинале:

первый том - разделы I - VI, группы 1 - 29;

второй том - разделы VI - XI, группы 30 - 63;

третий том - разделы XII - XVI, группы 64 - 84;

четвертый том - разделы XVI - XXI, группы 85 - 97.

Пятый том содержит пояснения к детализации позиций Гармонизированной системы, соответствующие Пояснениям к Комбинированной номенклатуре Европейского сообщества ("Explanatory Notes to the Combined Nomenclature of the European Union"), разработанной Комиссией Европейского сообщества, и национальные пояснения.