logo
Проблемы идентификации и классификации стекломагниевых листов в соответствии с ТН ВЭД ТС и пути их решения

2.2 Меры тарифного и нетарифного регулирования, применяемые при таможенном оформлении СМЛ из Китая

Меры тарифного и нетарифного регулирования являются методами регулирования государством внешнеэкономической деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин.

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли.

Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования являются:

1. Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

2. Фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет.

СМЛ классифицируется преимущественно в товарной позиции 6808 (полный код товара 6808000000) - 15% ставка таможенной пошлины.

СМЛ могут классифицироваться в товарной позиции 6815 (полный код товара 6815910000) - 5% ставка таможенной пошлины.

Поскольку Китай является развивающейся страной, а товары 68 группы "Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов" в соответствии с "Перечнем товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции", утвержденным Решением Межгосударственного ЕврАзЭС от 27.11.2009 №18, Решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 №130 являются преференциальными, то в соответствии со статьей 7 Соглашения от 25 января 2008 года "О едином таможенно-тарифном регулировании" при ввозе на таможенную территорию таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин ТН ВЭД ТС.

Для получения преференций необходимо предоставление сертификата о происхождении по форме А.

В последнее время перед таможенными органами возникают проблемы, связанные с идентификацией данного товара с наименованием товара в графе 7 сертификатов страны происхождения товара формы "А" (magnesium board в переводе магниевый лист). Проверка, проведенная Главным управлением федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (ГУФТД и ТР), показала, что сведения о товаре в графе 7 сертификатов не позволяют однозначно идентифицировать товар, задекларированный по декларациям на товар в части описания составляющих компонентов плит.

Данный товар в 31 графе ДТ обычно описывается следующим образом:

стекломагнезитовый лист (СМЛ) из древесных отходов агломерированных минеральными связующими веществами (магнезит) с обеих сторон армированный тканью из стекловолокна;

стекломагниевый лист (СМЛ) из древесных отходов агломерированных минеральными связующими веществами (магнезит) с обеих сторон армированный тканью из стекловолокна;

стекломагнезитовые листы на основе древесных отходов, связующего вещества магнезиального цемента, армированные с двух сторон стекловолокном, для строительных работ;

стекломагнезитовые листы (СМЛ) из древесных отходов агломерированных минеральными связующими веществами (магнезиально-оксихлоридным цементом), с обеих сторон армированные тканью из стекловолокна;

стекломагниевые плиты из древесных отходов, агломерированных минеральными связующими веществами, с обеих сторон армированный тканью из стекловолокна (магнезит).

Интерпретация фразы описания товара в большинстве случаев, по мнению таможенных органов, некорректная (в составе плит магний как химический элемент отсутствует).

Согласно большому энциклопедическому словарю "Политехнический", под редакцией А.Ю. Ишлинского, 1998 магнезит и магний два различных понятия.

Магнезит - 1) минерал, карбонат магния, белого, желтоватого, сероватого цвета, твердого по минералогической шкале.2) Кристаллическая горная порода, состоящая главным образом из минерала магнезита

Магний - химический элемент (magnesium), блестящий, серебристо-белый, очень легкий металл; в виде тонкой стружки горит, давая яркий белый цвет, т.е. является металлом и не относится к минеральным веществам, входящим в состав данных плит.

Таким образом, возникает такая ситуация, что сертификат происхождения товара выдается на "магниевый лист", тогда как фактически перемещается товар "стекломагнезитовый лист". В связи, с чем у должностных лиц таможенных органов возникают сомнения в том, что сведения в сертификате имеют отношения к декларируемым товарам.

В апреле 2010 года Арбитражным судом Приморского края было рассмотрено дело по заявлению индивидуального предпринимателя (ИП) к Уссурийской таможне о признании незаконным решения в порядке ведомственного контроля, которым признано неправомерным решение Уссурийского таможенного поста о предоставлении тарифной преференции по ввозной пошлине на товар (СМЛ).

В октябре 2008 года из КНР на территорию России в рамках контракта в адрес ИП поступил товар - "стекломагниевый лист из древесных отходов, агломерированный минеральными связующими веществами" производства КНР, который был задекларирован в Уссурийском таможенном посту Уссурийской таможни.

В подтверждение сведений о стране происхождения товара одновременно с подачей ГТД в таможенный орган предпринимателем был представлен сертификат происхождения товара формы А, выданный компетентным органом КНР. Таможенные платежи рассчитаны и уплачены ИП с учетом тарифной преференции в виде ставки ввозной таможенной пошлины в размере 75% от действующей ставки.

03.11.2008 таможенным органом принято решение о предоставлении тарифной преференции и товар выпущен в свободное обращение.

После выпуска товара в свободное обращение таможней была проведена проверка представленного сертификата формы А и установлена невозможность применения преференциального режима, так как в сертификате о происхождении товара по форме А, представленном для подтверждения страны происхождения и предоставления преференциального режима, выявлено нарушение в графе 7 сертификата - сведения в данной графе имеют расхождения со сведениями, заявленными в 31 графе ГТД.

Таможенный орган направил оригинал сертификата в Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования для проверки. Главное управление письмом указало, что сертификат заполнен с нарушением Требований к оформлению, а именно: наименование товара, указанное в графе 7, на позволяет однозначно идентифицировать товар. В связи с чем данный сертификат не может рассматриваться в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

В адрес ИП поступило Решение Уссурийской таможни в порядке ведомственного контроля, которым решение Уссурийского таможенного поста о предоставлении тарифной преференции по ввозной пошлине на товар, признано неправомерным и отменено. При этом ИП выставлено требование на уплату доначисленных таможенных платежей.

ИП не согласился с вынесенным Решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере ВЭД и обратился в АП ПК с заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, и вынес Решение не в пользу Уссурийской таможни. Суд полагает, что выводы таможни не подтверждены надлежащими доказательствами.

Так, при подаче ГТД декларантом представлены товаросопроводительные документы: товаротранспортная накладная, спецификация, приложение к контракту, инвойс и упаковочный лист, прибывшие с товаром, о чем свидетельствует отметка пограничного таможенного органа на указанных документах.

Перечисленные документы выполнены как на иностранном языке, так и на русском. В документах, выполненных на иностранном языке, товар значится как "magnesium board", а в документах, выполненных на русском языке - "стекломагниевый лист".

Для подтверждения сведений о стране происхождения товара представлен сертификат формы", выполненный на иностранном языке, а также его перевод на русский язык. При этом в графе 7 сертификата наименование товара значится как "magnesium board", что согласно перевода на русский язык, означает "магниевый лист".

Сведения о наименовании товара, указанные в сертификате на иностранном языке и в переводе соответствуют сведениям о наименовании товара, указанным в инвойсе, упаковочном листе и приложении к контракту, выполненным как на иностранном языке, так и на русском. При этом инвойс и упаковочный лист, выполненные как на иностранном, так и на русском языке, исходят от продавца товара. Следовательно, перевод наименования товара в русском варианте инвойса и упаковочного листа, а также в спецификации выполнен продавцом товара и является корректным.

Сведения о товаре в графе 31 ГТД внесены на основании сведений, указанных в Приложении к контракту, инвойсе и упаковочном листе. Наименование товара в этих документах, выполненных на иностранном языке, полностью соответствуют наименованию товара, указанному в графе 7 сертификата.

Так же в спорном сертификате имеются сведения о сторонах контракта, в рамках которого ввезен товар, а также ссылка на номер и дату инвойса, выставленного продавцом товара покупателю. Вес товара соответствует весу, заявленному в ГТД. Все эти данные, по мнению суда, позволяют отнести сведения о товаре, указанные в сертификате происхождения товара, к товару, заявленному в ГТД.

В оспариваемом решении таможенный орган утверждает, что словосочетание "magnesium board" переводится как "магниевые доски", в то время как в ГТД заявлен товар "стекломагниевый лист". Однако при таможенном контроле лингвистическая экспертиза не проводилась, не представлено такой экспертизы таможней и в ходе судебного разбирательства, следовательно, вывод таможенного органа о некорректности выполненного перевода сертификата происхождения товара на русский язык является документально не обоснованным и преждевременным.

Кроме того, в нарушение требований Таможенного кодекса РФ (ТС) таможенный орган, отменяя решение таможенного поста, не запросил у декларанта сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, лишив тем самым ИП возможности доказать свое право на использование преференций по уплате таможенных платежей за ввезенный товар. При таких обстоятельствах довод таможни о том, что декларантом в свою очередь не были приняты меры по получению от организаций страны, которые выдали сертификат, пояснений по вопросу принадлежности данного сертификата к фактически перемещенному товару, является необоснованным.

Ссылку таможни на письмо Главного управления суд считает недостаточным для принятия оспариваемого решения, поскольку запрос в компетентные органы КНР, выдавший сертификат соответствия, таможенным органом не направлялся.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое решение вынесено Уссурийской таможней с нарушением требований законодательства, без достаточным к тому правовых оснований.

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на 3 группы:

меры прямого ограничения (лицензирование и квотирование),

специальные защитные меры (специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные квоты),

административные и таможенные формальности (импортные налоги и сборы, сертификация, предотгрузочная инспекция),

прочие нетарифные меры (валютные ограничения и валютный контроль, меры поддержки экспорта).

При ввозе СМЛ на территорию РФ необходимо предоставление следующих сертификатов:

сертификат соответствия, подтверждающий, что товар соответствует требованиям технических регламентов;

санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее, что товар соответствует санитарным правилам и нормам;

сертификат пожарной безопасности, который удостоверяет, что товар соответствует требованиям пожарной безопасности, установленным в НПБ 244-97.