1.1 Таможенные органы РФ и их основные задачи
Таможня - учреждение, ведающее контролем над ввозом из-за границы и вывозом за границу товаров и взимающее пошлины и сборы Дмитриев, Ю. А Правоохранительные органы РФ: языковая семиотика/ Ю.А. Дмитриев; М.А. Шапкин. 6-е изд., стереотип. -М. : Омега-Л. 2008г. -278с..
Таможенные органы РФ - это государственные органы, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом. Основным в деятельности таможенных органов является осуществление своих функций и полномочий в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.
Таможенные органы осуществляют как исполнительную, так и распорядительную деятельность. Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны. При этом распорядительная деятельность таможенных органов проводится строго в рамках положений, определенных таможенным правом.
Важной отличительной чертой таможенных органов является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов.
В качестве правоохранительных органов таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, права и законные интересы физических и юридических лиц. Таможенные органы ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела.
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (ст.401 ТК) Таможенный кодекс РФ, ред.- 29.12.2010г. (в настоящий момент действует, Таможенный кодекс таможенного союза). Анохина О.Г. Комментарии к ТК РФ, проспект 2010г -769стр..
В соответствии со ст.402 ТК система таможенных органов включает:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (в настоящее время им является Федеральная таможенная служба (ФТС);
2) региональные таможенные управления (РТУ);
3) таможни;
4) таможенные посты.
Центральным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, - Федеральная таможенная служба России. В его ведении находятся основные составные части, блоки и участки таможенного дела, которыми он руководит через соответствующие управления, отделы, службы, иные структурные подразделения своего аппарата, а также через региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.
Правовое положение ФТС России в системе таможенных органов определяется Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" и Положением о ФТС России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г Российская газета, опубликована 1 июля 2004г..
Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции:
1) по контролю и надзору в области таможенного дела;
2) агента валютного контроля;
3) специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
При этом таможенная служба осуществляет:
1) ведение Реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
2) ведение Реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;
3) ведение таможенного Реестра объектов интеллектуальной собственности;
4) аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;
5) выдачу лицензий на учреждение свободного склада.
Кроме выше перечисленного таможенная служба:
ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
- информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;
- осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
- осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
- осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;
- осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;
- осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
- рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц и др.
По согласованию с Министерством экономического развития торговли Российской Федерации Федеральная таможенная служба имеет право:
- создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями, для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;
- определять регион деятельности таможенных органов;
утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах.
Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.
Таможенные органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение следующих основных задач:
1) содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;
2) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;
4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;
5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;
7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств - членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;
8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза;
9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;
10) ведение таможенной статистики.
Законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены и иные задачи, решаемые таможенными органами. ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА, Раздел1, Глава1, статья 6.
- Введение
- 1. Функции и деятельность Таможенных органов
- 1.1 Таможенные органы РФ и их основные задачи
- 1.2 Цели и функции таможенных органов РФ
- 1.3 Перспективы развития таможенных органов
- 2. Работа Центрального таможенного управления (ЦТУ)
- 2.1 Общая информация по ЦТУ, структура управления
- 2.2 Статистические данные ЦТУ
- 2.3 Работы, проводимые ЦТУ по борьбе с коррупцией
- 3.1 Меры, принимаемые по борьбе с коррупцией
- 3.2 Результаты проведенных проверок по борьбе с коррупцией
- Заключение
- Билет № 87. Критерии эффективности государственного аппарата и пути ее повышения. Проблема борьбы с коррупцией и бюрократизмом.
- 11.4. Особенности координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией
- Активизация борьбы с коррупцией
- 2. Стратегия борьбы с коррупцией в Российской Федерации
- Коррупция в россии. Экономическая формула коррупции
- Глава 2 государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, и их специальные подразделения. Государственные органы и иные организации, участвующие в борьбе с коррупцией
- Противодействие коррупции в таможенных органах
- Предполагаемые решения проблемы коррупции в таможенных органах на основе анализа международного опыта.
- 4.Борьба с контрабандой и коррупцией.