Порядок проведения таможенных операций с товарами, перемещаемыми через таможенную границу ЕАЭС автомобильным транспортом

дипломная работа

1.2 Перемещение товаров автомобильным транспортом на основании законодательства ЕАЭС и национального законодательства Российской Федерации

Разрешительная система (PC) применяется с целью регулирования количества въезжающих транспортных средств на территорию страны и направлена на защиту интересов перевозчиков данной страны. Поэтому разрешительная система - важнейший инструмент экономической политики любой страны, оказывающий прямое влияние на развитие МАП. Основными факторами, влияющими на величину контингента разрешений, являются: наличие экспортно-импортных грузов, тяготеющих к автомобильному транспорту, и обеспечение паритета при перевозках грузов.

В соответствии с письмом от 22.01.2007 Департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ, после присоединения России к ВТО в данном секторе услуг МАП сохранится действующая в настоящее время концепция регулирования (на основе существующих и будущих двусторонних соглашений).

К источникам правового регулирования PC МАП относится ряд документов.

1. Российское законодательство. Прежде всего это Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (от 02.07.1998 № 127-ФЗ). Этот документ содержит определение различных видов разрешений (общее, российское, иностранное, специальное, многостороннее).

Министерство транспорта РФ является компетентным органом в РФ, регулирующим все вопросы, связанные с функционированием PC. Министерство через уполномоченные для выполнения организационно-технической работы организации (АСМАП, связанной с выдачей иностранных разрешений; РАС, связанной с выдачей многосторонних разрешений ЕКМТ) и через свои подразделения (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - выдача специальных разрешений на осуществление МАП опасных грузов по территории РФ; Федеральное Дорожное Агентство - выдача специальных разрешений на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов) осуществляет распределение разрешений Толстая С.Б. Новации таможенного декларирования товаров по таможенному законодательству Таможенного союза // Право и экономика. - 2012. - № 2. - С.13.

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 89 утверждены «Правила выдачи российских разрешений иностранным перевозчикам, а также иностранных и многосторонних разрешений российским перевозчикам». В п. 7 говорится, что разрешения выдаются на недискриминационной основе. Приведем пример особой системы распределения разрешений, связанной с их квотированием.

В течение многих лет количество разрешений, передаваемых Италией для российских перевозчиков, недостаточно (около 10 тыс. штук в год). Для выхода из сложившейся ситуации именно по этому направлению перевозок был принят «Регламент распределения квотируемых итальянских разрешений среди российских перевозчиков на 2008 год» (Протокол заседания комиссии по распределению иностранных и многосторонних разрешений Минтранса России от 26.11.2007 № 26). В нем обращает на себя внимание пункт 2.3 (арендованные транспортные средства в заявку (на разрешение) включать нельзя) и пункт 3.3 (разрешения подлежат обязательному возврату в течение восьмидесяти дней с даты выдачи). Помимо этого, в ходе переговоров в 2007 году была достигнута договоренность о выделении итальянской стороной российским перевозчикам разрешений, «...предусматривающих обязательный въезд и выезд АТС на территорию Италии с использованием железнодорожных платформ...» (разрешения Ro-La).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 89 был принят Приказ Минтранса РФ от 17.12.2009 № 240 «Об утверждении условий распределения иностранных и многосторонних разрешений российским перевозчикам».

При возникновении трудностей при получении разрешений других стран необходимо внимательно ознакомиться с возможными видами разрешений именно для этих стран. Например, существуют многократные разрешения на Германию для российских перевозчиков для использования на пяти грузовых транспортных средствах (в зависимости от того, какое из них свободно у перевозчика), а также так называемые паромные разрешения Ro-Ro (въезд в Германию только через морской порт). Для Германии особенно важно при использовании разрешения учитывать тип транспортного средства (например, Евро 4 или Евро 5). Если использовать конкретное разрешение можно только на подвижной состав не ниже Евро 4, а применяется подвижной состав (в том числе, прицеп) Евро 3, то, помимо штрафа за неприменение разрешения, возникнут трудности из-за неправильной оплаты за платные дороги (для транспортных средств Евро 4 стоимость платных дорог меньше, чем для Евро 3 - попытка недоплаты в бюджет Германии). В приложении 1 приведены данные о размере сбора за километр пробега по автомагистралям в Германии.

2. Двусторонние межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении определяют порядок обмена разрешениями, виды разрешений, возможность перевозки без разрешений. Протоколы к соглашениям определяют объем беспошлинного количества топлива в бензобаках, весовые ограничения и др.

Бланки разрешений изготавливаются государствами в соответствии с рекомендациями КВТ ЕЭК ООН. На бланке каждого разрешения имеется раздел «Общие предписания», где указываются основные правила их использования, в частности, где должно находиться разрешение, для каких перевозок его можно использовать, возможность передачи третьим лицам и др.

В приложение 2 приведен пример разрешения на поездку (разрешение на международную перевозку грузов, выданное Министерством транспорта и связи Финляндии).

Хотя пограничных таможен на границах между странами ЕС нет, необходимо заполнить разрешение до пересечения границы предполагаемой к въезду страны. В противном случае, например, за незаполненную дату въезда в Бельгию штраф составит от 500 до 800 евро, а в Австрии с 2008 года - 1453 евро.

3. Многосторонние международные соглашения (разрешение ЕКМТ-МТФ). Это единственная европейская система разрешений, дающая право многостороннего доступа на европейский рынок МАП грузов. Число желающих получить такие разрешения постоянно растет. В 2004 году их было 2015, в 2010 году - 7155.

Среди положительных факторов использования разрешений ЕКМТ на российском рынке МАП можно выделить два: увеличение объема перевозок (количества рейсов) российскими перевозчиками по разрешениям ЕКМТ в 2009 году по сравнению с 2008 годом: с 570 тыс. т до 952, 5 тыс. т (с 65, 7 тыс. рейсов до 86 тыс. рейсов) и покрытие дефицита разовых разрешений за счет разрешений ЕКМТ по ряду стран (Италия, Австрия, Бельгия, Франция, Нидерланды, Чехия). Отрицательным фактором является доля перевозок по разрешениям ЕКМТ в общем объеме перевозок третьих стран на российском рынке МАП: 49, 7%, или 1730 тыс. т. Особенно впечатляют цифры по ряду стран: Латвия - 100%, Эстония - 100%, Молдова - 96, 2%, Литва - 74, 5%. Польша - 48, 5%.

Вместо использования разрешения ЕКМТ для выполнения перевозок по территории нескольких стран (при экономии двусторонних, транзитных разрешений и разрешений в/из третьих стран) для перевозчиков перечисленных стран разрешения ЕКМТ стали, фактически, инструментом, позволяющим осуществлять перевозки (въезд на территорию РФ) без использования двусторонних разрешений Терешенкова А.Ю. Организационно-экономические аспекты программ развития региональных таможенных инфраструктур // Вестник ИНЖЭКОНа. ? 2010. Вып. 2 (37). ? С. 317.

В заседании рабочей группы по автомобильному транспорту Международного транспортного форума 1-2 октября 2009 года участвовали делегации 40 стран. Российская делегация заявила о сокращении базовой квоты разрешений ЕКМТ на 2010 год с 299 до 67 штук. Статья 3.16 «Руководства пользователя многосторонней квоты ЕКМТ» устанавливает необходимость выполнения первой поездки с грузом из страны регистрации транспортного средства. Российская Федерация настаивала на отмене этой нормы: значительная несбалансированность экспортно-импортных грузопотоков (низкие объемы экспорта), невозможность использовать в прямом направлении специализированного подвижного состава (рефрижераторов, автовозов). В настоящее время пять стран (Германия, Греция, Италия, Швейцария и Бельгия) продолжают требовать выполнения указанного норматива.

Срок действия разрешения ЕКМТ - один календарный год, но есть и месячные разрешения ЕКМТ. Отдельные разрешения ЕКМТ могут быть недействительны в некоторых странах (Греция, Австрия и др.). Контролирующие органы стран, в которые или через которые выполняются перевозки, строго следят за наличием и правильностью заполнения сертификатов соответствия на подвижной состав. В приложении 3 приведен пример разрешения ЕКМТ.

Держатель разрешения ЕКМТ должен вести бортовой журнал. В приложении 4 приведен пример бортового журнала разрешения ЕКМТ.

В 1949 году несколько европейских государств подписали первое Соглашение МДП, а в 1959 году КВТ ЕЭК ООН принял первую редакцию Конвенции МДП. С учетом накопленного опыта, технических достижений, изменений таможенных правил первая Конвенция МДП была доработана в 1975 году.

В настоящее время насчитывается 65 договаривающихся сторон Конвенции. Количество книжек МДП, выданных МСАТ (IRU) национальным ассоциациям для перевозчиков этих стран, составило в 2008 году 3 млн 254 тыс. штук. Из общего числа государств, подписавших Конвенцию, наибольшее количество книжек МДП использовали в 2008 году следующие страны (в тыс. шт.): Турция - 765, Россия - 696, 6, Украина - 317, Польша - 286, Литва - 218, 5, Беларусь - 213. Вместе эти страны получили для использования 2 млн 496 тыс. книжек МДП, т. е. 77% от их общего числа.

Системы таможенного транзита, к которым относится конвенция МДП, предназначены для максимального упрощения перевозки грузов под таможенными печатями и пломбами и при этом обеспечения необходимой таможенной безопасности и гарантий. Транзитные операции осуществляются по одному транзитному документу - книжке МДП. В приложении 7 приведены титульный лист, первая и вторая страницы книжки МДП.

Конвенция МДП содержит пять основных элементов (принципов), на которых строится вся система. Одним из них является безопасность транспортных средств и контейнеров. Грузы должны перевозиться в безопасных (с точки зрения таможни) транспортных средствах и контейнерах, чтобы исключить возможность доступа к содержимому запломбированной части без оставления видимых следов вскрытия грузового отделения или повреждения таможенных печатей и пломб Лебедев О.Т., Терешенкова А.Ю. Таможенное дело: перспективность применение принципа декомпозиции больших систем // Вестник ИНЖЭКОНа. - 2011. Вып. 1 (44). ? С. 250.

Национальное ведомство выдает свидетельство о допущении дорожного транспортного средства или контейнера. В Российской Федерации освидетельствование транспортного средства должно происходить в таможне по месту регистрации транспортного предприятия.

Основными участниками Конвенции МДП являются:

1. Административный комитет - межправительственная организация, включающая все договаривающиеся стороны.

2. Рабочая группа ЕЭК ООН (WP.30) по таможенным вопросам, связанным с транспортом.

3. Международная организация (в соответствии со статьей 6 Конвенции): в настоящее время - МСАТ (IRU).

4. Таможенные органы, национальные объединения (в РФ - АСМАП), держатели книжки МДП (транспортные компании), международные и национальные страховые компании (в РФ - ОАО «Ингосстрах»).

Допуск к процедуре МДП должен контролироваться уполномоченными национальными органами. Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1567 «Об обеспечении исполнения таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП» на ГТК (преобразован в Федеральную таможенную службу - ФТС) возложено принятие решений о временном или окончательном лишении лиц права использовать процедуру МДП. АСМАП вправе, в качестве гарантийного объединения перед ФТС, ввести дополнительные условия для допуска к процедуре МДП (пункт 2 часть II приложения № 9 к Конвенции МДП, 1975 г.).

В соответствии с решением Правления АСМАП с 01.01.2008 вступил в силу «Порядок взаимоотношений АСМАП с российскими международными автоперевозчиками, осуществляющими перевозки в рамках Конвенции МДП, 1975 г.».

Данный документ содержит:

- требования к перевозчикам, желающим получить разрешение на доступ к процедуре МДП (наличие опыта, устойчивое финансовое положение, отсутствие нарушений и др.);

-требования к перевозчику, в отношении которого принято решение о допуске к процедуре МДП, для получения книжек МДП;

- правила работы с книжками МДП (срок их действия, ответственность за утрату, категорические запрещения);

- ответственность за нарушения.

Можно с уверенностью утверждать, что по сравнению с предыдущей редакцией «Порядка взаимоотношений...» (от 13 марта 2001 года) данный документ стал предъявлять гораздо более строгие требования к перевозчикам.

В основе взаимодействия государств - участников СНГ в транспортной сфере СНГ лежит формирование общего транспортного пространства СНГ (ОТП СНГ). В соответствии с Соглашением о принципах формирования общего транспортного пространства и взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в области транспортной политики от 9 октября 1997 года одной из важнейших задач транспортной интеграции является формирование механизма ОТП СНГ. В его рамках должны осуществляться:

взаимодействие национальных транспортных комплексов;

снятие различного рода барьеров и ограничений как основы беспрепятственных международных, включая транзитные, перевозок пассажиров и грузов по территориям государств - участников СНГ, а также снижение тарифной составляющей в конечной цене продукции Трунина Е.В. Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства: задачи, приоритетные направления // Современное право. 2010. № 4. С. 79.

Под общим транспортным пространством СНГ понимается совокупность технологически сопряженных транспортных коммуникации на территориях государств, обустроенных для передвижения транспортных средств, перемещения грузов, пассажиров, информационных и тарифных систем, структур и механизмов управления различными видами транспорта, функционирование которых осуществляется на основе действующих международных документов с учетом положений законодательства государств - участников СНГ.

Востребованность механизма ОТП СНГ определяется необходимостью решения задач, связанных:

с развитием международной транспортной инфраструктуры,

созданием условий для реализации транзитной функции как глобального конкурентного преимущества государств - участников СНГ;

обеспечением безопасности перевозок и страхованием в международном сообщении;

совершенствованием организационной структуры транспортного комплекса для улучшения обслуживания потребителей транспортных услуг;

сохранности грузов.

Через инструментарий согласованной тарифной политики ОТП СНГ позволяет регулировать формирование тарифных условий на перевозки грузов железнодорожном транспорте в Содружестве.

При этом следует отметить, что значительные возможности государств - участников СНГ в рамках этой региональной транспортной конструкции обусловлены тем, что они в совокупности обладают довольно мощным транспортным потенциалом, включающим все виды наземного транспорта, гражданскую авиацию и транспортную инфраструктуру. В настоящее время сформирована институциональная база многостороннего сотрудничества в транспортной сфере, позволяющая осуществлять межгосударственное регулирование взаимодействия национальных транспортных систем.

Одним из действенных инструментов построения ОТП СНГ выступает реализация Приоритетных направлений сотрудничества государств - участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года. Они направлены:

на формирование сети МТК на пространстве СНГ;

повышение эффективности тарифной политики;

разработку и реализацию концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств - участников СНГ;

устранение негативного влияния фискально-административных барьеров при осуществлении международных автомобильных грузовых перевозок;

сотрудничество в области организации воздушного движения государств - участников СНГ, создание условий для эффективного развития авиационных перевозок;

повышение уровня взаимодействия между различными видами транспорта при осуществлении международных перевозок;

совершенствование нормативно-правового обеспечения сотрудничества в области транспорта;

формирование согласованной политики в области транспортной безопасности и защиты окружающей среды.

Наибольшая эффективность транспортной деятельности существующих в настоящее время на постсоветском пространстве региональных объединений может быть достигнута через обеспечение их взаимодействия. Оно может быть достигнуто, в том числе путем:

использования «транспортного полигона» СНГ как наиболее развитого в организационном, правовом, технико-технологическом и логистическом плане, для решения транспортных проблем других региональных объединений евразийского формата;

рассмотрения вопросов транспортной интеграции на площадке одного интеграционного объединения с привлечением специалистов другого и выработке оптимального для обоих объединений решения;

передачи вопроса с площадки одного интеграционного объединения на площадку другого при условии, что решение о передаче такого вопроса принимают государства, являющиеся участниками обоих интеграционных объединений.

Особое место занимает предварительное информирование, которое является обязательным при ввозе товаров автомобильным транспортом.

Предварительная информация подается в таможенный орган государства - члена ЕАЭС не менее чем за 2 часа до планируемого ввоза товара.

Информация подается:

любым заинтересованным лицом (перевозчиком, таможенным перевозчиком, участником внешнеэкономической деятельности, таможенным представителем);

через Интернет-сайт таможенной службы страны - участника ЕАЭС.1

Схема предварительного информирования в России (применяется также для железнодорожного транспорта):

Заполняется форма предварительного уведомления;

регистрируется на интернет-сайте с присвоением уведомлению

уникального идентификационного номера;

в месте прибытия автомобиля на территорию ЕАЭС (в России) таможенному органу

предъявляется уникальный

идентификационный номер и товаротранспортные документы;

таможенник сверяет данные, предварительного уведомления с данными товаротранспортных документов;

при отсутствии расхождений оформление завершается (процесс сверки данных занимает в среднем 15 - 20 минут).

Виды предварительного информирования:

уведомление о прибытии (если товар остается в месте прибытия до его выпуска);

уведомление о транзите товаров (если планируется дальнейшая перевозка товаров);

2. Таможенный транзит

Таможенный транзит применяется для перевозки иностранных товаров из места их прибытия в ТС, до таможенного органа, в котором товар будет декларироваться и выпускаться.

При таможенном транзите таможенные платежи не уплачиваются, меры нетарифного и технического регулирования не применяются.

Требуется обеспечение уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (на случай утраты перевозимого товара) в виде денежного залога или гарантии банка.

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если транзит осуществляется:

таможенным перевозчиком;

с применением Carnet TIR;

уполномоченным экономическим оператором;

с таможенным сопровождением.

Таможенный транзит не применяется в одном из следующих случаев:

декларация на товар подается в месте его прибытия в ТС;

прибывший товар запрещен к ввозу и подлежит немедленному вывозу за пределы ЕАЭС (реэкспорт);

используется технология удаленного выпуска (Россия).

Временное хранение:

используется для обеспечения сохранности, прибывших в ЕАЭС иностранных товаров, до окончания таможенного декларирования и их выпуска таможенным органом;

осуществляется в специально оборудованных местах - на складах временного хранения;

не требует уплаты таможенных платежей, соблюдения мер нетарифного и технического регулирования;

допускается на срок до 2 месяцев, с возможным продлением еще на 2 месяца.

Временное хранение не требуется, если декларация на товар подается в течение 3 часов с момента прибытия в ЕАЭС (в Россию) или с момента завершения таможенного транзита.

Делись добром ;)