Оценка участия ОТПиТК в деятельности таможенных органов

отчет по практике

1.2 Система управления и принципы взаимодействия таможенных органов

Система управления - это совокупность звеньев и связей между ними, логически увязанных на достижении цели, а также полномочий на принятие управленческих решений. Система управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи, а также разделение элементов управления.

Взаимоотношения в структуре таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации.

Система управления таможенных органов РФ представляет собой иерархический тип структуры управления, наиболее распространенным видом которой является линейно-функциональная структура. Преимущества данной структуры заключаются в четкой системе взаимных связей, функций и подразделений, четкая система единоначалия, ясно выраженная ответственность, быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящего органа.

Таможенное регулирование основывается на общих системных принципах:

1. целостность - взаимосвязь и зависимость таможенных органов друг от друга при достижении общих целей;

2. структурность создаётся своеобразием форм построения организационных структур таможенных органов, их связей и отношений в рамках единого технологического процесса осуществления таможенного дела;

3. иерархичность системы характеризуют отношения субординации по вертикали и координации действий по горизонтали, которые базируются на распределении полномочий и функций таможенных органов в осуществлении таможенного дела;

4. взаимосвязь системы с окружающей социальной сферой воплощена в постоянном взаимодействии таможенных органов с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, различными объединениями и структурами участников внешнеэкономических связей.

В таможенных органах применяются следующие методы управления:

1. По масштабу:

- общие методы управления - направлены на решение глобальных проблем, стратегических задач;

- частные методы управления - используются в системах оперативного и текущего управления (РТУ, таможни, таможенные посты).

2. По форме воздействия:

- методы прямого воздействия (организационно-распорядительные и правовые);

- методы косвенного воздействия (социальные, психологические, экономические и экономико-математические).

Организационная структура Тюменской таможни включает в себя 6 основных блоков, а также структурные подразделения и отдельные должности, непосредственно подчиняющиеся начальнику таможни.

Отдел таможенных процедур и таможенного контроля является структурным подразделением Тюменской таможни и непосредственно подчиняется первому заместителю начальника таможни.

Положение об Отделе разрабатывается в соответствии с положением об отделе таможенных процедур и таможенного контроля службы организации таможенного контроля Управления и утверждается начальником Таможни.

Общее методическое руководство деятельностью Отдела осуществляется службой организации таможенного контроля Управления.

Структура и штатная численность Отдела утверждаются и изменяются приказом начальника Таможни.

Работа Отдела строится на основе текущего и перспективного планирования, сочетания принципов коллегиальности при обсуждении вопросов и единоначалия при принятии решения, персональной ответственности каждого должностного лица Отдела за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений. План работы Отдела формируется с учетом планов работы Управления и Таможни, целевых программ и концепций и утверждается первым заместителем начальника таможни.

Отдел решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Таможни, с отделом таможенных процедур и таможенного контроля службы организации таможенного контроля Управления, с территориальными органами исполнительной власти, правоохранительными и контрольными органами в регионе деятельности Таможни.

Функциональные обязанности должностных лиц Отдела регламентируются должностными регламентами, утвержденными начальником Таможни.

Задачи отдела:

- Разработка и реализация мер, направленных на обеспечение соблюдения таможенными постами, подчиненных Таможне, законодательства Российской Федерации в сфере таможенного дела в пределах компетенции Отдела.

- Контроль за выполнением таможенными постами Таможни положений Таможенного кодекса Таможенного союза, нормативных и иных правовых актов в сфере таможенного дела.

- Организация совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров и транспортных средств.

- Обеспечение единообразного применения таможенных технологий на таможенных постах, подчиненных Таможне.

- Организация и осуществление мер, способствующих повышению эффективности таможенного контроля. Совершенствование организации проведения таможенных процедур таможенными постами.

- Контроль за совершением таможенными постами таможенных операций и таможенного контроля, в том числе в отношении товаров и транспортных средств, не предназначенных для производственной или коммерческой деятельности и перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами в регионе деятельности Таможни.

- Координация и анализ деятельности таможенных постов по вопросам, относящимся к компетенции Отдела, оказание организационно-методической помощи.

- Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами по вопросам совершения таможенных операций и таможенного контроля.

- Взаимодействие с отделом телекоммуникаций и системотехнического обеспечения средств вычислительной техники Таможни и таможенными постами по вопросам оснащения Таможни и таможенных постов информационно-техническими и программными средствами и применения информационных технологий в Таможне и на таможенных постах, автоматизации процесса совершения таможенных операций, создания и внедрения автоматизированных систем совершения таможенных операций и таможенного контроля.

- Организация учета и контроля за использованием бланков паспортов транспортных средств и паспортов шасси транспортных средств (далее - ПТС и ПШТС), проведение сверки фактически поступивших в Таможню бланков ПТС и ПШТС с данными реестра распределения Управления, формирование для структурных подразделений реестров распределения бланков ПТС и ПШТС, сверка информации по оформленным бланкам ПТС и ПШТС и по оформленным автотранспортным средствам, внесение и передача сведений о дубликатах ПТС в ЦБД ЕАИС таможенных органов.

- Обеспечение учета и таможенного контроля товаров, помещенных под таможенные процедуры, отличные от экспорта, выпуска для внутреннего потребления, таможенного транзита. Оформление и представление устанавливаемой ФТС России и Управлением, отчетности по таким товарам.

- Внедрение технологии электронного декларирования товаров и транспортных средств совместно с отделом телекоммуникаций и системотехнического обеспечения средств вычислительной техники Таможни.

- Подготовка предложений по выявлению рисков и управлению рисками, в том числе по целевым методикам их выявления, с учетом особенностей региона деятельности Таможни и направление их в Управление и ФТС России для согласования.

- Накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля и прямых мер по минимизации рисков либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих образованию рисков, и подготовка предложений руководству Таможни по результатам анализа.

- Контроль за практической реализацией прямых мер по минимизации рисков.

- Осуществление взаимодействия с таможенными постами и Управлением с целью пресечения перемещения через таможенную границу Таможенного союза печатных и аудиовизуальных материалов, направленных на пропаганду фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации.

- Участие в целевых проверках деятельности таможенных постов по направлениям деятельности Отдела.

- Осуществление ведомственного контроля деятельности таможенных постов, подчиненных таможне, в пределах компетенции Отдела.

Функции отдела:

- Разработка предложений о совершенствовании механизма таможенного регулирования в регионе деятельности Таможни.

- Исполнение в установленные сроки мероприятий планов работы Управления, Таможни и Отдела, а также выполнение в части, касающейся компетенции отдела показателей деятельности Таможни.

- Контроль и анализ применения таможенных процедур, специальных упрощений, особенностей таможенного декларирования таможенными постами Таможни.

- Организация совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров и транспортных средств, не предназначенных для производственной или коммерческой деятельности и перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами в регионе деятельности Таможни.

- Подготовка предложений о совершенствовании порядка совершения таможенных операций и таможенного контроля, в том числе с использованием электронной формы представления сведений, необходимых для таможенных целей, а также организация и сопровождение соответствующих экспериментов.

- Обобщение и анализ практики совершения таможенных операций и таможенного контроля, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств в регионе деятельности Таможни, а также контроля таможенного декларирования.

- Методическое руководство таможенными постами, структурными подразделениями Таможни, осуществляющими таможенный контроль и совершение таможенных операций, оказание таможенным постам, структурным подразделениям практической помощи.

- Подготовка отчетов, справочных и аналитических материалов по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

- Проверка самостоятельно либо совместно с другими подразделениями Таможни деятельности таможенных постов. Участие в целевых проверках.

- Участие в обработке и анализе информации на основе оперативного мониторинга о совершении таможенных операций, электронных баз данных деклараций на товары, документов учета, а также иных электронных баз данных.

- Координация деятельности таможенных постов по вопросам совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров и транспортных средств.

- Осуществление анализа совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров и транспортных средств в регионе деятельности Таможни, в том числе в разрезе регионов деятельности подчиненных таможенных постов и субъектов ВЭД, осуществляющих свою деятельность в регионе деятельности Таможни; разработка проектов зональных профилей рисков, срочных профилей рисков, а также проектов ориентировок и их доведение параллельно и одновременно до координирующего структурного подразделения Таможни; применение мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях риска; контроль исполнения подчиненными таможенными постами мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков; осуществление таможенного контроля в случае выявления при таможенном контроле профилей рисков, содержащих указание отделу.

- Проведение по направлениям деятельности анализа эффективности профилей рисков и ориентировок, разработанных ФТС России, Управления и Таможни, а по результатам анализа - формирование и направление в координирующее структурное подразделение Таможни предложений по их актуализации и (или) отмене.

- Подготовка предложений по выявлению и управлению рисками с учетом особенностей региона деятельности Таможни и направление их в координирующее структурное подразделение Таможни; направление в координирующее структурное подразделение Таможни для утверждения целевых методик выявления рисков.

- Проверка в порядке ведомственного контроля при наличии поводов, относящихся к компетенции Отдела, законности и обоснованности решений, действий (бездействия) подчиненных таможенных органов и подчиненных должностных лиц таможенных органов, принятых и совершенных в сфере таможенного дела.

- Принятие в пределах компетенции Отдела мер, направленных на прекращение неправомерных действий (бездействия) подчиненных таможенных органов и подчиненных должностных лиц таможенных органов либо на обеспечение совершения действий, предусмотренных законодательством о таможенном деле в Российской Федерации.

- Подготовка заключений соответствующим структурным подразделениям Таможни по жалобам, запросам и заявлениям организаций и граждан, предметом рассмотрения которых являются вопросы, относящиеся к компетенции Отдела.

- Согласование (визирование) проектов решений, подготовленных соответствующими структурными подразделениями Таможни, по жалобам, запросам и заявлениям организаций и граждан в части вопросов, относящихся к компетенции Отдела.

- Учет и контроль за использованием бланков ПТС и ПШТС, сверка информации по оформленным бланкам ПТС и ПШТС.

- Организация и контроль деятельности таможенных постов Таможни по вопросам ведения учета за использованием бланков ПТС И ПШТС, правильного и своевременного представления электронных копий ПТС и ПШТС

- Рассмотрение заявлений о выдаче разрешений на переработку товаров на таможенной территории, переработку для внутреннего потребления, на переработку вне таможенной территории, подготовка заключения о выдаче или отказе в выдаче разрешения для утверждения начальником Таможни разрешений на помещение товаров и транспортных средств под данные таможенные процедуры. Осуществление выдачи разрешений на переработку, контроля их исполнения (включая сроки переработки и распоряжение продуктами переработки, порядок переработки, соблюдение норм выхода (расхода), начисление и возврат таможенных платежей и т.д.

- Подготовка предложений руководству Таможни по вопросам продления сроков переработки в соответствии с установленным порядком, заключений о целесообразности дальнейшего продления срока действия разрешений на переработку, их отзыве.

- Осуществление контроля за товарами, помещаемыми под таможенные процедуры, в том числе контроль правильности заявления товаров и транспортных средств под таможенные процедуры в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

- Организация контроля за деятельностью владельцев складов временного хранения (далее - СВХ) и таможенных складов.

- Рассмотрение заявлений о включении в Реестр владельцев таможенных складов или СВХ в регионе деятельности Таможни, анализ представляемых документов и обследование площадей, предназначенных для учреждения таможенных складов и СВХ; подготовка заключений для принятия решения о выдаче свидетельств о включении в Реестры владельцев таможенных складов или СВХ в регионе деятельности Таможни, об отзыве свидетельства о включении в Реестр владельцев СВХ (таможенных складов), а также исключении из Реестра владельцев таможенных складов или СВХ.

- Ведение справочника таможенных складов и СВХ (в том числе в автоматизированной системе учета), представление в Службу организации таможенного контроля Управления и Главное управление организации таможенного оформления т таможенного контроля ФТС России копий выданных свидетельств для ведения общего Реестра таможенных складов и СВХ.

- Рассмотрение заявлений о создании зон таможенного контроля (постоянных и временных), анализ представленных документов и подготовка проекта приказа (распоряжения) о создании зоны таможенного контроля.

- Рассмотрение заявлений о временном хранении товаров на складе получателя, анализ представленного пакета документов, принятие решения о возможности размещения товара на складе получателя.

- Организация и участие в проведении проверок складов временного хранения, таможенных складов, зон таможенного контроля, функционирующих в регионе деятельности Таможни (за исключением зон таможенного контроля, создаваемых в пунктах пропуска и вдоль Государственной границы Российской Федерации).

- Формирование баз данных транспортных средств, баз данных «Реестр складов временного хранения», «Реестр владельцев таможенных складов».

- Контроль за внедрением в Таможне автоматизированных систем совершения таможенных операций и таможенного контроля.

- Рассмотрение запросов, поступающих от Управления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и обращений от организаций, граждан, таможенных органов и структурных подразделений Таможни. Подготовка ответов на них в соответствии с порядком, определяемым ФТС России.

- Сбор, обобщение и анализ отчетности об основных показателях работы пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации в регионе деятельности Таможни.

- Осуществление взаимодействия с таможенными постами и Управлением с целью пресечения перемещения через таможенную границу Таможенного союза печатных и аудиовизуальных материалов, направленных на пропаганду фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации.

- Осуществление делопроизводства в соответствии с требованиями Типовой инструкции по делопроизводству.

- Согласование проектов приказов, распоряжений, технологий и иных документов, подготавливаемых другими подразделениями Таможни по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

- Обобщение практики осуществления таможенными постами Таможни совершения таможенных операций и таможенного контроля при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, по вопросам входящим в компетенцию Отдела.

Непосредственное руководство деятельностью Отдела осуществляет начальник Отдела. Он назначается на должность и освобождается от неё в порядке, установленном ФТС России, из числа лиц, имеющих высшее профессиональное образование, стаж государственной службы не менее 2 лет или работы по специальности не менее 4 лет.

Начальник Отдела подчиняется первому заместителю начальника Таможни, начальнику Таможни. В период временного отсутствия начальника Отдела руководство Отделом осуществляет иное должностное лицо Отдела, назначаемое приказом начальника Таможни.

Начальник Отдела:

- руководит деятельностью Отдела и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Отдел задач и функций;

- планирует деятельность Отдела и осуществляет контроль за исполнением плановых мероприятий;

- распределяет обязанности между должностными лицами Отдела, контролирует надлежащее исполнение ими должностных обязанностей;

- в пределах своей компетенции осуществляет подбор и расстановку кадров в Отделе, а при необходимости - и перераспределение должностных обязанностей с учетом взаимозаменяемости должностных лиц Отдела;

- организует взаимодействие Отдела с другими структурными подразделениями Таможни и таможенными постами по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;

- вносит в установленном порядке представления о присвоении классных чинов должностным лицам Отдела, вносит предложения о поощрении или наложении дисциплинарных взысканий на должностных лиц Отдела и таможенных постов;

- создает условия для повышения профессионального уровня и подготовки должностных лиц Отдела, улучшения условий работы, внедрения современных приемов и методов работы;

- пользуется другими правами и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Порядок взаимодействия ОТПиТК с другими и таможенными органами основывается на приказах ФТС России, УТУ.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории РФ. Регламентация взаимодействия по вертикали происходит сверху вниз посредством приказов, распоряжений, писем и запросов. Взаимодействие снизу вверх - посредством служебных записок, подготовке нижестоящими таможенными органами аналитических справок.

Рассмотрим степень участия и роль Тюменской таможни.

Внешнеэкономическая компонента:

В Тюменской таможне осуществляют таможенное оформление товаров 167 предприятий - участников ВЭД (данные за 1 полугодие 2012 г.). Всего по зоне деятельности Тюменской таможни зарегистрировано 56 новых участников ВЭД, не осуществлявших внешнеэкономическую деятельность в 2011, 2012 гг.

Основные страны - торговые партнеры во внешней торговли юга области это: Кипр, Украина, Польша, Литва, Чехия, Германия, Венгрия, Казахстан, Словакия и Турция. Значительный экспорт товаров осуществляется в основном на Кипр, в Украину, Польшу, Литву, Чехию, Германию. Ввоз товаров осуществляется в основном из Узбекистана, Казахстана, Китая, Германии, США, Нидерландов, Финляндии, Украины.

Экономическая компонента:

Финансирование Тюменской таможни осуществляется из федерального бюджета. Составляется смета расходов ежегодно до 15 января.Происходит финансирование на основе планирования:

ФТС РФ > УТУ > ТАМОЖНЯ

Планирование - это разработка плана, определяющего то, чего необходимо достичь и какими способами, сообразуясь со временем и пространством.

Само по себе планирование подразделяется:

По уровню управления:

- стратегическое (Приказы и Указания ФТС);

- оперативное (Приказы и Указания РТУ);

- рабочее (повседневная деятельность таможни).

По срокам управления:

- долгосрочное (5 лет и более);

- среднесрочное (от 1 до 5 лет);

- текущее (до 1 года).

Тюменская таможня участвует в формировании доходной части бюджета разных уровней (уровень РТУ и уровень Федерального бюджета). Объем перечисленных таможней платежей за 2011 г. составил более 82 млрд. рублей.

Товары, обращенные в федеральную собственность:

За первое полугодие 2012 г.а. в собственность государства обращено имущество на сумму 167449 тыс. рублей. Из них: стоимость имущества, признанного судом бесхозяйным (117,27 тыс. рублей.

В первом полугодии 2012 г. в качестве нового направления правоохранительной деятельности таможни была определена работа по защите интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав. Так за шесть месяцев 2012 г. из всех поступивших на исполнение постановлений судов в части конфискации имущества 60% составили постановления в части конфискации контрафактной продукции.

Тюменской таможней было передано имущество на сумму 1228,13 тыс. рублей. Из них: имущество на сумму 1202,91 тыс. рублей в филиал РФФИ в Тюменской области; имущество на сумму 25,22 тыс. рублей в Службу судебных приставов по Тюменской области. Таким образом, по состоянию на 01.07.2012 г. на счета ГУФК при Минфине России от реализации конфискованного имущества перечислено 183,36 тыс. рублей.

Правовая компонента:

Правовую помощь структурным подразделениям таможни оказывает Правовой отдел таможни. За первое полугодие 2012 г. в правовой отдел поступило 18 запросов с просьбой разъяснения положений таможенного, административного, трудового, гражданского законодательства: по вопросам правомерности предоставления Тюменской таможней государственным учреждениям и иным организациям информации об участниках ВЭД; о рассмотрении возможности взыскания в судебном порядке денежных средств; по вопросам выплаты премий федеральным государственным служащим и сотрудникам таможни и др. вопросам.

Социальная компонента:

Вопросами подготовки кадров Тюменской таможни занимается Отдел подготовки кадров, непосредственно подчиняющийся заместителю начальника таможни по работе с кадрами - начальнику отдела кадров. Основной задачей данного отдела является профессиональная подготовка кадров таможни по следующим видам обучения: первоначальная профессиональная переподготовка, повышение квалификации, стажировка, краткосрочные целевые семинары, постоянно действующие тематические семинары, сборы и конференции. Обучение проводится в Российской таможенной академии, ее филиалах, в подразделении подготовки кадров в УТУ и в Отделе, а также в других учебных заведениях. Также отдел организует работу методического кабинета, формирует библиотечный фонд.

Взаимодействие Тюменской таможни с государственными органами:

В целях эффективного использования постановлений таможенных органов таможней проводится систематическая работа по взаимодействию с подразделениями судебных приставов по исполнению постановлений таможни по делам об административных правонарушениях, в том числе утвержден план взаимодействия Тюменской таможни и Управления Федеральной службы судебных приставов по тюменской области (УФССП). Согласно данному плану проводятся ежеквартальные совещания на уровне руководителей, ежемесячные сверки по исполнению постановлений и своевременностью перечисления денежных средств на счет таможни, организуют совместные выезды с целью розыска и ареста имущества должников.

Для выполнения своих задач Тюменская таможня также взаимодействует с Органами пограничного контроля ПС ФСБ России, органами Роспотребнадзора, органами автодорожного надзора, Россельхознадзора - по вопросам таможенного контроля, с Уральской транспортной прокуратурой и т.д.

Делись добром ;)