logo
Организация функционирования малых (ведомственных) автоматических телефонных станций на примере таможни

Глава II. Применение ведомственной АТС в деятельности таможенных органов и её взаимодействие с другими подразделениями таможенных органов

таможенный ведомственный информационный

Достижение целей и решение задач одного из направлений научно-технической политики ФТС России, а именно развития Единой автоматизированной информационной системы, невозможно без создания и совершенствования транспортной среды ЕАИС и его ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети.

Необходимость выработки стратегии определения технической политики, выбора приоритетных направлений, укрупненных ориентиров и целевых функций развития телекоммуникационных сетей ФТС России стала очевидной к концу 90-х годов. Именно тогда специалисты различных служб начали конструктивные поиски интегрированных технических решений.

Создание ведомственных сетей связи и передачи данных велось по различным не коррелированным между собой программам без должной научно-технической и экономической проработки.

Концепция во многих аспектах ориентирована на ЕАИС 2-й очереди. Вместе с тем закладываемые технические решения обеспечивают перспективу ее использования на 10-15 лет, возможность развития, модернизации, в том числе с использованием новых технологий передачи информации.

Изложенные в Концепции общие требования к ВИТС, организационные и технические принципы ее построения технического обслуживания, остаются актуальными для настоящего и последующих этапов развития ЕАИС ФТС России.

Концепцией предусмотрено три этапа ее построения. В ходе выполнения первых 2-х этапов построения ВИТС предусматривалось проведение следующих основных мероприятий:

- проведения системного проектирования ВИТС;

- внедрение технологий интегрированного обмена информацией в центральной зоне ФТС России на направлениях ФТС - РТУ;

- концентрация финансовых средств, выделяемых на централизованную закупку телекоммуникационного оборудования, капитальное строительство ВИТС, на реализацию целевых программ, решений коллегий ФТС России, развитие инфраструктуры РТУ, особенно в отношении таможен, характеризующихся высокими показателями оперативности работы и доходности;

- разработка системы управления и создание центра управления сетью;

- проведение системного проектирования региональных ВИТС;

- проведение НИР по сетям подвижной радиосвязи и спутниковому фрагменту ВИТС, начало их практической реализации. Большинство из них реализовано. Захаров В. Интеллектуальные технологии в современных системах управления // Проблемы теории и практики управления, 2005, № 4 - С. 99

Развитие ведомственной сети связи в направлении создания интегрированной телекоммуникационной сети начато нами еще до разработки системного проекта, в частности, цифровизация каналов до РТУ, отдельных таможен, переходу на цифровые технологии передачи информации в центральной зоне ФТС России.

Разработанный в 2002 году ОАО «Роснет» системный проект дает нам четкие ориентиры создания ВИТС, этапность организации работ, что позволяет обоснованно планировать использование финансовых средств.

Таким образом, мы получили инструмент, который с учетом реализации замечаний и предложений экспертной комиссии УГЭС Минсвязи позволяет нам приступить к созданию ВИТС.

В этом плане большое значение придается приведенному к настоящему времени проектированию региональных фрагментов ВИТС, т.е. конкретизации системного проекта на конкретные условия регионов.

При проведении проектирования необходимо учитывать, что, по мнению УСТАТТ темпы создания ВИТС отстают от реальных потребностей ЕАИС в развитии транспортной базы системы.

Необходимо отметить ряд важных моментов. В связи с наращиванием каналов цифровой связи, внедрением технологий их интегрированного использования, разветвлением ВИТС, увеличением на сети количества коммуникационного и каналообразующего оборудования необходима срочная разработка системы управления сетью, и в частности создание центрального и региональных центров управления.

Необходимо создание единой транспортной среды и адресного пространства ЕАИС. При этом должно учитываться, что использованием только возможностей ведомственной сети ФТС России данную задачу до конца решить сложно из-за частой передислокации таможенных органов, расположением их на арендованных площадях и др. Необходима разработка приложений для работы резервным каналам, в том числе сети общего пользования.

На данном этапе развития ЕАИС назрела необходимость в разработке единого стандарта передачи информации, от чего во многом зависит структура ее транспортной сети, т.е. ВИТС ФТС России.

Низка оснащенность связью низовых подразделений таможенных органов - таможенных постов и пунктов пропуска, особенно, в приграничных таможнях и в первую очередь на западной границе России.

Учитывая низкие темпы цифровизации магистральных и особенно внутризоновых каналов сетей общего пользования необходимо шире использовать возможности всех операторов регионов.

Не решена до настоящего времени задача обеспечения правоохранительных и оперативных подразделений ФТС России передачей данных с мобильных объектов. Необходимо приступать к переоснащению существующих сетей радиоподвижной связи для внедрения современных цифровых стандартов связи.

Анализ содержания планов капитального строительства ВИТС показывает, что в последние годы основное внимание строительства ВИТС направлено на оснащение связью и ЛВС, РТУ и таможен. Зачастую проекты не охватывают всей инфраструктуры таможни, либо из-за недостатка финансовых средств реализуется не в полном объеме, в ущерб интересам таможенных постов и пунктов пропуска. Часто реализация включения этих элементов в ВИТС планируется традиционными методами организации привязок, что, учитывая во многих случаях большую удаленность от таможен просто не может быть реализовано из-за больших капитальных затрат. Необходимо искать и предлагать другие технические решения, в частности, в обоснованных случаях использование спутниковых каналов связи.

Необходимо наращивать спутниковую ВИТС для регионов со слаборазвитой инфраструктурой связи, особенно на приграничных таможенных постах и пунктах пропуска.

При подготовке планов капстроительства ВИТС нужно обратить внимание на то, что количество объектов строительства ВИТС достаточно велико. Нужен анализ - не происходит ли «распыление» финансовых средств, выделяемые в настоящее время на строительство ВИТС финансовые средства составляют лишь порядка 3% от средств, вкладываемых в развитие таможенной инфраструктуры.

Планируемые на централизованные закупки финансовые средства составляют в последнее годы порядка 85,0 млн. рублей, что составляет 30% от объема закупок всех информационно-технических средств.

Таким образом, с учетом финансовых средств, выделяемых децентрализовано, средств на модернизацию, общий объем средств, вкладываемых в развитие ВИТС в последние 2 года составляет около 180 млн. рублей. В тоже время в концепции и системном проекте обосновано, что для обеспечения опережающего развития транспортной базы ЕАИС эти затраты должны быть 400-450 млн. рублей.

Следовательно, нам необходимо искать и реализовывать менее капиталоемкие решения, стремиться к внедрению перспективных телекоммуникационных технологий, совершенствовать систему технического обслуживания и ремонта оборудования Захаров В. Влияние информационных технологий на развитие фирмы //Проблемы теории и практики управления, 2005, № 5.- С. 118.