Организационно-правовые основы таможенного дела и меры по их совершенствованию

дипломная работа

2.1 Нормативно-правовое регулирование таможенного дела в Российской Федерации

Федеральная таможенная служба в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику и нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела, реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации, а также осуществляет функции по контролю и надзору. Сидоров В.Н. Таможенное право: учебник для бакалавров. 4-ое издание переработанное и дополненное. Москва 2013 год. 439 с.

В РФ правовое регулирование в таможенной сфере конституционными положениями отнесено к федеральному уровню.

Термин “ таможенное законодательство” охватывает не только Конституцию РФ и её законы, он также включает в себя подзаконные нормативно-правовые акты.

Главная особенность нормативно-правовых актов в таможенном деле заключается в том, что они устанавливают юридически обязательные правила, которые действуют в определенных частях структуры таможенного дела.

Основными источники таможенного права считаются:

-международно-правовые договоры и иные соглашения по таможенному делу, участниками которых является Российская Федерация;

-Конституция РФ;

-Федеральные законы, кодексы;

-подзаконные нормативно-правовые акты по вопросам таможенного дела, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, а также совместные акты ФТС РФ с другими министерствами и ведомствами.

Конституция РФ - основной закон нашей страны.

Статья 74 Конституции РФ гласит «на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств» [11;п. 1 ст. 74].

Тем самым устанавливается федеральная монополия в сфере таможенного регулирования и в определении таможенной политики страны.

Конституцией сформулированы принципы, имеющие непосредственное отношение к таможенной деятельности:

-принцип законности (ст. 15), являющийся одним из основных принципов осуществления таможенного дела в Российской Федерации;

-принцип равенство всех перед законом и судом (ст. 19);

-принцип неприкосновенность жилища (ст. 25);

-институт обжалования и судебная защита прав и свобод (ст. 46);

-гарантия на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48);

-презумпция невиновности (ст. 49);

-гарантия на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53);

-действие закона во времени (ст. 54).

Выделены нормы относительно таможенного регулирования:

-конституционные нормы о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности, а также признание и защита равным образом частной, государственной и иных форм собственности [11; ст.8];

- защита достоинства личности [11;ст.21];

-обязанности органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы [11;п. 2 ст.24];

-права каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в нее [11; ч.2 ст.27];

- права граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [11; ст. .33];

-права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности [11; ст.34], в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности; и ряд других норм.

Основным нормативным правовым актам, регулирующим общественные отношения в сфере таможенного дела, в настоящее время является Таможенный кодекс Таможенного союза принятый Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав.

Таможенный кодекс таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции). Его нормы не создают каких-либо проблем для участников ВЭД, поскольку они направлены как на обеспечение эффективного таможенного контроля, так и на ускорение совершения таможенных процедур. В целом, порядок совершения таможенных операций соответствует тому порядку, что применяется в России, так как большинство законодательных положений соответствуют Киотской конвенции.

В Федеральном законе от 19 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» содержатся положения, связанные с порядком информирования, консультирования, обжалования действий таможенных органов; конкретизирован ряд вопросов относительно лиц, осуществляющих таможенную деятельность.

Закон РФ "О таможенном тарифе" Закон РФ "О таможенном тарифе" (с последними изменениями от 08.12.2010 N 335-ФЗ). устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

К “таможенным законам” относится также и Федеральный закон РФ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ), который определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и основы правового положения должностных лиц таможенных органов.

Закон РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей"Федеральный Закон РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (с изменениями от 01.07.2011 N 169-ФЗ) направлен на защиту культурных ценностей от незаконного ввоза в Россию, вывоза за пределы России и передачи права собственности на них.

На территории РФ валютное регулирование и валютный контроль осуществляются в соответствии с Федеральным Законом "О валютном регулировании и валютном контроле”Федеральный закон то 10.12.2003г. №173- ФЗ “ О Валютном регулировании и валютном контроле”(ред. от 06.12.2011г.), целью которого является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости рубля и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного сотрудничества.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы. Они базируются на юридической силе законов, не могут противостоять им и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов. Тем не менее, для системности правового регулирования в таможенной сфере эти акты необходимы.

К подзаконным актам России относятся: Граве А.В. Таможенное право. Учебный курс (учебно-методический комплекс). М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП, 2010

-указы Президента России;

-нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения);

-нормативные постановления Правительства России;

-различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов.

Указы Президента России регулируют:

-отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

-отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

-отношения по установлению и применению таможенных процедур, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Постановления Правительства РФ, издаются на основании Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.

В основном Постановления Правительства принимаются для утверждения положений, определения правового статуса государственных органов и т.д.

Ведомственные акты, издаются ФТС России во исполнение положений и норм, содержащихся в Таможенном кодексе, Федеральных законах, Указах Президента и Постановлениях Правительства.

Наиболее распространенным видом ведомственных нормативных документов являются приказы Федеральной таможенной службы России.

Правила подготовки нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы и их государственной регистрации определяют единый порядок подготовки, утверждения, вступления в силу, отмены, изменения и дополнения нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы.

Действие правил не распространяется на правовые акты, если они содержат разовые предписания, адресованные конкретным лицам и рассчитанные на однократное применение.

Нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы России должны полностью соответствовать и не противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным договорам Российской Федерации.

Все нормативно-правовые документы ограничены по своему действию во времени, пространстве и по кругу лиц, применяются к отношениям, возникшим после дня вступления их в силу, и начинают действовать с момента вступления их в силу, а прекращается - с момента утраты их юридической силы.

Делись добром ;)