Модель обоснования управленческого решения в заключении импортных контрактов на примере предприятия ООО "Турсервис"

дипломная работа

1.2 Особенности анализа импортных контрактов

Методика анализа импорта товаров, включает в себя следующие направления: анализ импортных контрактов в разрезе основных показателей и факторов; анализ влияния факторов на показатели эффективности импорта по товарным группам и в целом по всему импорту товаров; анализ влияния импорта на финансовые результаты организации.

Оценка эффективности импорта товаров производится по двум группам показателей: во-первых, по показателям эффективности импорта товаров, приобретаемых с целью их продажи; во-вторых, по показателям эффективности импорта товаров, используемых в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции и для управленческих нужд организации.

В качестве базы для сравнения как на стадии заключения, так и фактического исполнения контрактов используются данные о поставках аналогичной продукции: от этих же иностранных поставщиков за предыдущие периоды; от других иностранных поставщиков за предыдущий и отчетный периоды; от российских организаций за предыдущий и отчетный периоды; при анализе фактического исполнения контрактов, анализ данных содержащихся в контракте.

Анализ поставок по импортным контрактам включает в себя следующие вопросы: обоснование управленческих решений о целесообразности заключения импортных контрактов; исследование порядка формирования себестоимости общей суммы затрат приобретаемых по импорту товаров и анализ факторов, влияющих на их изменения; анализ факторов, влияющих на финансовые результаты от продажи импортных товаров; анализ эффективности использования сырья и материалов, приобретаемых по импортным контрактам для производственных целей.

Специфическими, присущими только импорту, являются таможенные платежи к которым относятся ввозные пошлины, сборы за таможенное оформление, акцизы и НДС, уплачиваемые на таможне.

Показатели финансовых результатов от продажи импортируемых товаров включают в себя валовую прибыль, прибыль от продаж, бухгалтерскую прибыль, чистую прибыль.

На бухгалтерскую прибыль от продажи импортируемых товаров кроме факторов, формирующих прибыль от продаж, оказывают влияние прочие доходы и расходы, связанные с импортом.

Проведенный в таком объёме и последовательности анализ позволяет: на стадии заключения контракта выбрать наиболее предпочтительный для импортера контракт или вариант контракта, что требует оценки эффективности ожидаемых и фактических показателей, характеризующих импорт продукции; осуществить контроль за выполнением контрактов и их эффективностью путем сопоставления фактических показателей с ожидаемыми (планируемыми) из значениями, определяемыми при заключении контрактов, а также определить влияние основных факторов на полученные отклонения; определить влияние факторов на основные показатели импорта по всем группам продукции; определить влияние импорта на финансовые результаты организации; подготовить варианты управленческих решений для заключения контракта, принятия, уточнения и последующей корректировки текущих планов и составления планов внешнеторговой деятельности в части импорта продукции на следующих год.

Методика анализа будет одинакова при всех базах сравнения, за исключением случая, когда сопоставление производится с контрактами на поставку продукции на территории России, стоимость которых определяется в российской валюте, и оплата производится также в российской валюте, так как в данном случае будет отсутствовать влияние такого фактора, как изменение курса иностранной валюты по отношению к рублю.

Изменение цены единицы продукции в иностранной валюте можно детализировать по следующим основным факторам: изменение технико-экономических и качественных характеристик продукции, изменение базисных условий поставки, сроков поставки, условий оплаты (коэффициента кредитного влияния).

Уровень цен на импортную продукцию, зависит также от умения использовать конъюнктуру рынка, что, в свою очередь, определяется правильностью выбора сегмента рынка, времени вступления на рынке, оптимальным для данного момента размером предполагаемой партии и т.д.

Снижение импортной выручки за счет отклонений в ценах по сравнению с установленными в контракте может быть в случаях, если в контрактах предусматривается их последующая корректировка (например, при использовании подвижных цен). Это может свидетельствовать также об ухудшении качества поставляемых товаров вызванном ненадлежащими условиями производства, транспортировки и хранения товара на перевалочных пунктах и как следствие предоставлением скидок с базисных цен при окончательной сдаче-приемке товара. На все отклонения от условий контракта, связанные как с изменением цен, так и объема поставок, должны быть внесены соответствующие дополнения и изменения к контракту, в противном случае организации грозят штрафные санкции за нарушение договорных условий.

Как видно из приведенной факторной модели, определенное влияние (иногда весьма существенное) на изменение фактической величины импортной выручки в рублевом эквиваленте по сравнению как с поставками аналогичных товаров за предыдущие периоды, так и с данными контракта оказывает изменение курса иностранной валюты по отношению к рублю, устанавливаемого Банком России. К сожалению, этот фактор не поддается регулированию со стороны организации.

Тщательного анализа требуют расходы на продажу импортируемой продукции, занимающие значительный удельный вес в составе ее полной себестоимости. Они включают затраты организации по транспортировке импортных грузов, погрузочно-разгрузочные работы, затраты по страхованию, таможенные пошлины и сборы, если в соответствии с условиями контракта их несет импортер, комиссионные вознаграждения посредникам, расходы на рекламу, представительские и другие аналогичные расходы.

При анализе необходимо исследовать расходы на территории России и за границей.

По видам оплаты расходов: оплаченные в российской и иностранной валюте. Особое внимание за осуществлением расходов в иностранной валюте необходимо уделять в целях контроля за расчетами между резидентами в иностранной валюте.

В п.п. 1.3, произведем выбор расчетного алгоритма анализа импортных контрактов.

Делись добром ;)