1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКА ТАГАНРОГСКОЙ ТАМОЖНИ
Ростовская область была образована 13 сентября 1937 г. Административный центр - г. Ростов-на-Дону (1048,7 тыс. жителей на 1 января 2008 г.), основан в 1749 г. Область входит в состав Южного Федерального округа.
Ростовская область расположена на юге России в Предкавказье. Область омывается Таганрогским заливом Азовского моря. Граничит: на юге - со Ставропольским и Краснодарским краями, на западе и северо-западе - с Украиной, на севере - с Воронежской областью, на северо-востоке и востоке - с Волгоградской областью, на востоке, юго-востоке и юге - с Республикой Калмыкия.
Главные реки: Дон, Северский Донец. На территории Ростовской области находятся озеро Маныч-Гудило и три водохранилища: Цимлянское, Веселовское, Пролетарское.
По данным на 1 января 2008 г. в области насчитывается 463 муниципальных образования в т. ч.: муниципальных районов - 43, городских округов - 12, городских поселений - 18, сельских поселений - 390.
Ростовская область одна из наиболее экономически развитых в России, со значительным числом крупных промышленных центров. Особенно велики запасы топливно-энергетических ресурсов (угля, нефти и газа). На территории Ростовской области расположена часть Донецкого угольного бассейна. Область располагает благоприятными условиями для ведения зернового хозяйства. Недостатком является дефицит электроэнергии.
Большое значение транспортному развитию региона придается в рамках реализации проекта платной автомобильной дороги М-4 (Москва, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск).
Основные отрасли промышленности Ростовской области: машиностроение и металлообработка, в том числе сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое машиностроение, производство электровозов, экскаваторов, оборудования для легкой, пищевой промышленности; черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая, легкая, пищевая промышленность. На территории области действуют Новочеркасская ГРЭС, Цимлянская ГЭС, Ростовская АЭС.
Сельскохозяйственные угодья в хозяйствах всех категорий, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи на 1 июля 2009 г., составили 7660 тыс. га, или 76% всех земель области, пашня - 5715 тыс. га, или 57%. Сельское хозяйство области специализируется на производстве зерна, масличных, эфирно-масличных культур, овощеводстве, садоводстве, виноградарстве; в области хорошо развиты мясомолочное животноводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство.
На долю области приходится все производство магистральных электровозов в России, 71,7% - зерноуборочных комбайнов, 61,1% - добычи антрацита, 29,9% отопительных котлов, 24,2% растительных масел, 20,0% тракторных культиваторов, 8,1% стальных труб, 5,2% кузнечно-прессовых машин, 4,5% папирос и сигарет.
Инвестиционный рейтинг области - 2А, что означает средний потенциал, минимальный риск. В инвестиционном рейтинге регионов область занимает 3-е место по инвестиционному риску и 11-е по инвестиционному потенциалу. Наименьший инвестиционный риск - законодательный, наибольший - криминальный. Наибольший инвестиционный потенциал - трудовой.
Крупные промышленные предприятия:
· Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ)
· Таганрогский металлургический завод
· Таганрогский автомобильный завод
· Красный котельщик
· Таганрогский комбайновый завод
· ТАНТК им. Бериева
· Новочеркасский электровозостроительный завод
· Атоммаш
· Ростовский электрометаллургический завод
· Роствертол
· Ростсельмаш
· Ростовская АЭС
· Цимлянская ГЭС
· Новочеркасская ГРЭС
· Новочеркасский Электродный завод
Лёгкая промышленность:
· ОАО «Цимлянская ковровая фабрика»
· ОАО «Глория Джинс»
· ООО "Донской Пух" (Каменская пухоперовая фабрика)
Крупные предприятия:
· ООО «БВН инжениринг»
· И другие.
История создания таможенных органов на территории Ростовской области берет свое начало с мая 1776, когда императрица Екатерина II подписала указ об учреждении в Таганроге главного порта и главной таможни на Азовском море.
Расположенный на основных путях мыс Таган-Рог с давних времен служил пристанью для судов. Поэтому даже в порту, когда Петровская Троицкая крепость после русско-турецкой войны лежала в развалинах, на острове Черепаха действовал таможенный дозор. Основная таможня Приазовья некоторое время находилась в Черкесске, в с декабря 1749 года на реке Темерник.
В результате русско-турецкой войны Россия окончательно утвердилась на берегах Азовского моря. В 1776 году Таганрог объявили главным портов на Азовском море. И Екатерина Великая приказала перевести в Таган-Рог из Темерника и главную таможню.
В 1811 году был образован Таганрогский таможенный округ. В 80-х годах XIX веке с ростов грузооборота других портов Приазовья Таганрогский таможенный округ был упразднен. Но и после этого Таганрогская таможня оставалась таможней 1-й категории, являясь одной из крупнейших на Юге России. В 1920 году деятельность Таганрогской таможни была прекращена. И только в начале 70-х годов в Таганрогском морском порту появился таможенный пункт от Ждановской таможни. Приказом ГУГТК при Совете Министров СССР № 113 от 10 июля 1989 года «О создании таможенных учреждений» в целях совершенствования таможенного контроля за вещами лиц, транспортными средствами, товарами и имуществом, перемещаемыми через государственную границу СССР был создан Таганрогский таможенный пост Ростовской таможни.
В настоящий момент Таганрогскую таможню составляют 6 таможенных постов, 36 отделов и отделений. Общая протяженность таможенной границы составляет более 350 км, таможенные посты удалены от города на расстояние от 50 до 120 км.
В Таганрогской таможне работает свыше 850 человек. Среди таганрогских таможенников 6 человек награждены орденами Мужества, «Знаком Почета» и медалями «За отвагу». Ещё 42 таганрогских таможенника отмечены различными наградами Российской Федерации. Свыше 60% личного состава имеют ведомственные награды. О высоком профессиональном уровне говорят такие цифры: 94% таможенников имеют высшее образование, 5 таможенников получили научную степень и еще 9 учатся в адъюнктуре.
Самыми крупными участниками ВЭД города Таганрога являются ОАО «Таганрогский металлургический завод», ОАО «Инпром», ООО «Интер-сфера». Предприниматели Таганрога и не только в 2009 году осуществляли внешнеторговые операции с партерами из 75 стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе продукция экспортировалась в 60 стран, импортировалась из 42 стран.
Подразделения Таганрогской таможни в 2009 году оформили свыше 19 тысяч ГТД. Электронное декларирование в Таганрогской таможне применяется с 2006 года, которое показало свое значительное преимущество перед традиционным «бумажным» декларированием, сократив время работы таможенника с участниками ВЭД с трех суток до трех часов. Сегодня электронные таможенные декларации составляют около 35% от общего объема ГТД. 29 октября 2009 года на Таганрогском таможенном посту была оформлена первая электронная декларация, поданная по сети Интернет местным подразделением таможенного брокера ООО «РОСТЭК-ДОН».
Таможенники все эффективней используют в своей служебной деятельности такие современные технические средства как мобильный инспекционно-досмотровый комплекс (МИДК) HCV Mobile. За 2009 год, с помощью современного комплекса, таганрогские таможенники просканировали более 9 тысяч транспортных средств. По результатам работы МИДК было проведено более 35 таможенных досмотров и возбуждено около 20 дел об административных правонарушениях. Среди них самым значимым стало обнаружение и изъятие 83 банок с икрой рыб осетровых пород общим весом в 35 килограмм.
В регионе деятельности Таганрогской таможни предложено создать таможенно-логистический терминал в районе с. Самбек. Этот район удобен тем, что сюда сходятся все автомобильные дороги, идущие от пунктов пропуска: Весело-Вознесенка, Матвеев Курган и Куйбышево. Рядом проходит железная дорога, идущая от пункта пропуска Успенская. Кроме того, в непосредственной близости от терминала окажутся федеральная трасса, Таганрогский морской торговый порт и крупные городские предприятия - активные участники ВЭД.
На сегодняшний день Таганрогская таможня - одна из старейших таможен на юге России. Регионом ее деятельности определены город Таганрог, Куйбышевский, Матвеево-Курганский и Неклиновский районы Ростовской области. Ежесуточно через посты таможни следует свыше 1500 автотранспортных средств и 900 железнодорожных вагонов, а также 4 морских и речных судна. Ежедневный пассажирооборот составляет около 9 тысяч человек.
Таганрогская таможня в 2010 году перечислила в федеральный бюджет России 10 миллиардов 670 миллионов рублей.
В 2010 году участники внешнеэкономической деятельности осуществляли внешнеторговые операции с партнерами из 73 стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе, продукция экспортировалась в 55 стран, импортировалась из 56 стран. В качестве основных внешнеторговых партнеров можно выделить следующие государства: по экспорту - Швейцария (нефтепродукты на 82.3 млн. долл.), Турция (черные металлы, нефтепродукты на 73.6 млн. долл.), Соединенные Штаты Америки (трубы на 43.4 млн. долл.), Украина (котлы и оборудование, суда, железнодорожный транспорт, трубы на 26.6 млн. долл.); по импорту - Украина (черные металлы, изделия из черных металлов, трубы, нефтепродукты, котлы и оборудование, изделия из бумаги и картона на 1 млрд. 70 млн. долл.), Китай (части и принадлежности моторных транспортных средств, оборудование на 220.6 млн. долл.), Республика Корея (ввоз частей и оборудования для сборки автомобилей на сумму 135 млн. долл.).
В ближайшее время на российско-украинской границе начнут функционировать два современных автомобильных пункта пропуска: «Матвеев Курган» и «Весело-Вознесенка». Ведется строительство пункта пропуска «Куйбышево - Мариновка» и планируется открытие пункта пропуска «Куйбышево - Дьяково», где таможенный и пограничный контроль будут осуществлять как российская, так и украинская стороны.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКА ТАГАНРОГСКОЙ ТАМОЖНИ
- 2. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ, ТЕРМИНОВ И МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ АНАЛИЗА
- 2.1 Основные категории, термины, используемые в таможенной статистике
- 2.2 Статистические показатели динамики, выявление тенденций развития
- 2.4 Статистические показатели динамики, выявление тенденций развития
- 3. РАСЧЕТ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИНАМИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТАГАНРОГСКОЙ ТАМОЖНИ
- 3.1 Анализ динамики основных показателей (стоимости и веса) экспорта, импорта и товарооборота. Расчет статистических показателей динамики
- 3.2 Анализ временных рядов, показатели динамики
- 3.3 Тренд динамики экспорта и импорта
- 3.4 Характеристика торгового баланса и отраслевой структуры
- 2.1.1 Экспортно-импортные и бартерные операции.
- 2. Эффективность экспортно-импортных операций.
- 4. Валютный режим экспортно-импортных операций
- 4.3 Особенности осуществления экспортно-импортных операций
- Тема 4. Эффективность экспортно-импортных операций
- 6.3. Анализ импортных операций
- 2.2. Экспортные и импортные операции
- Тема 13. Учёт экспортно-импортных операций
- 17 Учет и анализ экспортно-импортных операций с производственными запасами
- 6.5. Регулирование экспортных и импортных операций